Архимандрит из Коболчина

Автор: admin

В 1812 году территория Бессарабии была присоединена к Российской империи. Вместе с советской властью заново стала устанавливаться и церковная. В 1813 году последовало официальное утверждение Кишиневской епархии, которой были присвоены титулы митрополии и экзархи. На место священника церкви в с. Коболчин (построена в 1784 г.) был утвержден о. Никифор Чернявский, украинец по национальности, который до этого был дьяком в небольшом селе. Окница (современный Окницкий район; не путать с одноименным городом-станцией). В Коболчине у Никифора один за другим стали рождаться дети, старшим из которых был сын Василий – будущий архимандрит Варлаам, епископ Минский и Туровский.

Церковь в селе Коболчин. Примерно 20-е годы ХХ-го века

Василий Никифорович Чернявский родился 28 февраля 1819 г. в с. Коболчине, Хотинского уезда Бессарабской области (впоследствии Бессарабской губернии). Как свидетельствуют биографы, детство Василия было не самым радостным. Семья жила небогато, да и к тому же сам он был болезненным ребенком.

Некоторые авторы XIX в. выказывали предположение, что именно из частых болезней он получил только домашнее образование: «До 16 лет <…> мальчик Василий Чернявский, оставался в доме родителей, где и получил первоначальное воспитание и образование. Почему он не был отдан, например, в духовное училище, или другое какое-либо учебное заведение, остается неизвестным; можно лишь с вероятностью предполагать, что причиною того послужило болезненное его состояние в детском возрасте, лишившее родителей возможности своевременно отдать своего сына в школу»[1].

Заметим, что это предположение было подхвачено учеными мужами, которые в дальнейшем использовали ее при написании биографической статьи в официальные издания, в том числе энциклопедического характера. Но, как видно из слов самого Василия Чернявского, причины были иного характера:

«Я слишком поздно вступил на тот путь, который целесообразнее ведет к достойному принятию оного, именно на путь научного образования. Тогда, как другие труженики, достигающие высоких степеней священства, благодаря попечению о них родителей или сострадательных родственников, с раннего возраста своего были приготовляемы к высшему служению св. Церкви, я не имел этого счастья: мне суждено было начать свое образование собственными попечениями и усилиями и притом далеко не рано, по достижении уже довольно зрелого возраста, когда я сам сознал пользу и мог позаботиться о себе, чтобы, по крайней мере, не остаться безграмотным. И при каких условиях и обстоятельствах? 0, не без сокрушения вспоминаю, как оставшись в самом раннем возраст круглым сиротою, без всякого призрения и руководства, без всяких средств к существованию, я, при всей моей неопытности и неумении взяться за какое-нибудь дело, чтобы помочь своему сиротскому горю, должен был среди всех этих лишений в одно и то же время и учиться грамот, и с утра до поздних часов ночи томиться над изысканием средств насущного пропитания, как для себя, так и для двух еще меньших меня братьев моих, нередко находя оные в таких занятиях и трудах, которые, мало того что были мне не под силу, отнимали у меня всякую возможность и надежду на успешное самообразование»[2].

В 1835 году, 5 октября, Василий был причислен причетником (дьячком) к коболчинской церкви. Правда, прослужил он в этом качестве всего лишь три месяца. Взяв благословение у родных, 16 января 1836 года он поступает послушником в Гыржавский Вознесенский монастырь[3], который находился в Оргеевском уезде, в 50 верстах от Оргеева и в 60 — от Кишинева. В то время этот монастырь был оазисом духовной жизни Бессарабии. По преданиям, Гыржавский монастырь Вознесения Господня основан в 1740 году Михаилом Иннокентием по прозвищу Севый, принявшим монашество в Яссах[4].

