Долгожители Сокирянщины в прошлом и настоящем

Автор: admin

Алексей МандзякOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Чтобы стать долгожителем, нужно тщательно выбирать своих предков.

Философ Бертран Рассел

 

В 1888 году известный украинский историк, этнограф и краевед Яков Павлович Новицкий (1847–1925), от сторожила острова Хортица, Осипа Шутя записал такой рассказ: «Нет, теперь люди так долго не живут на свете, как прежде жили. … Над Московкой (река), в балке жили, говорят, три запорожца: дед, сын деда и внук — все трое были, как снег. Деду, говорят, было 130, его сыну 110, а внуку под 90 лет. Люди были зажиточные: много было скота, лошадей, пчел. Жила у них голь бездомная. Старый дед ничего, что дожил до 130 лет, был на лицо красный, как свекла, и при своем уме, только на ноги слабый; сын его, хотя и моложе, совсем выжил из ума, стал, как дитя малое; внук тоже становился, как отец. Вот однажды, говорят, заехал к ним какой-то пан спросить паспорта или что-то вроде — тогда уже эта мода заводилась. Дед сидел на печи, сын на лежанке, а внук вышел из хаты. Пан спрашивает деда на лежанке: «Что ты за человек?» – «Запорожец!» «А на печке кто?» – «А черт его знает, что оно за чертяка! Сколько помню, – все у нас живет!» Дед с печи и отозвался: «Вот так, как видишь добрый человек, забыл он, еретичный сын, что я ему отец»[1].

Подобные рассказы о долгожителях можно было услышать во многих регионах Украины, в том числе и на Сокирянщине. Например, в первой половине XIX века в селе Ожево ходили предания о долгожителях рода Мартиненко, представители которого, через поколение жили до 100 и больше лет. В селе Вашковцы в то же время проживало несколько семей, где долгожительство так сказать, передавалось по наследству. Да и в наше время на Сокирянщине такие истории можно не только услышать, но и увидеть своими глазами, о чем будет сказано ниже.

К долгожителям на Сокирянщине всегда относились с большим уважением. В истории известны случаи, когда родственники сорились между собой, отстаивая право присматривать за престарелыми родителями, дедушками или прабабушками. Уважение к старшим, и особенно к старожилам рода было обязательным правилом неписаных морально-этических норм традиционного крестьянского общества.

В традиционном обществе долгожитель считался чем-то сакральным, он как бы выступал связующим звеном между прошлым и настоящим. В некоторых селах Сокирянского района еще в XIX веке сохранялся обычай, по которому новорожденного ребенка, еще до крещения обязательно должен был увидеть самый старший представитель «большой семьи», т.е. группы людей связанных кровным родством (укр. – «родина»). Получив благословение от «живущего предка» ребенок мог надеяться на помощь и защиту от предков, давших в свое время жизнь ныне живущим.

Старожилы некоторых сел рассказывали, что раньше человек перешедшей 100-летний рубеж становился своего рода надеждой для всего рода на долгожительство. Если в роду был долгожитель, значит в ком течет его кровь, также получают такое право. Современные исследования во многом подтверждают это представление. Обычно у отцов-долгожителей рождаются дети и внуки, которые сами потом становятся долгожителями. А если ген долголетия присутствует не только у отца, но и у матери, то вероятность дожить до 100 лет и больше у таких людей повышается.

В ныне не существующем селе Молодово в прошлом, к человеку переступившему 90 год своего рождения, раз в год, в день рождения или крещения, обязательно заходил священник и отправлял службу за его здравие. Отметим, что отчасти этот обычай сохранился и в наше время. Например, в 2014 году в селе Ожево к уважаемой жительнице отмечавшей столетний юбилей тоже пришел местный священнослужитель, который отслужил службу за здоровье именинницы[2].

В наше время, пересматривая новости в сети Интернет, перечитывая газеты, мы не редко можем в новостных колонках прочесть, что в том или ином населенном пункте собираются отмечать или отметили юбилей долгожителя. То есть сам факт долгожительства является чем-то особенным, как в жизни отдельно взятого населенного пункта, так и страны в целом. И это хорошо, потому что каждый долгожитель должен считаться достоянием, демонстрирующим моральные качества общества, народа, страны.

