К истории церкви села Ожево

Автор: admin

Алексей Мандзяк

Село Ожево (укр. Ожеве) находится в Сокирянском районе Черновицкой области, на правом берегу Днестра. Под названием «Ожогов» впервые упоминается в дарственной грамоте господаря Молдавского княжества Стефана II от 14 января 1447 года, которая была дана боярину Шандро на право владения несколькими селами, расположенными на территории современной Сокирянщины[1].

Первые же сведения о наличии в селе церкви относятся ко второй половине XVII столетию. В 1771–1772 годах она была отремонтирована на средства прихожан. Простояла до начала XIX столетия. В 1812 году на месте старой была возведена и освящена новая церковь – Свято-Преподобной Параскевы[2]. По сведениям о состоянии церквей Бессарабии в 1812–1813 гг., из данных «формуляров» за соответствующие годы, хранящихся в архиве Кишиневской духовной консистории, церковь Преподобной Параскевы «построена с дерева доброго; одежд и книг церковных скудно»[3].

В первой половине 1820-х годов эта церковь села Ожево была сожжена[4]. Новая, каменная и покрытая гонтами церковь, была построена в центре села в 1829 году «тщанием помещиков и прихожан» и освящена в 1830 году: «зданием каменная, покрыта гонтами, с деревянной колокольней»[5].

Значительную помощь в постройке этой церкви оказали помещики, могилевский купец Иван Иванович Галица, дворянин Григорий Юрьевич Радович и Прокоп Петрович Вирский, которые на то время делили между собой земли Ожева. Они выделили деньги на покупку и доставку строительного материала, участвовали в закупке книг и внутреннего облачения церкви. В 1846 году представители этих семей выделили 33 десятины земли для церковных нужд, что было закреплено хотинским уездным землемером Г. Павловским[6]. В дельнейшем, помещики Радовичи и Вирские приложили также усилия для строительства каменной колокольни, вместо ранее существующей деревянной.

В 1891 году «тщанием местных владельцев», на пожертвованные ими 865 рублей, церковь и прилегающая колокольня были отремонтированы. Не малые усилия в богоугодном деле приложили и местные крестьяне, в частности Яков Подгирняк, которому за заслуги и пожертвования было преподано благословение Святейшего Синода[7]. В тот же 1892-й год, 29 сентября обновленный храм вновь был освящен, благочинным священником Миной Александровичем Черноуцаном.

В 1895 году тщанием ожевского землевладельца Александра Радовича, пожертвовавшего 50 рублей деньгами, камень, песок и известь, а также на пожертвования местных прихожан, церковь и колокольня были окружены каменной оградой, в 1 ½ аршина высотой[8].

Osviatc_tcerkvi_OzevoВ 1907 году было преподано Архипастырское благословение: без грамоты, временно проживающему в с. Ожево дворянину Ивану Бачинскому, – за пожертвованием им на ремонт местного приходского храма 200 рублей[9]. В том же году были проведены работы по устройству иконостаса, за что в 1908 году местная землевладелица Анастасия Юрашко было преподано благословение Святейшего Правительствующего Синода.

Активным инициатором и участником мероприятий связанных в ремонтом, обновлением инвентаря и благоустройством церкви села Ожево, был местный священник Михаил Герасимович Васильковский. За свои труды, в 1901-1906 годах он был не единожды удостоен благословения епархиального начальства, о чем на страницах Кишиневских епархиальных ведомостей указанных годов читаем: «Объявляется одобрение Епархиального начальства: Священнику церкви села Ожева, Хотинского уезда Михаилу Васильковскому за его старание о пополнении утвари церковной на сумму 750 рублей, путем добровольных пожертвований жителей города Харькова»[10]; «Преподается архипастырское благословение в 1902 году: священнику церкви села Ожева, Михаилу Васильковскому за расположение жертвователей к приобретению для Ожевской церкви серебряно-вызолоченной чаши, дискоса, лжицы, звездицы, ковшика, двух тарелочек, двух металлических лампадок и других предметов на сумму 210 рублей»; «Преподается архипастырское благословение в 1902 году: священнику церкви села Ожева Михаилу Васильковскому за усердие к благоукрашению вверенной ему церкви новым приобретением вещей на сумму 748 рублей 10 копеек»[11]; «Преподается Архипастырское благословение священнику с. Ожева за его заботы о нахождении благотворителей для заведуемого им Ожевского храма». (1903 г.)[12]; «Объявляется благодарность епархиального начальства священнику церкви села Ожева, Хотинского уезда, Михаилу Васильковскому за расположение известных ему лиц к пожертвованию в Ожевскую церковь вещей на сумму 233 руб.»[13]; «Объявляется благодарность епархиального начальства священнику с. Ожево Михаилу Васильковскому, пожертвовавшему на ремонт приходской церкви 224 р. 28 коп». (1906 г.).