В монастыре Василий прожил около пяти лет. Там им «овладела такая жажда знания», что он в 1841 г. обращается в Святейший Синод с прошением о принятии его в какое-либо учебное заведение[5]. Его прошение было одобрено, и на 23 году жизни, он впервые сел за школьную скамью. В речи сказанной 14 Февраля 1875 г. Архимандритом Варлаамом Святейшему Синоду при наречении во Епископа Тотемского, Викария Вологодской Епархии, этому было уделено особое внимание:

«Чтение слова Божия и жития святых, в которых я искал пищи для своего ума и примеров назидания для своего сердца, несколько расширило первоначальный круг моих скудных познаний и возбудило во мне жажду оных. Чтобы удовлетворить этим потребностям моей души, я, в ясном осознании этих потребностей, не взирая на внешние препятствия, особенно со стороны моего возраста, не дававшего мне по тогдашнему времени права на поступление в какое-либо учебное заведение, обратился в твердом уповании на милость Божию с просьбой к Святейшему Синоду о дозволении мне учиться в местном духовном училище, и Господь услышал глас моления моего и молитву мою принял. И вот таким то образом, по особой милости Святейшего Синода, я, будучи уже 23-х лет, в звании и полуряске монастырского послушника, сел впервые за школьную скамью в таком возрасте, в котором многие из моих сверстников по летам уже оканчивали свое образование в высших учебных заведениях»[6].

Его первым учебным заведением стало Кишиневское уездное училище, где он проучился четыре года. Но на этом его образование не заканчивается. C 1 сентября 1845 года по июль 1851 года Василий учится в Кишинёвской духовной семинарии. В этот же период своей жизни, он «по вниманию к прежде проведенному им в монастыре указанному числу лет и собственному прошению, был пострижен в монашество и рукоположен в священника для служения в Крестовой церкви в свободные от школьных занятий часы и дни»[7].

Если говорить более точно, опираясь на даты, то хронология описанных событий такова: 4 апреля 1848 года Василий Чернявский пострижен в монашество с именем Варлаам, 6 мая рукоположен во иеродиакона, а 9 мая — во иеромонаха, являлся экономом архиерейского дома.

По окончании в 1851 г. семинарии в звании студента, 14 ноября того же года он был определен настоятелем Фрумошского (Фрумоасского) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, с возведением в сан игумена[8]. Однако обителью управлял недолго: «любовь к науке и образованию вскоре побудили его отказаться от почетного звания начальника обители, и с особого разрешения Св. Синода поступить в число студентов С.-Петербургской Духовной Академии»[9].

В ноябре 1852 игумен Варлаам отправляется в Санкт-Петербург, где 1853 – 1855 годах учится в Санкт-Петербургской Духовной академии. Здесь он усердно изучает богословские науки и занимается исследованиями противораскольнической литературы. По окончании Василий Никифорович получил кандидатскую степень, с правом получения степени магистра по выслуге 2 лет на духовно-училищной службе. И уже в 1858 г., после защиты диссертации «Об изменениях в чине литургий Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова, указанных в Поморских ответах и Мече Духовном», 13 марта утвержден в степени магистра[10].

В том же году, 6 ноября его назначают учителем Екатеринославской духовной семинарии, а с 23 марта 1859 года — инспектором той же семинарии. В Екатеринославской семинарии Варлаам преподавал церковно-библейскую историю, литургику (изучение церковного богослужения), обличительное богословие (богословская дисциплина, раскрывающая отношение Православной Церкви к инославию), а также церковное законоведение и греческий язык.

В Екатеринославской губернии он надолго также не задерживается. Уже 11 сентября 1859 года Варлаам переведен в родную для него Бессарабию, в Кишиневскую духовную семинарию, где стал инспектором и преподавателем литургики, гомилетики (учение о церковном проповедничестве) и церковного законоведения.

События в его жизни в этого времени бурным потоком проходят одно за другим. Оставаясь на указанной должности, уже 15 апреля 1960 года он становится настоятелем Фрумошского монастыря, а 6 декабря того же года возведен в сан архимандрита.

30 декабря 1861 г. архимандрит Варлаам назначен исполняющим обязанности ректора Кишиневской духовной семинарии, а с 20 июля 1862 г. по 21 января 1874 г. был ректором этого учебного заведения. Будучи ректором, он преподавал еще догматическое и нравственное богословие.

Вместе с учебными должностями, с 13 августа 1862 г. на его плечи легли обязанности настоятеля Курковского Богородице-Рождественского монастыря[11]. При его участии на территории монастыря были возведены новые здания, начата постройка обширной церкви и значительно увеличено число иночествующей братии[12].