Отдельные данные о долгожителях Сокирянщины начинают фиксироваться только в XIX веке. При этом, как показывают документы, первыми кто начал проводить эту статистику были священники, а уже позже к ним подключились светские чиновники и ученые. При этом, в известных нам случаях особенно внимание обращалось на людей перешедших столетний рубеж. Благодаря этим сведениям, например, мы узнаем, что в 1847–1848 года в Хотинском уезде, в состав которого входила и территория современной Сокирянщины, более 105-ти лет прожили заштатный священник Феодор Черниговский (возможно – Чернявский) и царанин[3] Дмитрий Болгар[4]. В тоже время в Хотине проживал 110-ти летний мещанин Михаил Колопай[5]. При этом, анализируя данные за вышеуказанные года о долгожителях Кишиневской, Екатеринославской и Херсонской епархий, известный ученый, писатель и архивист Аполлон Александрович Скальковский (1808–1898) отмечает: «Ни образ жизни, ни различие местностей, не имели особенного влияния на замеченные случаи столетней долговечности»[6].

Многие путешественники, писатели и обычные чиновники, имевшие опыт общения с долгожителями Бессарабии в общем и Хотинского уезда в частности, отмечали, что в большинстве случаях 100-летние старики оставались дееспособными и отличались хорошей памятью. Некоторые из них продолжали хозяйственную деятельность, а иногда и общественную. Показателен в этом плане случай подавления крестьянских волнений в Бессарабии в 1871 году, описанный корреспондентом политической и литературной газеты «Голос». Во время наказаний в одном селе «полковник Лишин ударил по лицу 107-летнего глухого старика, не слышавшего приказания подняться, и вышиб у одного царанина ударом зуб…»[7].

Случаи активного долгожительства в XIX века фиксируются и на Сокирянщине. Для примера воспользуемся данными 8-ой народной переписи (ревизии). На Сокирянщине эта перепись подушного населения была проведена в 1835 году. Дополнительные ревизские сказки (т.е. документы, отражающие результаты проведения ревизий) датируются 1836 годом. Из ревизских сказок этой переписи становится известно, что в то время, практически во всех населенных пунктах теперешней Сокирянщины проживали люди, отметившие 90 лет и больше. Исключение, пожалуй, составляют только села Грубна и Гвоздовцы. В первом, самыми возрастными жителями были Сафроний Абрамович Слепцов и Алексей Семенович Паненков, оба 65 лет от роду, а также вдова Акулина Прокопиева 70-ти лет[8]. В Гвоздовцах самыми долгоживущими отмечены Василий Андреевич Бойко и Анна Гуцол, которым на то время было по 76 лет[9]. Отметим также, что в 1835 году не отмечено долгожителей среди крепостных цыган, данные о которых подавались отдельными списками. Самым старшим из них можно назвать цыгана из села Романковцы, Тодора Ивановича Гирбу (1755–1844), которому на то время было 80 лет[10].

Исходя из анализа изученных нами списков крестьян, в 1835 году на Сокирянщине проживало не менее 25 человек, которым было от 91 до 100, и 1 который отметил свой 101-й год рождения. Конкретно по отдельным населенным пунктам ситуация следующая:

 ДОВГОЖИТЕЛІ_РУС_ ТАБ 01

 ДОВГОЖИТЕЛІ_РУС_ ТАБ 02

В наше время считается, что по мере улучшения условий жизни и здоровья населения отодвигается возраст угасания плодовитости: у женщин – за 50-55 лет, у мужчин – еще к более старшим возрастам. С точки зрения современных критериев жизни, назвать идеальным XIX век на Сокирянщине сложно, даже с натяжкой. Крестьяне не покладая рук занимались хозяйством, боролись с периодическими вспышками эпидемий (чума, холера и др.). Но, при этом, случаи, когда женщины становились матерями после 50-ти лет, а мужчины даже после 70-ти становились отцами, не были редкими. Например, житель Белоусовки Онуфрий Иванович Падурарь (1750–1837) стал отцом в 55 и в 67 лет. В свои 65 отцами стали также жители Белоусовки Ефтений Штефанович Цуркан (1740–1836) и Никита Семенович Бунтила (1740–1840). Житель села Васильевки Павел Григорьевич Могила (1755 г.р.) радость отцовства испытал в свих 66, 68, 72 и в 78 лет.