К сожалению, многолетние усилия священников, прихожан и местных помещиков села Ожево, в период господствующего атеизма, были попраны вандалами от власти. В 1960-м году, как и в некоторых других селах современного Сокирянского района, по указанию областного начальства и при усердии тогдашнего главы местного сельского совета, богослужения в церкви были запрещены[14]. Верующие люди на Пасху святили куличи под закрытой церковью Божьей росой[15].

Прихожане, особенно пожилые люди, хотели, чтобы церковь и далее была действующей. Заявления с просьбой открыть церковь, разрешить проводить в ней богослужения направлялись в самые разные инстанции на протяжении многих лет. К примеру, в 1976-1979 годах из Ожева в Москву, Киев и Черновцы было отправлено 36 заявлений с просьбой возобновить деятельность церкви[16].

Но все усилия были тщетны. Мало того, в начале 1980-х годов ситуация еще более ухудшилась. Сведения об событиях тех годов мы находим в исследовании кандидата исторических наук Сергея Степановича Яремчука «Православная Церковь на Буковине в советский период (государственно-церковные отношения) (Черновцы: Рута, 2004 г.):

«В ночь на 17 мая 1980 какой-то неизвестный через окно на крыше проник в неработающую церковь с. Ожево Сокирянского р-на и оставил ее открытой. Ключи же от нее находились у председателя сельсовета М. Шевчука, который занимал такую позицию: «Пока я буду, церкви не будет». Утром люди пришли к церкви и увидев, что она открыта, организовали круглосуточное дежурство в ней. 19 мая верующие в разговоре с представителями власти высказались о том, что не покинут церковь.

21 мая было проведено совещание представителей районной власти, на котором секретарь райисполкома В. Ленчинский дал указание до 29 мая привести все церковные здания района «в соответствии с законом», а заместитель председателя Черновицкого облисполкома А. Цуркан дала задание до 28 мая вывезти все церковное имущество с недействующих храмов района.

Так вот, люди, которые дежурили в церкви, рассказывали следующее: «23 мая 1980 г. во втором часу ночи в церковь зашли 3 человека в форме. С двух сторон дорога была перекрыта, а М. Шевчук не пускал, сказав, что там авария. Нам сказали выйти из государственного здания. Мы около 20 человек стариков просили, упали на колени, чтобы нас не трогали до утра, потому что на улице был дождь и холодно. Электричество перерезали и кругом темнота. Телефоны перекрыты. На нас кричали и толкали. Тогда они позвали еще мужчин в гражданской форме, которые были пьяными. Все начали мучить нас, тянуть по полу, кому крутить руки, головы, зверски забрасывать в автобус, как собак и долго возили, а потом выбросили нас из автобуса в грязь под дождь и сказали идите. Мы долго не могли разобраться куда идти. Кто-то был босым, избиты, мы кричали, услышал крик наш односельчанин П. Шевчук и направил нас домой. Кроме всего, они обрывали, ломали все в церкви, даже зверски сорвали список погибших в боях в Великой Отечественной войне наших односельчан. А. Мельник, когда ее забросили в автобус, потеряла сознание. Ее завезли в больницу в Новоднестровск, откуда родственники забрали ее домой боссой».