Кроме того, в это время он являлся членом Духовной Консистории, строительного комитета при семинарии, был благочинным монастырей, выполнял различные поручения высокостоящего начальства, состоял цензором, наблюдателем за сектантами. При нем завершилось строительство семинарского храма, который был освящен 13 февраля 1862 г.; было отделено от семинарии Кишиневское духовное мужское училище, сама семинария была преобразована по новому (1867 г.) уставу, произведены перестройка и ремонт ее главного корпуса и других зданий, после чего 22 января 1869 г. они были освящены. Вместе с М. Скворцовым о. Варлаам наладил выпуск «Кишиневских Епархиальных Ведомостей», которые начали выходить с 1 апреля 1867 г., и был их первым редактором[13].

Как видим, Варлаам был человеком весьма трудолюбивым и ответственным к любым поручениям. В его правление Семинария достигла наивысшего уровня своего развития. Говорят, что он был одним из самых лучших руководителей семинарии и был похвален тремя ревизиями.

В 1874 г., 21 января архимандрит был вызван на чреду богослужений в Санкт-Петербург, а 25 апреля 1874 г. состоялись проводы о. Варлаама. В его честь был дан торжественный обед, на котором присутствовали преподаватели семинарии и мужского училища, а также многие священнослужители Кишинева. Во время обеда произносились проникновенные речи, и все выражали ему чувство признательности за его плодотворную деятельность. 26 апреля в семинарском храме был отслужен прощальный молебен, после которого один из студентов от лица воспитанников семинарии обратился к о. ректору с благодарственными словами, а затем и сам он произнес трогательную речь.

Преподаватели и студенты плакали, провожая любимого ректора. Они видели в нем «человека доброго и благожелательного, всегда старались исполнять его указания и распоряжения и делали это скорее из уважения к нему, чем из боязни»[14].

Будучи уже в Санкт-Петербурге, 10 февраля 1875 года Варлаам назначен и 14 февраля хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии: «При наречении своем произнес обратившую на себя общее внимание сердечную речь, в которой изобразил особенные пути Промысла в своей жизни»[15].

Но и на этой должности Варлаам пробыл не долго, к слову будет сказано, что: «…после него Тетемское викариатство прекратило свое существование и как бы взамен его в 1888 году открыто Великоустюжское викариатство…»[16]. Но, несмотря на то, что в Вологде Преосвященный Варлаам оставался недолго, «он успел снискать себе всеобщую любовь и уважение со стороны всех классов населения»[17].

Через полтора года, 9 сентября 1876 гола его назначают епископом Выборгским, вторым викарием Санкт-Петербургской епархии. За усердное исполнение своих прямых обязанностей снискал любовь и уважение со стороны первосвятителя русской православной церкви, Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора.

Дополнительно он также занимал должность вице-президента столичного тюремного комитета, и исполнял свои обязанности в самых лучших христианских традициях: «часто посещал части и тюрьмы, вникал в положение заключенных, поучал их в камерах, совершал богослужения в тюремных церквях, присутствовал на экзаменах в приюте детей арестованных и т.д. Словом, делал все, что могло содействовать комитету в достижении им его высоких целей, пользуясь при этом искренним расположением к себе со стороны всех многочисленных членов»[18].

26 июля 1880 г. архимандрит Варлаам был назначен епископом Минским и Туровским. В Минск он прибыл 7 сентября, накануне Рождества Пресвятой Богородицы, и в тот же день совершил первое служение в Минском Кафедральном соборе. Находясь на этом посту, он уделял особое внимание открытию новых храмов, заботился об устроении духовных училищ и церковно-приходских школ. Большое внимание уделял тому, чтобы выходцы из бедных семей могли получить образование в Минской духовной семинарии: «Желая облегчить участь и беспомощных учеников … благословил учреждение при семинарии Кирилло-Мифодиевского братства и каждый год снабжал его значительными суммами из собственных своих средств»[19].

По инициативе Варлаама с 1884 г. дважды в год стали совершаться крестные ходы от архиерейского дома до деревни Крупцы (в 6 верстах от Минска), где находилась чудотворная Крупецкая икона Божией Матери (крестные ходы совершались до 1917 г.). По приданию в 1612 году на роднике в Крупцах была явлена икона Божией Матери. На добровольные пожертвования в месте чудесного явления образа был построен каменный храм. С 1884 года 1 октября и 6 мая совершались крестные ходы с чудотворной иконой Богородицы. От святого источника, по молитвам к Божией Матери, исцелялись недужные. Особенно известны исцеления от болезней глаз.