Тодор Иванович Гергелийник (1765 г.р.) и его жена Мария (1785 г.) в предпоследний и последний раз стали родителями, когда им было 67 и 47 лет. У Йосипа Ивановича Кретича (1745 г.р.) и его жены Параскевы (1775 г.р.) из Вашковец трое сыновей родились, когда отцу было за 70 лет. Последнего сына Иосипа Иванович крестил, когда ему исполнилось 83 года, а дочь в 85-летнем возрасте (!). При этом матери, когда она родила своего последнего ребенка, было 55 лет. Феодосия, жена коболчинского царанина Матвея Даниловича Балана, в возрасте 57 лет родила дочь. Отцу ребенка при этом было 79 лет. В Шебутинцах, в 1830-м году родился Карпо Горней, родителями которого были Петр Алексеевич (1755 г.р.) и его жена Агафия (1775 г.р.), которым на то время было 75 и 55 лет от роду.

 ДОВГОЖИТЕЛІ_РУС_ ТАБ 03

 ДОВГОЖИТЕЛІ_РУС_ ТАБ 04

Что важно, в истории Сокирянщины известны самые настоящие семейные пары-долгожители. Так, например, в 1835 году в Вашковцах проживала пара долгожителей, венчаных первым и единственным браком – это Федор Мануйлович Маноляк 96-ти лет и его жена Екатерина, которой было 90 лет от роду.

ДОВГОЖИТЕЛІ_РУС_ ТАБ 05

Ниже приводим составленный нами список жителей Сокирянщины проживших 90 и более лет, в основу которого легли данные из доступных нам документов (ревизские сказки, исповедные росписи, метрические книги и др.) первой половины и первого десятилетия второй половины XIX века:

Бунтила Никита Семенович (1740-1840) – крестьянин села Белоусовка. Умер в 100-летнем возрасте.

Гордина Мария (1735 г.р.) – крестьянка села Вашковцы. По данным на 1835 год она отметила 100-летний юбилей. Своего последнего ребенка, сына Гаврила родила, когда ей было 55 лет.

Гусак Мария (1727–1827) – крестьянка села Карликов. Умерла в 100-летнем возрасте «за престарелостью».

Гуцол Павел (1739 г.р.) – крестьянин села Гвоздовцы. По данным на 1822 год ему было 93 года.

Дудун Иван Стефанович (1741 г.р.) – крестьянин села Ломачинцы. По данным на 1850 год ему было 109 лет.

Зиза Иван Тихонович (1745-1847) – житель села Шебутинцы. Умер, когда ему было 102 года.

Касько Герасим Касьянович (1735 г.р.) – крестьянин села Вашковцы. По данным на 1835 год ему было 100 лет.

Мамалков (Мамавко) Михаил Яковлевич (1733-1836) – крестьянин села Коболчин. Умер в возрасте 103 лет. Последний из его сыновей родился, когда отцу было 74 года.

Маноляк Федор Мануйлович (1739 г.р.) – крестьянин села Вашковцы. По данным на 1835 год ему было 96 лет.

Маноляк Екатерина (1745 г.р.) – крестьянка села Вашковцы. По данным на 1835 год ей было 90 лет, а ее мужу 96.

Мартыненко Василий Андреевич (1844 г.р.) – житель села Ожево. Умер на 102 году жизни.

Немец Матвей Иванович (1735 г.р.) – крестьянин села Вашковцы. По данным на 1835 год ему было 100 лет. Его жене, при этом, исполнилось 60 лет.

Рошка Григорий Семенович (1735 г.р.) – крестьянин села Вашковцы. По данным на 1835 год ему было 100 лет. Последнего своего сына крестил в возрасте 73 лет.

Сливка Яков Васильевич (1744–1834) – крестьянин села Молодово. Умер в 90-летнем возрасте.