Когда же верующие пожаловались на это в органы власти, ответы были следующие. Заместитель председателя Сокирянского райисполкома И. Паламарчук 7 июля писал: «С нашей стороны была проведена беседа с верующими, после чего они добровольно покинули помещение церкви. В связи с тем, что это происходило в ночное время, верующим был предоставлен автобус для развозки их по домам. После этого культовое имущество было загружено на автомобиль, в церковь было завезено совхозное имущество, церковь была закрыта и рабочие развезены по домам. Насилие над верующими не наблюдалось». 27 июля 1980 заместитель областного прокурора дал следующий ответ по этому вопросу (№ 3 / 1053-80): «Нарушений законности органами местной властей не увидено»[17]. Утром 20 декабря 1981 на церковных дверях повис массивный замок и вывеска «Склад УПТК»[18].

Тогда церковь была ограблена. Забрали золотую чашу, золотые кресты и другие ценные вещи. Вырезаны из рам полотна икон, уничтожены на стенах бесценные фрески, вывезена и сожжена богатейшая церковная библиотека. Чудом уцелел лишь один документ «Церковные ведомости», в котором рассказывается о годе постройки церкви и на чьи средства был осуществлен строительство. Данный документ датируется 1847 годом и хранится в краеведческом углу школы[19].

Впрочем, по сравнению с тем, что случилось в некоторых других селах Сокирянщины, ситуация с ожевской церковью была не самой худшей. Так, например, церковь Успения Пресвятой Богородицы соседнего села Васильевка 14 апреля 1983 года была разрушена[20]. В селе Грубна в 1980-х годах церковь вообще подорвали[21].

В 1990-х годах, после распада Советского Союза, когда отношение к религиозным организациям со стороны руководства страны изменилось церковь в селе Ожево, на радость прихожанам вновь была открыта. 27 октября отмечается Храмовый праздник в честь Святой Параскевы.

Священнослужители и церковнослужители

Антониев Александр Елисеевич (1871 г.р.), в 1895 году рукоположен во священника к церкви села Широуцы Хотинского уезда. По данным на 1919 год служил в селе Непоротово. В 1920 году определен на священническое место к церкви села Молодово. Далее перемещен к церкви Преподобной Параскевы села Ожево[22]. 1 августа 1924 года возвращен обратно к церкви села Молодово[23]. В июле 1927 года награжден титулом протоиерея[24].

Состоял в браке с Верой Дмитриевной (1875 г.р.), от которой имел сына Анатолия (1893 г.р.).

Батицкий Порфирий Андреевич (1832 г.р.), родился в селе Васильевка Хотинского уезда, в семье дьячка Андрей Петровича Батицкого (1797 г.р.) и Евдокии Даниловны (1801 г.р.). Получил домашнее образование. 13 февраля 1853 года определен на место дьячка к Успенского Богородичной церкви села Васильевка. 26 сентября 1859 года архиепископом Кишиневским Антонием рукоположен во диакона к Николаевской церкви села Коболчин. В 1861 году, 13 июня рукоположен во священника и направлен служить при церкви села Ожево. 18 сентября 1865 года перемещен к Покровской церкви села Вартиковцы Хотинского уезда. 8 марта 1871 года перемещен к церкви села Котелева Хотинского уезда[25].

Состоял в браке с Александрой Елисеевной (1837 г.р.). Их дети: Флегонт (1860 г.р.) – ученик Кишиневской Духовной семинарии; Иоанн (1862 г.р.) – служил в должности телеграфиста Бельцкой телеграфной станции; Павел (1866 г.р.) – учился в Кишиневской Духовной семинарии; Надежда (1868 г.р.) – по данным на 1882 год, ученица Кишиневского духовного женского училища; Вера (1878 г.р.)[26].

Белоданов Филипп (1877 г.р.), служил при церкви села Глиная Хотинского уезда, 1 апреля 1924 года отстранен от должности[27]. 1 августа 1924 года определен на место священника при церкви Преподобной Параскевы села Ожево[28].1 мая 1927 года переведен в Измаильскую епархию Четатя Албэ[29].

