Древние народные обычаи и праздники

Автор: admin

Приближаются новогодние и рождественские праздники. С давних времен эти и иные праздники, носившие народный характер, праздновали по-разному. Поэтому предлагаем Вам узнать, как в наших краях праздновали различные праздники в конце позапрошлого – в начале прошлого веков. Вашему вниманию предлагается статья из издания «Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности» за 1903 год. В ней речь идет о народных календарных праздниках населения Бессарабии, и отношении к ним местных чиновников.

Статью мы сократили, оставили только информацию касающуюся непосредственно Хотинского уезда, куда, как известно, в прошлом входили и земли современной Сокирянщины. Надеемся, что для интересующихся историей и традициями Сокирянского края она будет иметь должный интерес, даже не смотря на то, что автор статьи весьма предвзят к некоторым сторонам традиционного уклада. Но на эту предвзятость можно было бы не обращать внимания, но все же следует заметить, что она имела под собой, и к сожалению, имеет до сих пор, некоторые основания.

Доклад крайне интересен достаточно полным и подробным описанием всех празднеств, которое врядли еще где-то можно найти. Эта публикация, несомненно, будет представлять и научный интерес, тем более, что на украинском языке ее точно еще ни кто не публиковал. Итак:

Доклад Председателя Бессарабской Губернской Земской Управы барона А. Ф. Стуарта о местных народных праздниках.

В виду предложенного Правительством обсуждения разных вопросов о нуждах сельскохозяйственной промышленности, представляется благовременным и необходимым обратить внимание, между прочим, и на ту особенность в жизни сельского населения Бессарабии, что оно, следуя исконным традициям и сохраняя суеверные обычаи и обряды, имеющее свое начало и происхождение, несомненно, в глубокой старине, сверх установленных церковных и гражданских праздников воздерживается от сельскохозяйственных работ и неуклонно из года в год соблюдает немало чисто местных народных праздников, основанных на невежественных предрассудках или носящих на себе явный отпечаток язычества, таковы: Кирика-шкёпу, Русалии, Иван-Купайла, Фоку и другие. На Кирика-шкёпу. по народному верованию, нельзя работать, в противном случае можно повредить ногу или руку, и нарушитель того праздника сделается хромым, калькой, В день Фоки нельзя даже разводить огня, иначе сгорит дом, и т. п. Воздерживаясь в эти и подобные дни от работ, сельское население не считает грехом предаваться в эти дни разгулу, чрез что наносится явный ущерб экономическому благосостоянию и нравственности населения. Давно пора обратить внимание на это отрицательное явление местной народной жизни и воздействием церковной власти пресечь в темной массе соблюдение подобных праздников, не установленных правилами церкви.

С целью собрать подробный материал о всех существующих среди населения Бессарабии чисто местных народных праздников Губернская Управа просила Уездные собрать на месте и сообщить ей следующие сведения:

1) Какие народные праздники, сверх установленных церковных и гражданских, существуют среди населения. Перечислить эти праздники, обозначив время, когда они празднуются.

2) Наименование каждого праздника и значение такового в русском переводе, если название праздника молдавское или болгарское.

3) Происхождение праздника и сопряженные с ним суеверные обряды и действия.

4) Как проводить население свободное время в дни этих праздников.

5) Не исполняет ли население в эти дни так называемые клаки, т. е. общественные сельскохозяйственные работы, совершаемые бесплатно за угощение с музыкой. Кто обыкновенно пользуется подобными клаками.

6) Не было ли в прошлом попыток к искоренению вышеозначенных суеверных праздников, в чем эти попытки состояли, как относилось к ним население и какие были последствия.

Вследствие изложенного запроса, Уездными Управами доставлены нижеследующие сведения относительно суеверных праздников и соединенных с ними обрядов, существующих среди населения подлежащих уездов.

В Хотинском уезде. По собранным Волостными Правлениями сведениям, в Хотинском уезде поселяне, сверх церковных и гражданских праздников, празднуют еще следующее ниже перечисленные дни (даты указаны по старому стилю – прим. админа):

1) Св. Петра — 16 Января.

2) Св. мученика Трифона — 1 Февраля.

3) Харлампия 10 Февраля.

4) Евдокии — 1 Марта.