Собко Василий (1739 г.р.) – крестьянин села Романковцы. По данным на 1822 год ему было 93 года.

Темный Роман (1724–1814) – крестьянин села Ожево. Умер в 90-летнем возрасте.

Ткач Антон Анатольевич (1737–1848) – житель села Селище. Прожил 111 лет.

Урсул Михаил Васильевич (1751 г.р.) – житель села Мендиковцы. По данным на 1852 год он отметил 101-ю годовщину.

Церковный Павел (1736 г.р.) – крестьянин села Карликов. По данным на 1822 год ему было 96 лет.

Цуркан Ефтений Штефанович (1740-1836) – крестьянин села Белоусовка. Умер в 96 летнем возрасте.

Не перестают удивлять нас и современные жители Сокирянщины и в целом Черновицкой области. По данным переписи 1989 года, в Черновицкой области численность людей, которым было 100 и более лет, составляла 50 человек. В свое время краеведу Александру Дмитриевичу Черному повезло пообщаться с пожилой женщиной, которую называли «бабушкой всего села Комань», Татьяной Гавриловной Дикой. Она имела счастье прожить 110 лет, и в этом почтенном возрасте еще сидела под домом на завалинке и лущила початки кукурузы и делала это быстрее своего семидесятилетнего сына[11]. В другой раз, в Сербичанах, этот же краевед гостил на именинах у столетней Агафьи Семеновны Маланчук. Женщина батрачила у богачей, испытала немало страданий, но сумела сохранить силу воли и, будучи старой бабушкой, охотно давала молодым хорошие уроки старинной народной кулинарии[12]. 13 июля 1908 года столетнего возраста достигла жительница села Вашковцев Анисия Георгиевна Тостановская (в селе многие ее называли Ганасией Становской)[13].

Перепись населения 2001 года зафиксировала в области 43-х человек в возрасте 100 лет и старше. При этом, больше всего долгожителей проживает в областном центре — 12 человек, в Сторожинецком районе — 6, Новоселицком — 5, в Глыбоцком и Герцаевском районах — по 4 человека. Старейшему жителю области, который проживал во время переписи в Глыбоцком районе, исполнилось 111 лет, а в областном центре — 107 лет[14].

В реестре граждан Украины старше 100 лет за 2004 год числилось 1715 человек. Из них 34 проживали в Черновицкой области. В 2010 году в селе Грубна отпраздновали столетний юбилей двух местных долгожительниц 1910 рождения[15]. Из старейших в селе Белоусовка были женщина 1916 года рождения и мужчина 1918 года рождения — старенькие активные и бодрые, исправно занимаются хозяйством. В селе Братановка в том же году долгожителями села были 2 женщины 1918 рождения, которые умело занимались хозяйством. В Гвоздовцах, по состоянию на 1 сентября 2010 года проживали женщина 1917 года рождения и мужчина 1918 года рождения[16].

По официальной статистике Главного управления статистики в Черновицкой области, в 2011 году в области числилось 22 человека, которым исполнилось 100 лет. В частности, по данным Главного управления труда и социальной защиты населения ОГА, в Глыбоцком районе проживала один столетний человек; в Сторожинецком — 3; Кельменецком — 4; Вижницком — 1; Заставнивском — 4; Кицманьском — 3; Хотинском — 1; в Черновцах — 5. В тот год, 27 августа, исполнилось 104 года жительнице села Вашковцы – Анне Федоровне Кучурко[17].

В том же 2011 году в Новоднестровске, по данным начальника отдела ведения государственного реестра избирателей, проживало трое граждан-долгожителей, которые перешли границу 90 лет, а самому старшему исполнилось 94[18]. Тогда же, в Сокирянах отмечали девяностолетие Мартияна Силовича Задачина, который на вопрос журналиста о том, как ему удалось сохранить молодость на лице и оптимизм в душе, юбиляр сказал: «А это наша семейная особенность. И дед прожил более ста лет, и отец долгожитель был, и сестра 98 лет имела»[19].