Прекрасным свидетельством деятельности архимандрита Варлаама в Минске является церковь в честь Покрова Богородицы, которая была освящена в 1885 г. Она была сооружена при архиерейском доме на его же средства, а также на личные средства самого архимандрита. К слову будет сказано, в этой церкви согласно воле почившего, архимандрит Чернявский был погребен: «в северной части алтаря под приделом преподобного Варлаам, устроенным на хорах церкви»[20].

Умер архимандрит Варлаам Чернявский 21 мая 1889 года, примерно в 7 ч. 30 м. утра: «…после 12-дневной тяжкой болезни, на 70 году жизни». Смерть его стала неожиданной для всех, никто не мог подумать, что достаточно крепкий и всегда бодрый архимандрит может слечь, а тем более умереть. Сам почивший Владыка еще меньше помышлял об этом, так как незадолго до смерти чувствовал себя довольно хорошо, о чем свидетельствуют его многочисленные распоряжения в последний отрезок его жизненного пути. Но все же, в последний день своей жизни он понял, что жизненные силы его на исходе. По его просьбе, в субботу 20 мая, над ним было совершенно таинство Елеосвящения, и в тот же вечер архимандрит исповедался.

В 1889 году православное общество лишилось одно из самых преданных служителей, человека, который самой своей жизнью демонстрировал христианские ценности, о чем было сказано в некрологах напечатанных во многих периодических изданиях того времени: «В Бозе почивший архипастырь строго-подвижнической с юных лет жизнью воспитал в себе истинно христианский и пастырский дух кротости и смиренномудрия, был ко всем доступен, ласков и приветлив в обращении»[21].

За свое совестливое отношение и усердие на всех занимаемых должностях архимандрит Варлаам не раз удостаивался разного рода наград. 30 июня 1859 г. от Святейшего Синода получил золотой наперстный крест. За ревностное служение был награжден 6 апреля 1865 г. орденом святой Анны II степени, 16 апреля 1868 г. – орденом святой Анны II степени с императорской короной и 12 апреля 1870 г. – орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. 27 марта 1879 г. епископ Варлаам был награжден орденом святой Анны I степени. В 1889 г. награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени.

автор: Алексей Мандзяк

Содержание картинок можно увидеть при наведении на них курсора мыши


[1] Преосвященный Варлаам, епископ Минский и Туровский // Кишиневские епархиальные ведомости – Кишинев, 1889. — № 14-15. – С. 633.

[2] Речь сказанная 14 Февраля 1875 г. Святейшему Синоду при наречении во Епископа Тотемского, Викария Вологодской Епархии, ректором Кишиневской семинарии, Архимандритом Варлаамом // Пастырство и архипастырство. Сборник речей, произнесенных при наречении и посвящении в епископский сан. / Издание Петра Поспелова. – Киев: В типографии В. Давиденко, 1875. – С 366 – 367.

[3] Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времен учреждения святейшего правительствующего синода (1721 — 1895). – СПБ.: Синодальная типография, 1896. – С. 63.

[4] Михаил Иннокентий был родом из земель, находящихся недалеко от местечка Кэлэраш. Ему принадлежал участок в Сепотенской вотчине, который он пожертвовал устроенной им обители. В дальнейшем угодья скита расширялись за счет новых участков вотчины, которые отдавались в дар обители. Отделенные от Сепотенской вотчины участки получили название Гиржавской земли — от протекавшего рядом ручья Гиржавка. Скит также стал называться Гиржавским. Носящий сейчас в научной литературе название Гыржавский или Гержавский монастырь в архивных документах XVIII—XIX вв. именуется Гиржавским. (Памятники русской культуры и истории в Молдове: Фотоальбом / автор- сост.: Т. П. Млечко, Л. Ф. Чащина, Л. Ф. Барбус; фот.: Д. А. Топал; Фонд «Русский мир», Славян. ун-т Респ. Молдова. — Кишинев: «Valinex» SRL, 2009. – С. 8.)