Буженица Иоанн Петрович (1834 г.р.) – родился в селе Беловцы Хотинского уезда, в семье дьячка Петра Дмитриевича Буженицы (1811 г.р.) и Марии (1812 г.р.). Сверхштатный псаломщик при церкви села Ожево (по данным на 1896 г. уже не было в живых).

Состоял в браке с дьячковской дочерью Марией Касьяновной (1841 г.р.), от которой имел трое детей: Петр (1860 г.р.), Мария (1863 г.р.) и Василий (1872 г.р.).

Бурлачук Иван Федорович, родился в селе Ожево Хотинского уезда, в семье местных крестьян. Пономарь при церкви Преподобной Параскевы села Ожево. В первой половине 1880-х годов был за штатом. Жена: Анна Ильинична, урожденная Горган.

Быховский Владимир Константинович, учился в Кишиневской духовной семинарии. 12 сентября 1865 года рукоположен во священника к церкви Коликауцы, которое ныне расположено в Бричанском районе Республики Молдова. С 12 июня 1866 года служил священником при церкви Преподобной Параскевы села Ожево. 20 июля 1867 года перемещен к церкви села Требисоуцы[30]. В 1870-х гг. служил священником при церкви села Яноуцы (теперь Ивановцы). В 1876 году возведен в сан протоиерея. 9 апреля 1883 года награжден наперсным крестом. 21 января 1888 года, согласно прошению, перемещен к церкви г. Бричаны. 10 ноября 1890 года назначен благочинным 3-го округа Хотинского уезда, на место исправляющего сию должность священника Георгия Крицкого (св. селения Новоселица). Дважды избирался на должность депутата 3-го округа Хотинского уезда. В 1897 году был награжден орденом св. Анны 3-й ст. 14 апреля 1901 года перемещен к церкви села Тецканы Хотинского уезда.

Васильковский Андрей Михайлович (1878 г.р.) – сын священника села Ожево, родился в селе Григоровка Харьковской губернии. Окончил курс семинарских наук в Харьковской Духовной семинарии. Далее некоторое время работал учителем в Болбокской второклассной школе. В 1904 году рукоположен во священника и определен на священническое место к церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1914 году, по распоряжению Военного Протопресвитера, направлен священником на Балтийский флот. Затем служил священником при церкви Морской крепости имени императора Петра Великого. В 1923 году «эмигрировал, поселился во Франции. Настоятель церкви при женской обители Нечаянной Радости в Ливри-Гаргане (под Парижем) (1925), настоятель Воскресенской церкви в Бельфоре (1925). После 1925 уехал из Франции»[31].

Васильковский Михаил Герасимович (1843 г.р.), родился в селе Кантакузовка Валковского уезда Харьковской губернии, в семье священника. В 1861 году окончил курс Харьковского духовного училища. В 1862-1863 гг. служил писцом в Харьковской духовной консистории. С 1863 по 1896 год учительствовал, а за тем (с 1869 г.) служил псаломщиком в нескольких приходах Харьковской губернии (Пересельное, Островерховка, Григоровка и др.). 10 марта 1896 года рукоположен в сан диакона и направлен служить при церкви села Ожево в Бессарабскую губернию. 16 декабря 1901 года рукоположен во священника и 19 ноября 1901 года утвержден священником при этой церкви[32].

По данным на 1914 год, вдовец. Его дети: Андрей (1878 г.р.), Гаврил (1880 г.р.), Митрофан (1885 г.р.) и Пантелеймон (1890 г.р.). Васильковский Гаврил, по данным на 1914 год, служил помощником присяжного поверенного в Белецком уезде[33].

Васильковский Пантелеймон Михайлович (1890 г.р.) – сын священника села Ожево, родился в Харьковской губернии. По данным на 1914 год, там же в Харьковской губернии служил псаломщиком в одном из приходов. 22 февраля 1917 года определен псаломщиком при церкви села Белоусовка, куда был перемещен из слободы Ульяновка Сумского уезда Харьковского губернии, где также был псаломщиком.