5) 40 мучеников — 9 Марта.

6) Алексея человека Божьего — 17 Марта.

7) Собор Архангела Гавриила — 26 Марта и 13 Июля.

8) Св. Антипа — 11 Апреля.

9) Юрия (Георгия Победоносца) — 23 Апреля.

10) Кирилла и Мефодия — 11 Мая.

11) Онуфрия — 12 Июня.

12) Ивана Купайла (рожд. Иоанна Крестителя) — 24 Июня.

13) Апостола Павла — 30 Июня.

14) Великомуч. Прокопия — 8 Июля.

15) Марины — 27 Июля.

16) Пророка Ильи — 20 Июля.

17) Препод. Параскевы — 26 Июля.

18) Великом. Пантелеймона — 17 Июля.

19) Маковея — 1 Августа.

20) Семена Столпника — 1 Сентября.

21) Чудо Архистр. Михаила (Михайлово чудо) — 6 Сентября.

22) Луки — 18 Октября.

23) Великомученика Димитрия — 26 Октября.

24) Спиридона — 31 Октября.

25) Косьмы и Дамиана — 1 Ноября.

26) Филиппа — 14 Ноября.

27) Екатерины — 24 Ноября.

28) Андрея Первозванного — 30 Ноября.

29) Варвары — 4 Декабря.

30) Амвросия — 7 Декабря.

31) Игнатия — 20 Декабря.

32) Кирика (шкёпу) и Улиты — 15 Июля.

33) Палий (мучен. Фока) в день Марии Маг¬далины — 22 Июля.

34) Девять четвергов после Пасхи — ноу жой.

35) Рахманский Великдень — на 4-й недели после Пасхи (совпа¬дает с праздником преполовения).

36) Русалии — сын-прештии (Навки), первый четверг после св. Троицы и на др. день Петрова поста.

Значение молдавских и малорусских названий соединено только с немногими праздниками и означает: Кирика-шкёпу—Кирика-хромой, Палий Фоку — по-малороcсийски сжигатель а по-молдавски огонь, Рахманский великий день — светлое Христово Воскресенье, Русалии сын-прештии — по-молдавски Русалии расходятся, а малороссы присоединяют к этому названию еще слово «Навки», что означает душ младенцев, умерших без крещения.

Происхождение этих праздников основано главным образом на именах св. мучеников, показанных в святцах, но чествование тех дней соединено с разными предрассудками, так, например: чествование Ильи пророка предохранят от удара грома, Фоки — от пожаров, многие праздники предохраняют от разных болезней на людях и на скоте; Рахманский Великдень предполагает существование какого-то народа Рахманы, который исповедовал православную веру и жил ниже по течению Днестра, но не знал, когда празднуется Светлое Христов Воскресенье, а потому малороссы от съедаемых на пасху крашеных яиц бросали в реку скорлупы, чтобы, когда они приплывут к Рахманам, последние узнали о праздновании Пасхи; Русалии празднуются для искупления младенцев, умерших без святого крещения. Более определенных и ясных объяснений чествуемых поселянами праздников полученные сведения не дают, так как в народе предания об них смутны и запутаны, а общие ответы таковы, что деды праздновали и мы должны праздновать, а иначе быть беде и несчастиям.

В празднуемые дни поселяне проводить время в праздности, разъездах по ярмаркам, в пьянстве и танцах, а иногда и в полевых работах на клаках. Особого ритуала празднования не соблюдается, и даже прежние обычаи — обливание водою на Ивана Купала, спускание в реку венков и чучел, бросание яичной скорлупы, прыганье через костры — выводятся.

В такие праздничные дни поселяне идут на полевые безвозмездные работы за угощение водкою музыкою и танцами, по приглашениям священников и церковных причтов, сельских и волостных должностных лиц, арендаторов и мелких землевладельцев, не считая таких работ за грех. Попыток к искоренению суеверных праздников, по показаниям Волостных Правлений, не было делаемо.