По данным Главного управления статистики на 1 января 2013 года в Черновицкой области насчитывалось 2478 долгожителей в возрасте 90 и более лет, а 29 500 человек — мужчины и женщины, которым исполнилось 80 и более лет[20]. В Ломачинцах, на первую половину 2013 года рубеж в девяносто лет перешли четверо местных жителей: Афанасий Георгиевич Тодорашко (02.07.1915 г.р.), Анна Петровна Гусар (18.10.1918 г.р.), Мария Васильевна Попадюк (13.11.1919 г.р.) и Анастасия Васильевна Дихтярь (31.01.1914 г.р.). В Шебуттнцах со славным 90-летним юбилеем в 2013 году приветствовали Анастасию Васильевну Динду[21].

В городе Черновцы, 11 марта 2013 года отмечали 105-й год рождения Ивана Васильевича Паламарчука, который родился в 1908 году в селе Алексеевка (в прошлом называлось Мендиковцы) Сокирянского района[22]. Иван Васильевич 43 года проработал на железной дороге — сначала ремонтником, слесарем в Черновицком вагонном депо, а затем проводником на дальних маршрутах. Выйдя на пенсию, продолжал работать до 80 лет. Никогда не жаловался на жизнь, пережил войну (инвалид I группы), голод.

Как сообщает Управление социальной защиты населения Сокирянской районной государственной администрации, в 2014 году трое жителей населенных пунктов района праздновали столетний юбилей[23]. В частности, 31 января 100-летний юбилей отпраздновала жительница Ломачинцев, Анастасия Васильевна Дихтярь (31.01.1914 г.р.). 2 июля 2014 года представители районной государственной администрации поздравили с вековым юбилеем жительницу села Алексеевка, Анну Филипповну Мельник, которая проживает в доме внучки[24]. 25 сентября 2014 года 100-летний юбилей отметила Ефросинья Тимофеевна Дончак, которая родилась и всю жизнь прожила в родном селе Ожево[25].

В том же году, 15 сентября праздновал 90-летний юбилей житель города Сокиряны Николай Николаевич Швец — известный и уважаемый человек, ветеран войны[26]. 90-летний юбилей отпраздновал также инвалид Второй мировой войны, житель села Шишковцы, Дмитрий Иванович Припа[27]. В Гвоздовцах, в 2014 году отметил 94 год рождения ветеран Второй мировой войны Иван Тимофеевич Козороз (1920 г.р.)[28].

В 2015 году старожил села Грубна, Дмитрий Егорович Лукин отметил свой 90-летний юбилей. Как рассказал его сын Филипп, родился и вырос Дмитрий Егорович на грубнянской земле, в многодетной семье обычного крестьянина. В период Второй мировой войны участвовал в военных действиях, за что получил 8 наград. Тридцать лет проработал в местном колхозе. Воспитал троих детей, семь внуков и двое правнуков[29].

 _______________________________________________

[1] Народная память о казачестве. – Запоріжжя: «Интербук», Запорізький центр, 1991. – С. 98 – 99.

[2] Уродженка села Ожеве на Сокирянщині відзначила 100-річний ювілей. – http://vidido.ua/index.php/pogliad/article/urodzhenka_sela_ozheve_na_sokirjanini_vidznachila_100-richnii_juvilei/

[3] Царанин –свободный крестьянин, но обязанный хлебопашец, на земле помещика.

[4] Скальковский А.А. О смертности и долговечности в Новороссийском крае // Журнал Министерства внутренних дел. – СПб., 1850. – Часть двадцать девятая. – С. 13.

[5] Скальковский А.А. О смертности и долговечности в Новороссийском крае // Журнал Министерства внутренних дел. – СПб., 1850. – Часть двадцать девятая. – С. 14.

[6] Скальковский А.А. О смертности и долговечности в Новороссийском крае // Журнал Министерства внутренних дел. – СПб., 1850. – Часть двадцать девятая. – С. 20.

[7] Газета «Голос» № 195, за 1871 год: Гросул Я.С. Крестьянская реформа 60-70-х годов XIX в. в Бессарабии. – Кишинев: Госиздат Молдавии, 1956. – С. 125; Будак И.Г. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Бессарабии в пореформенный период. — Кишинев: Молдавгиз, 1954. – С. 62.