Волков Василий Матвеевич (1833–1909), родился в селе Окница Хотинского уезда, в семье пономаря Матвея Петровича Волкова (1797 г.р.) и Евфимии (1805 г.р.)[34]. В семинарии не обучался. 28 ноября 1857 года, с посвящением в стихарь, определен к Свято-Параскевиевской церкви села Ожево на место дьячка, где и прослужил до конца своей жизни[35].

Состоял в браке с Агафьей (1839 г.р.) – дочь пономаря села Гинкоуцы Хотинского уезда Андрея Ивановича Очинского (1800 г.р.)[36] и Марии (1806 г.р.). Отец Василий и матушка Агафья имели двух дочерей: Евгения (1860 г.р.), в замужестве Гримальская; и Ксения (1863 г.р.), в замужестве Гайдуковская. Обе родились в селе Ожево.

Вульпэ Василий (1884 г.р.) – сын священника. В служении с 1903 года. Будучи псаломщиком села Сечетены Кишиневского уезда, 23 октября 1915 года перемещен к церкви села Васкауцы Сорокского уезда. В том же году рукоположен во диакона. В дельнейшем, с 15 сентября 1920 года, служил при церкви села Коржеуцы Хотинского уезда[37], где 22 февраля 1921 года рукоположен во диакона-псаломщика при той же церкви[38]. С 1928 года – он священник при церкви села Ожево. 1 февраля 1931 года определен к церкви села Ломачинцы[39].

Дудник Никита (1891 г.р.) – с 15 мая 1919 года, диакон при церкви Преподобной Параскевы села Ожево. В 1944 году выехал из Ожева, и был направлен служить в селение Молдова-Ноуэ жудеца Караш. 1 ноября 1945 года определен в приход Русены Ясского жудеца, Румыния[40].

Заболотный Иоанн Иосифович (1841 г.р.), родился в селе Ожево. Более пятнадцати лет находился в должности церковного старосты (1880-1890 гг.).

Каминский Даниил (1765 г.р.) – родом из Подольской губернии, некоторое время проживал в селе Ожево Хотинской райи, откуда родом его супруга – Ирина Заболотная (1779 г.р.). 12 июня 1797 года рукоположен во священника епископом проилавским Парфением, и направлен служить при церкви села Васильевка. 28 июня 1819 года получил духовную грамоту от экзарха Гавриила (Бэнулеску-Бодони)[41].

Его жена: уроженка села Ожево – Ирина Заболотная (1779 г.р.). Их дети: Татьяна (1807 г.р.), Мария (1810 г.р.), Домникия (1812 г.р.), Евфимий (1819 г.р.)[42].

Кудрицкий Феодор Иванович (1791 г.р.) – сын крестьян, получил домашнее образование. 20 марта 1816 года определен на место дьячка к церкви Рождества Богородицы села Волчинец. 31 марта 1831 года переведен в той же должности к Преподобно-Параскевской церкви села Ожево. В 1832 году переведен на место пономаря в селение Липник.

Состоял в браке с Евфросинией (Софронией) Прокопьевной (1793 г.р.). Детей не имели.

Лозан Симеон Афанасьевич (1758 – 1828) – уроженец села Ожево, где некоторое время служил дьячком. В 1897 году, епископом Проилавским Парфением, рукоположен во священники к церкви села Ломачинцы. 20 декабря 1811 года получил духовную грамоту от епископа Димитрия Бендерского. Некоторое время был в должности благочинного Коболчинского благочиния. Умер и похоронен в Ломачинцах.

Жена: Пелагея Андреевна (1767 г.р.). Имели троих детей: Василий (1798 г.р.), Феодор (1804 г.р.), Григорий (1812 г.р.)[43].

Матковский Григорий Данилович (1791 г.р.) – дьячок при церкви Преподобной Параскевы села Ожево Хотинского уезда (по данным на 1817-1825 гг.).