Сообщив приведенные сведения о суеверных праздниках, Хотинская Управа пояснила:

а) возникли эти праздники, несомненно, на основании предрассудков на почве не только язычества, но и в христианскую эпоху с целью чествования святых угодников и мучеников, как показывают имена празднуемых дней. Суеверие темного народа дало особое значение праздникам, предохраняющим в борьбе с природою от разных бедствий;

б) нельзя не согласиться с тем, что эти праздники отнимают у поселян много рабочего времени, в особенности в страдную пору полевых работ, и что это наносит значительный вред хозяйству поселян;

в) действительным средством искоренения предрассудков может служить только просвещение народа и религиозные поучения с церковных кафедр, но для этого нужны, с одной стороны, хорошие школы, а с другой — убежденные проповедники. <…>

От столь грубого понимания значения помянутых праздников нетрудно, разумеется, перейти еще к более грубому препровождению времени в такие дни. Вот почему, удерживаясь от какого бы то ни было дела, носящего форму определенной работы, местное население убивает в такие дни время не столько в безвредных развлечениях, сколько в грубом разгуле, пьянстве и сопряженном с ним сквернословии, богохульстве, осуждении ближнего и тому подобное.

На вопрос о том, не исполняет ли население в подобные праздники так называемых «клак» т. е. гуртовых сельскохозяйственных работ, — отвечу утвердительно, при чем скажу, что подобные работники убеждены в том, что грех будет не их, а устроившего «клаку», А пользуются «клаками» больше всего высшая сельская администрация: волостной старшина, писарь, урядник и др., хотя бывают случаи «клак» и у священников.

О том, были ли в прошлом попытки к искоренению грубого понимания значения этих праздников, ничего сказать не могу. На основании же настоящего скажу, что такие попытки делаются пастырями с церковной кафедры не однажды, хотя ощутительные благоприятные результаты очень мало сказались, в будущем же, когда население будет настолько умственно развито, что поймет, что есть в жизни от Бога и что от человека, то наверное и так называемые местные праздники освободятся совершенно от грубого языческого элемента.

Обобщая доставленные Уездными Управами сведения о существующих среди сельского населения народных праздников, следует прежде всего заметить, что иные из них, как показывает самое их название, языческого происхождения, а другие хотя и приурочены к именам святых, чтимых православною церковью, однако также служат лишь поводом к перерыву в полевых работах, пьянству и разгулу. И даже самые клаки, бываемые в эти дни, исполняются лишь под условием угощения, соединенного с музыкой и вечерним разгулом. Замечательно, что ни в одном сообщении Волостных Правлений относительно народных праздников не упомянуто, чтобы в эти дни население посещало церковное богослужение. Ясно, что здесь мы имеем дело с народным невежеством, с темнотой народа, который, желая оградить себя, свои жилища, свои трудовые нивы и свой скот от разных стихийных бедствий и несчастных случайностей, по обычаю, установленному искони предками, некоторые дни посвящает праздности. Не касаясь той стороны, что такое времяпрепровождение этих дней противоречить духу христианского учения о праздниках, праздность и разгул, коими ознаменовываются подобные дни, причиняют слишком чувствительный ущерб населению, которое живет главным образом земледельческим трудом, производительность же этого труда всецело зависит от благоприятных метеорологических условий, вследствие чего в горячее рабочее время всякий час дорог.

Принимая во внимание, что, кроме 52 воскресных дней, православною церковью установлено еще 30 праздничных дней, мы имеем в году 82 дня, в которые по закону обязательно посещать церковное богослужение и прекращать всякие публичный работы.

И вот к этим 82 дням отдохновения от трудов, установленными церковными и гражданскими законами, население Бессарабии прибавило еще 52 дня таких, в которые оно, считая великим грехом работать за плату кому-либо или бесплатно исполнять свои работы, в то же время не находить ничего зазорного в безделии и разгуле. И таким образом, народные праздники, увеличивая число нерабочих дней, сокращают период рабочего времени, остающегося в распоряжении населения, свыше чем на 36%. Ущерб, причиняемый народными праздниками благосостоянию населения, следует признать тем более явным и неизбежным что период полевых сельскохозяйственных занятий обнимает собою лишь три времени года: весну, лето и отчасти осень. Признавая, что период земледельческих полевых трудов начинается с 1-го Марта и оканчивается к 1-му Ноября, мы, как показывает прилагаемая таблица, видим, что на каждый месяц этого периода приходится следующее число воскресных, установленных церковью праздничных и установленных народным обычаем нерабочих дней:

