Евреи в Бессарабии

Автор: admin

Много лет занимаясь историей бессарабских еврейских местечек и сельхозколоний, я обнаружил несколько населённых пунктов, ныне существующих или не существующих, а также по разным причинам изменивших свои названия, о которых, по всей видимости, большинство читателей (имеются в виду читатели из Израиля – прим. адм. сайта) даже не слышали. В своей небольшой статье постараюсь коротко о них рассказать.

В самом северном, Хотинском уезде бывшей Бессарабии, а ныне Черновицкой области Украины, к местечкам можно было причислить сам уездный городок Хотин (в 1897 году в нём проживало 5788 евреев, или 50% всего населения), Новоселицу (в 1897-м – 3898 евреев, или 66,2%, в 1907-м – 4294, в 1930-м – 4154, или 86,1%), Секуряны (в 1897-м году – 6 тысяч). В начале ХХ века в Хотинский уезд входили также местечки Липканы (в 1907-м там проживало 5 тысяч евреев), Единцы (в 1907-м – 4230), Бричаны (в 1907-м – 7400). В середине ХIХ века в местечке Ломачинцы (ныне — село Сокирянского района Черновицкой области Украины) была создана единственная в Хотинском уезде еврейская земледельческая колония, но дела в ней, по всей видимости, шли настолько плохо, что никаких сведений ни о площадях пахотной земли, ни о характере работ, ни о количестве евреев-земледельцев до наших дней не дошли. Зато дошли сведения о другом местечке того же Хотинского уезда – Клишковцах.

Клишковцы – тогда местечко, а ныне – село в Хотинском районе Черновицкой области. Возникло сначала как хутор Калишковцы, затем – как еврейское местечко Клишковец (Клишковцы) в конце ХIV – начале ХV веков (в энциклопедиях называется дата первого упоминания в документах – 1479 год). Согласно РЕЭ (еврейская энциклопедия – прим. адм. сайта), еврейская община в Клишковцах была создана в ХVIII веке. В 1897 году тут проживало около 1000 евреев (13% всего населения), в 1907-м – 1130, в 1930-м – 452 (6,3%), в 1944-м – около 240 евреев.

***

***

В заключение хочу кратко напомнить читателям, откуда взялись в Бессарабии еврейские сельхозколонии. В конце ХVIII – начале ХIХ веков в южных областях России произошли существенные перемены: к Российской империи были присоединены большие территории, отнятые в ходе русско-турецких войн, которые тогда были названы Новороссией. В Новороссии находились огромные чернозёмные районы, которые силами местных крестьян освоить было невозможно. И тогда правительство приняло специальные указы о поощрении переселенцев, готовых превратить чернозёмные районы в передовые края. Появились мошенники и проходимцы, одного из которых описал Гоголь в своей поэме «Мёртвые души». Но, честно говоря, правительство делало больше ставку на инородцев. В этих районах проживали болгары, греки, немцы, поляки, сербы, французы. Не все они были готовы к работе на земле. Небольшое количество колоний создали немцы (кстати, ещё в 1960–1970-е годы их колонии существовали даже в Донбассе!). С начала 1830-х годов власти особым распоряжением разрешили евреям приобретать в аренду земли для занятий сельским хозяйством. Так как очень многие бессарабские евреи проживали в маленьких местечках и на хуторах, были с детства приучены к работе на земле, то часть из них стала заниматься сельскохозяйственными делами.

Более подробно о бессарабских еврейских местечках и городках, сельхозколониях и больших городах с еврейскими местечками внутри них я пишу в своей книге «50 еврейских местечек Бессарабии», которая почти готова к изданию.

Еврейское кладбище в Сокирянах

Бессарабские евреи осваивали земли, купленные ими или арендованные на длительный срок, приобретали скот и орудия труда. Благоприятные климатические условия, плодородная почва (в основном чернозём) также способствовали успеху. Широкое распространение получило в еврейских сельскохозяйственных колониях выращивание табака. В 1866 году евреи составляли 62% из общего числа крестьян, занятых в этой области сельскохозяйственного производства. Кроме того, евреи занимались садоводством, огородничеством, виноградарством, занимали ключевые позиции в местной торговле и сбыте сельхозпродукции. Например, обработка табака, выращенного еврейскими колониями Сорокского уезда, была сосредоточена в Кишинёве на десяти табачных фабриках. После «Майских законов» 1882 года, направленных против евреев и запрещавших им селиться в сельской местности, большинство сельхозпоселений в Бессарабии было ликвидировано. И всё же в некоторых из них продолжала теплиться еврейская жизнь. По данным переписи 1897 года, семь процентов еврейского населения Бессарабии занималось сельским хозяйством, в то время как этот процент по всей России составлял тогда не более трёх с половиной процентов.

Евреи Бессарабии, прибывшие в Израиль в ходе 1-й и 2-й алии (1882–1902, 1904–1914), как я уже написал ранее, поселялись в только что созданных киббуцах, мошавах и продолжали заниматься любимым делом. Таким образом, первые еврейские сельхозпоселения в Бессарабии стали своеобразным трамплином для начала освоения земель в Эрэц-Исраэль, пригодных для ведения сельского хозяйства.

Давид ХАХАМ

Кирьят-Ата

отрывок из публикации сайта «DorleDor»

Залиште свій коментар