С ноября 1818 года состоял в браке с Параскевьей Гавриловной Томачинской (1798 г.р.) – дочь священника служившего при церкви села Ожево, Гавриила Томачинского. Имели дочь Марию (1821 г.р.)

Мондренко Феодор Иванович (1811 г.р.) – сын священника села Васильевка Хотинского уезда, Иоанна Мондренко (1770–1824) и Параскевы (1786 г.р.). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 12 июля 1832 года определен дьячком к церкви села Белоусовки. 13 декабря 1833 года, переведен на тоже место к церкви село Ожево Хотинского уезда[44].

Оржеховский Михаил Лукич (1895/1896 – 1988), родился на территории Молдовы. С 1919 года служил псаломщиком при церкви села Гвоздовцы Хотинского уезда. В 1941 году, во время второй румынской оккупации, принял участие в суде над местными коммунистами, которых приговорили к расстрелу. После освобождения села советскими войсками, был арестован и согласно сведениям полученным от старожилов села Гвоздовцы, приговорен к 25-ти годам лишения свободы. Официальные документы говорят о том, что в действительности его приговорили к 10 годам лагерей. После освобождения, согласно пересказам старожилов, вернулся и служил дьяком в селе Коболчин. В 1954 году рукоположен во священника и несколько десятилетий служил в приходах Черновицко-Буковинской епархии. Именно во время его служения в селе Ожево, там была закрыта местная церковь[45]. Дослужился до протоиерея. Умер в 1988 году[46].

Пентякова Евфросиния Андреевна (1860 г.р.) – дочь дьякона села Ломачинец, Билинского Андрея Ивановича (1837 г.р.) и Евфимии Петровны (1842 г.р.). 24 июня 1896 года она определена на должность просфорни[47] при церквях сел Ожево и Васильевка Хотинского уезда[48].

Состояла в браке с псаломщиком при церкви села Васильевка, Василием Лазаревичем Пентяковым (1850–1899)[49]. Их дети: Петр (1872 г.р.) – учитель школы грамоты в с. Табан Хотинского уезда; Иаков (1874 г.р.) – учитель церковно-приходской школы в с. Вороновицы Хотинского уезда; Иоанн (1884 г.р.) – ученик Единецкого духовного училища; Александр (1892 г.р.); Павел (1892 г.р.)[50].

Попович Феодор Максимович, иерей. До Второй мировой войны проживал в Винницкой области, где был подвергнут репрессиям со стороны коммунистического режима. После освобождения Хотинщины вернулся в Бессарабию, – служил священником при ожевской церкви Преподобной Параскевы, как минимум в 1944-1945 годах[51]. Далее проживал в селе Сербичаны, где умер в 1948 году и похоронен на церковном подворье.

Прекуп – священник при церкви села Ожево, согласно данным из ведомостей о посемейной переписи населения Хотинского цинута Молдавского княжества, составленных в 1774 году[52].

Розновану Михаил – священник при церкви села Ожево. В 1940 году бежал в Румынию. В 1941 году определен к церкви села Путинешть, ныне в Флорештском районе Республика Молдова[53].

Синевич Василий Прокопович (1789 г.р. – после 1836 года) – священнический сын. Получил домашнее образование. Рукоположен во священника епископом Никодимом, за благословением епископа Димитрия, 16 августа 1812 года и утвержден на место священника при церкви Преподобной Параскевы села Ожево Хотинского уезда.

Рано овдовел. Детей не имел.

Струтинский Антоний Семенович (1818 г.р.) – сын священника села Молодово Хотинского уезда, Симеона Андреевича Струтинского (1785 г.р.) и Феодоры Даниловны (1795 г.р.). С 1837 года – указной дьячок при церкви села Молодово. В конце 1840-х годах рукоположен во диакона. Священник при церкви села Ожево Хотинского уезда (по данным на 1853 год)[54]. Священник при церкви села Шебутинцы, того же уезда, – в 1876 году награжден скуфьей. 4 декабря 1884 года, согласно прошению, переведен к церкви села Кишло-Замжиево.