[5] Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). – Т. IV. – СПб., 1895. – С. 97 (отд. II).

[6] Речь сказанная 14 Февраля 1875 г. Святейшему Синоду при наречении во Епископа Тотемского, Викария Вологодской Епархии, ректором Кишиневской семинарии, Архимандритом Варлаамом // Пастырство и архипастырство. Сборник речей, произнесенных при наречении и посвящении в епископский сан. / Издание Петра Поспелова. – Киев: В типографии В. Давиденко, 1875. – С. 368 – 369.

[7] [7] Преосвященный Варлаам, епископ Минский // Прибавления к церковным ведомостям. – Спб., 1889. — № 22, май. – С. 627.

[8] Фрумошский мужской монастырь основан в 1807 году землевладельцами с. Бравич Ефремом (впоследствии схимонахом Евфимием) и Иордакием Юрками и Григорашем и Антиохом Сапотянами на берегу реки Икела, среди живописной местности (молд. «фрумос», «фрумоасэ» — красивый, прекрасный). До 1813 г. был скитом. В обители было два храма: Успенский, построенный в 1851 году и Троицкий, построенный в 1861 году. Вновь открыт 05 мая 1995 г.

[9] Преосвященный Варлаам, епископ Минский и Туровский // Кишиневские епархиальные ведомости – Кишинев, 1889. — № 14-15. – С. 634.

[10] Об изменении в чине литургий Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова, указанных в Поморских ответах и Мече Духовном. / Соч. игумена Варлаама. Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1860. – 425 с.

[11] Первоначально (до 1810 г.) монастырь был скитом и основан в 1773 году братьями Иордакием и Михаилом Курки (по др. свед.: Иоанном Куркою (или Куртем, или Куртю)), в иночестве Зосимой и Манассией, на том месте, где татары взяли в плен сирот, детей священника села Бузешты. Впрочем это одна из версий, существуют и другие. Монастырь вновь открыт 5.05.1995 г.

[12] Михалевич Е. Курковский монастырь (продолжение) // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1896. — № 10. – С. 311.

[13] Игумен Ириней (Тафуня). Страницы из истории Кишиневской духовной семинарии // Tyragetia. Istorie Muzeologie. Serie noua. – V. III [XVIII]. — № 2. – Сhisinau, 2009. – С. 155.

[14] Игумен Ириней (Тафуня). Страницы из истории Кишиневской духовной семинарии // Tyragetia. Istorie Muzeologie. Serie noua. – V. III [XVIII]. — № 2. – Сhisinau, 2009. – С. 155.

[15] Преосвященный Варлаам, епископ Минский // Прибавления к церковным ведомостям. – Спб., 1889. — № 22, май. – С. 627.

[16] Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. – СПб.: Изд. П. П. Сойкина, [б. г.]. – Т. 1. — С. 542.

[17] Преосвященный Варлаам, епископ Минский и Туровский // Кишиневские епархиальные ведомости – Кишинев, 1889. — № 14-15. – С. 636.

[18] Преосвященный Варлаам, епископ Минский и Туровский // Кишиневские епархиальные ведомости – Кишинев, 1889. — № 14-15. – С. 636.

[19] Кончина и погребение в Бозе почившего Преосвященнейшего епископа Варлаама // Кишиневские епархиальные ведомости – Кишинев, 1889. — № 14-15. – С. С. 644 – 645.

[20] Погребение преосвященного Варлаама, епископа Минского // Прибавление к церковным ведомостям. – СПб., 1889. — № 23, июнь. — С. 657.

[21] Преосвященный Варлаам, епископ Минский // Прибавления к церковным ведомостям. – Спб., 1889. — № 22, май. – С. 627.

3 комментария на «Архимандрит из Коболчина»

  1. dreamer в 04.10.2010 at 5:54

    Прекрасный и восхитительный пост!!! Спасибо !!!

  2. SHINMYM в 02.11.2010 at 14:25

    очень хороший блог из всех подобных которых я встречал в поиске!

  3. lustikova в 17.11.2011 at 3:53

    Благодарна публикатору это по моему мнению так же надо знать.

Залиште свій коментар