1) в Марте: а) воскресных 5; б) праздничных 1; в) народных 4 — 10

2) в Апреле: а) воскресных 4; б) праздничных ….. 2; в) народных 5 — 11

3) в Мае: а) воскресных 4; б) праздничных 2; в) народных 5 — 11

4) в Июне: а) воскресных …… 5; б) праздничных 2; в) народных 6 — 13

5) в Июле: а) воскресных 4; б) праздничных 0; в) народных 8 — 12

6) в Августе: а) воскресных 4; б) праздничных 3; в) народных 1 — 8

7) в Сентябре: а) воскресных 5; б) праздничных 2; в) народных 3 — 10

8) в Октябре: а) воскресных 4; б) праздничных 2; в) народных 3 — 9

Всех нерабочих дней……. 84

Период с 1-го Марта по 1-е Ноября обнимает собою 245 дней; в этот период воскресных и праздничных дней 49 и, сверх того, установленных народным невежеством и суеверием —35 нерабочих дней. Между тем, наблюдения над климатом Бессарабии установили тот факт, что здесь преобладают летние дожди, самые обильные случаются в Июне и Июле: они совпадают со временем сбора сена и жатвы хлебов, а потому, препятствуя производству этих важных занятий, причиняют иногда урон в хозяйств. И в те же 2 летних месяца, в эту горячую «страдную» пору поселяне теряют 14 дней рабочего времени, соблюдая народные праздники, проводить в бездействии, в разгуле и пьянстве целые дни в такой период сельскохозяйственной жизни, когда всякий час крайне дорог, когда напряженностью физического труда обеспечивается благосостояние семьи на весь год. Само собою понятно, что, при наличности такого значительного числа народных праздников, упадающего именно на эти месяцы, случающиеся в те же месяцы дожди, задерживая полевые сельскохозяйственные занятия, причиняют непоправимый ущерб экономическому благосостоянию населения, обрекают его на нужду.

Лица, близко знакомые с жизнью сельского населения Бессарабии, уже в 60-х годах истекшего столетия к числу главных причин бедности здешнего населения относили: пьянство и значительное количество праздничных дней весною и летом. Так, в одной из таких этнографических заметок за 1865 г. изъяснено: годовой расход каждого поселянина простирается до 100 р. сер., а именно: на продовольствие семьи 18 р., на одежду 20 р., на хозяйство 5 р., на содержание дома 1 р., на повинности 9 р., на церковь и духовные надобности 4 р., на покупку напитков как для ежедневного употребления, так и при случайных событиях в семействе от 12 до 20 р. и более и на друге расходы при сказанных событиях до 10 р. в год. Эти цифры показывают, что для одного семейства поселянина более бывает ежегодно расходов на водку, вино и другие — не необходимые предметы, чем на все вообще первые потребности жизни, а это и служить если не единственною, то одной из главных причин бедности здешнего населения. К таким причинам должно отнести также совершенное бездействие поселян в течение целой зимы, значительное количество праздничных дней весною и летом. с одной стороны сокращающих производительность, а с другой — служащих поводом к пьянству и. наконец, множество странных обычаев при разных фазисах их жизни.

Обычаи при рождении, женитьбе, похоронах, поминовении умерших, при переезде на новые жилища, при постройке мостов, колодцев, даже при купле и продаже скота и других предметов, уже описанные многими, все эти обычаи всегда сопровождаются продолжительным пьянством, и это составляет исключительный их характер. Рождение, похороны и в особенности свадьба, не ознаменованные трехдневной попойкой, считаются действием почти не совершившимся и чуть ли не сверхъестественным. От одной женитьбы наш поселянин часто ставить себя в неоплатный на долгое время долг. Если же в течете года его женитьбы случатся рождение и похороны, то он не может отделаться от нищеты несколько лет.