Состоял в браке с Евфросиньей Максимовной (1818 г.р.). Их дети: Евфимия (1841 г.р.), Яков (1844 г.р.), Иоанакий (1847 г.р.), Михаил (1848 г.р.).

Сугак Иоанн Григорьевич (1830 г.р.) – сын дьячка села Комаров Хотинского уезда, Сугака Григория Игнатьевича (1803 г.р.) и Анны (1812 г.р.). В семинарии не обучался. 10 июня 1850 года определен дьячком к Дмитриевской церкви села Бырнова Хотинского уезда. 28 июля 1858 года рукоположен во дьякона в село Райлянка Аккерманского уезда. В том же году переведен в м. Новоселицу Хотинского уезда, а 25 марта 1859 года – в местечко Единцы. В 1859 году Высокопреосвященным Антонием, архиепископом Кишиневским и Хотинским рукоположен во священника к церкви села Полешты Сорокского уезда. 26 декабря 1862 года переведен в село Ленковцы. В 1863 году переведен к Михайловской церкви села Требесоуцы Хотинского уезда. В 1867 году перемещен к церкви села Ожево Хотинского уезда.14 сентября 1879 года низведенный в причетники священник с. Ожево Иоанн Сугак назначен на псаломщичье место в село Шебутинцы, того же уезда. 10 декабря 1879 года определен на священническое место в село Вережены Сорокского уезда.

Стародуб Андрей (1759 г.р.) – церковный староста при церкви Преподобной Параскевы села Ожево, по данным на 1822 год.

Стоял в браке с Марией (1768 г.р.) от которой были сын Григорий (1790 г.р.) и дочь Елена (1804 г.р.)[55].

Томачинский Гавриил – священник при церкви Святой Преподобной Параскевы села Ожево Хотинского цинута. Умер до 1814 года.

Его жену звали Анна (1765 г.р. – после 1835 г.) Его сын Федор в июле1814 года обвенчался законным браком с Анною – дочь местного жителя Романа Темного (1724 – 1814)[56]; а дочь Параскева (1798 г.р.), в ноябре 1818 году вышла замуж за дьяка при местной церкви Григория Даниловича Матковского[57].

Томачинский Федор Гаврилович (1792 г.р.) – сын священника села Ожево Хотинского уезда, Гаврила Томачинского и Анны (1765 г.р.). С 1821 года служил пономарем при той же церкви. 6 июля 1827 года получил повторное определение на место пономаря при церкви села Ожево[58]. По данным на 1851 год проживал в селе Липник Сорокского уезда[59], где с 22 июля 1844 года, по собственному прошению, занимал должность церковного старосты. В 1853 году уволен за штат[60].

В июле 1814 года обвенчался законным браком с Анною (1795 г.р.) – дочь местного жителя Романа Темного (1724 – 1814)[61]. Их дети: Симион (1815 г.р.), Гаврил (1820 г.р.), Мария (1824 г.р.), Евфросиния (1829 г.р.) и Михаил (1831 г.р.), Агафия (1834 г.р.), Иван (1835 г.р.).

Урсулеско Онуфрий Васильевич (1860 г.р.), в 1878 году окончил три класса Кишиневской духовной семинарии. В 1879–1881 годах отбывал воинскую повинность. 15 апреля 1881 года определен на место псаломщика к Ильинской церкви г. Кишинева. В течении четырех лет, до декабря 1885 года состоял писарем Кишиневской духовной консистории. 13 декабря 1885 года определен диаконом к Андреевской гимназической церкви г. Кишинева. С 1891 по 1895 год преподавал пение в Кишиневской псаломщической школе. 2 апреля 1901 года перемещен к Димитриевской церкви г. Кишинева, а затем, 23 апреля 1902 года – к церкви с. Каплевка Хотинского уезда. 8 сентября 1908 года перемещен к церкви села Варатик Белецкого уезда, откуда 27 мая перемещен и 7 июня 1911 года утвержден к церкви села Ожево Хотинского уезда[62].