[8] Ревизская сказка 1835 года апреля месяца 26 дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Грубной, помещика, действительного статского советника и кавалера Георгия Россета-Рознована, принадлежащего подданством Российской Державы, о состоящих мужского и женского пола старообрядцах-царанах.

[9] Ревизская сказка 1835 года июля месяца 24 дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Гвоздоуц, помещика, дворянина Сандулакия Томульца, принадлежащего российскому подданству, о состоящих мужеска и женска пола царанах.

[10] Ревизская сказка тысяча восемьсот пятьдесят первого года января первого дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Романкоуц, помещика Александра Комара, о состоящих мужского и женского пола крепостных цыганах, поселенных в сем же селении.

[11] Чорний О.Д. Вашківці на сивих вітрах минувшини. – Чернівці: Прут, 2009. – С. 126; Чорний О.Д, Мандзяк О.С. Не загубились села у віках: Дослідження, знахідки. – Чернівці: «Друк Арт», 2014. – С. 120.

[12] Чорний О.Д. Вашківці на сивих вітрах минувшини. – Чернівці: Прут, 2009. – С. С. 127.

[13] Чорний О.Д. Вашківці на сивих вітрах минувшини. – Чернівці: Прут, 2009. – С. С. 127.

[14] Збірник «Статево–віковий склад та шлюбний стан населення Чернівецької області» (за даними Всеукраїнського перепису населення 2001 року). – С. 5.

[15] http://gromady.cv.ua/sk/grubna/news/11892/

[16] Демографічна ситуація в селах і в районі.

[17] Чорний О.Д. Мудрість столітніх бабусь // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 4. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 143 – 148.

[18] Гончар І. Нові плани і нові завдання // Наша газета. Газета Новодністровської міської ради. – Новодністровськ, 2011. — № 14 (333), 8 квітня. – С. 1

[19] Савченко К. У фронтовика – ювілей.

[20] Данилюк А. Щоб ти дожив до віку Мойсея… // Доба. – Чернівці, 2013. — 24 січ. (ч. 4). — С. 5.

[21] Представники влади привітали з днем народження довгожителів району.

[22] Найстарішому чернівчанину виповнилось 105 років.

[23] Ломачинчанка планує зустріти віковий ювілей без гостей, але з донькою.

[24] Привітання зі столітнім ювілеєм; 100 років, подаровані Богом.

[25] Жителька села Ожеве відзначила 100-річний ювілей.

 [26] Привітання з 90-річним ювілеєм.

[27] Шишковецького довгожителя влада привітала з Днем народження.

[28] Мудрість, досвід, доброта

[29] Старожил села Грубна на Буковині відзначив 90-літній ювілей.

 

3 комментария на «Долгожители Сокирянщины в прошлом и настоящем»

  1. Суламифь Шамис в 05.04.2015 at 19:07

    Я очень довольна,прочитав такие интересные материалы,ведь я прожила в Сокирянах с 1948 года по 2004 год.Мне очень бы хотелось найти какие- нибудь сведения о семье Шамис и семье Штивельман,проживающих в Сокирянах до войны.С благодарностью Суламифь.

  2. admin в 06.04.2015 at 19:55

    Суламифь Шамис, для того, что бы что-то пробовать узнать, нужны более подробные сведения о членах этих семей: имена, отчества, годы рождения. Если у Вас такие данные имеются, то Вы можете прислать их на эл. адрес сайта, указанный на страничке «Контакты». Кроме того, если у Вас имеются интересные фото или иные материалы, которые характеризуют жизнь в Сокирянах, то также было бы неплохо, что бы Вы прислали их электронные (сканированные) копии.

  3. Олексій в 06.04.2015 at 20:44

    Действительно, до войны в Сокирянах проживало семейство Шамис. По данным на 1919 год, самым старшим из них был Иосиф Шамис 1865 г.р. Также, по данным на 1918-1919 года проживало несколько семей с фамилией Штивельман (Стивельман), самым старшим из которых был Хаим-Лейб, 1855 г.р.

Залиште свій коментар