По вопросу о происхождении народных праздников составляющих предмет настоящего доклада, следует заметить, что многие из этих праздников упоминаются уже в «Стоглаве», памятнике половины XVI века. В Стоглаве, между прочим, упоминаются Русалии о Иоаннове дне, т. е. языческие игры, происходившие накануне Ивана Купала, 24 Июня, когда раскладывались купальские огни и разыскивались клады. Русальская седмица — это неделя, предшествующая Троицыну дню; в четверг на этой седмице, именуемой семиком, девицы завивали венки. Там же упоминается Вьюнец, особого рода обряд, справлявшийся в субботу на святой неделе у молодых, обвенчавшихся в том году, нечто подобное обычаю, существующему доселе в Аккерманском уезде. По тому же Стоглаву «в первый понедельник Петрова поста в рощи ходить бесовские потехи деяти; а в Великий Четверток порану солому палят и мертвых кличут, некоторые же невегласи попы в Великий Четверток соль под престол кладут и до седьмого Четвертка тамо держат, а ту соль дают на врачевание людям и скотам». Вопросы Царя Ивана Васильевича Грозного, предложенные Московскому собору 23 Февраля 1551 г., имели целью искоренение в народе суеверий и предрассудков, питаемых двоеверием и апокрифами, иначе говоря — низкою степенью религиозного просвещения народной массы.

Эта историческая справка показывает, вследствие каких влияний в сознании народа укоренилось неправильное понятие о праздниках вообще, служащих наичаще временем усиленной торговой деятельности. ярмарочной и базарной сутолоки, дающих повод к разгулу, а с другой стороны, по народному убеждению, как бы санкционирующих праздность и перерыв в занятиях. Бывали случаи, что такое превратное понятие о праздниках побуждало низшие административно-полицейские власти привлекать к уголовной ответственности тех, кто в праздники решался производить обычные работы. Одно из таких дел, именно дело — Николая Ярембкевича восходило на рассмотрение Правительствующего Сената. <…>

По народным понятиям праздникам приличествует праздность, и работа в праздники считается грехом. Отсюда ясно вытекает то, что для искоренения так называемых народных праздников необходимо, прежде всего, воздействие пастырей церкви, необходимо, чтобы сельские священники, пользуясь своим авторитетом и в силу лежащей на них обязанности, путем церковной проповеди и вообще пастырского увещания неустанно пеклись о разъяснении тех предрассудков и суеверий, в силу которых искони возникли и существуют доселе так называемые народные праздники. Таковая обязанность приходских священников прямо выражена в 33 ст. Устава о предупреждении и пресечении преступлений, св. зак. т. XIV, изд. 1890 года.

В виду вышеизложенного и принимая во внимание, что соблюдение сельским населением народных праздников, увеличивая число нерабочих дней, вносить беспорядок в бытовую жизнь населения и причиняет явный ущерб сельскохозяйственной промышленности, представляется необходимым возбудить ходатайство пред Правительством о том, чтобы, по сношении с Святейшим Правительствующим Синодом. —

1) была опубликована табель больших праздников и высокоторжественных дней, в которые производство публичных работ признается нежелательными кроме особых случаев и необходимейших домашних занятий;

2) чтобы Министерством Внутренних Дел была издана табель таких праздничных дней, в которые работодатели не могут принуждать к работе, но в которые закон вовсе не воспрещает рабочим добровольное производство всякого рода работ и занятий;

3) чтобы учителям было вменено в обязанность в школе и при устраиваемых ими народных чтениях объяснять населению истинный смысл чтимых церковью и установленных гражданских праздников и разъяснять тот вред, который приносить населению соблюдению праздников, основанных лишь на суеверии и неправильном понимании их действительного значения;

4) чтобы чрез местное епархиальное начальство предложено было приходским священникам, подавая добрый пример своим прихожанам, не устраивать клаки в праздничные дни на их собственных хозяйствах и неуклонно и систематически принимать меры пастырского воздействия к искоренению религиозных суеверий и предрассудков, служащих причиною существования так называемых народных праздников.

В сознании населения должна путем церковно-религиозного воздействия проникнуть та мысль, что не работою, не честным трудом нарушается святыня христианских праздников, а разгулом и разными бесчинствами, проистекающими вследствие праздности.

Доклад Председателя Бессарабской Губернской Земской Управы барона А. Ф. Стуарта о местных народных праздниках // Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. – Том 3. – СПб.: Типография Штаба Отдельного Корпуса Пограничной Стражи, 1903. – С. 62 – 74.

Материал для публикации на сайте представлен историком и писателем Алексеем Мандзяком.

Перевод на украинский язык – О.Цвяхивський

Залиште свій коментар