Рано овдовел. Имел троих детей: Иоанн (1890 г.р.), Екатерина (1891 г.р.) и Ольга (1892 г.р.).

Федышин Илья Пантелеймонович (1905 г.р.) – псаломщик при церкви Святой Параскевы села Ожево. В 1948 году арестован НКВД и в 1949 году осужден за антисоветскую пропаганду к 8 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Реабилитирован  25 декабря 1974 года[63].

Цыпей Владимир, учился в Кишиневской школе псаломщиков. 3 августа 1909 года определен исполняющим обязанности псаломщика при церкви Преподобной Параскевы села Ожево. 27 мая 1911 года перемещен к церкви села Варатик Белецкого уезда. В начале июня 1911 года уволен за штат.

Цыцану Михаил в 1941-1942 года служил дьяконом при церкви села Ожево. 27 августа 1942 года рукоположен во священника к той же церкви[64]. 1 сентября 1942 года утвержден в должности[65].

Чакир Захария – из семьи духовного звания. По журнальному определению Педагогического собрания Кишиневской духовной семинарии от 26 января и 17 февраля 1871 года, воспитанник III класса Захария Чакир принят на казенное содержание. Некоторое время служил при церкви села Гидигич Кишиневского уезда. 7 апреля 1877 года перемещен к церкви села Коболта Сорокского уезда. Далее служил псаломщиком при церкви села Казаяклии Бендерского уезда. 5 октября 1899 года перемещен на священническое место при церкви села Ожево Хотинского уезда. В 1901 году вышел за штат, по преклонности лет.

Имел двух родных сестер: Екатерина Спиней и Анна Тузлукова.

Шеремет Михаил, 27 августа 1942 года рукоположен во диакона при церкви села Ожево[66].

Яковенко Александр, 23 июня 1901 года, будучи студентом Кишиневской духовной семинарии определен на священническое место к церкви села Яноуцы Хотинского уезда. В дальнейшем перемещен на место второго священника при церкви Преподобной Параскевы села Ожево. В 1902 году, за приобретение для той же церкви напрестольного Евангелия, лампады, завесы для царских врат и напрестольного креста стоимостью 41 рубль, ему преподано архипастырское благословение.

____________________________________________

[1] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 55 – 57.

[2] Iorga N. Guide historique de la Roumanie: partie descriptive. – Paris : Librairie J. Gamber ; Bucarest : Librairie Pavel Suru, 1928. – P. 137.

[3] Халиппа И.Н. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812–13 гг. // Труды Бессарабской губернской архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев: Типо-Литография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 258 – 270.

[4] Формулярная ведомость о священно и церковнослужителях и их мужеского пола детях, находящихся в селении Ожогов Приподобно Параскевской церкви Хотинского цинута, за 1824 год.

[5] Ведомость о Приподобно-Параскевской церкви Хотинского уезда селения Ожогова за 1832 год; Ведомость о Св. Параскевиевской Кишиневской епархии, состоящей в селе Ожево 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[6] Ведомость о Св. Параскевиевской Кишиневской епархии, состоящей в селе Ожево 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[7] Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. – СПб., 1892. – № 13, 28 марта. – С. 117.

[8] Ведомость о Св. Параскевиевской Кишиневской епархии, состоящей в селе Ожево 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[9] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1907. – № 6, 11-го февраля. – С. 37.

[10] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1902. — № 8, 15 апреля. – С. 204.

[11] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1902. – № 23, 1 декабря. – С. 722.

[12] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1903. – №  4, 15 февраля. – С. 82.

[13] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1903. – № 13, 1 июля. – С. 273.

[14] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 122.

[15] Ожеве. Духовність.

[16] Яремчук С.С. Процес «освоєння» раніше закритих православних церков як остання адміністративна акція радянської влади (на прикладі Чернівецької області) // Наукові записки з української історії: Збірник наукових статей. – Переяслав-Хмельницький, 2001. — Вип. 12. – С. 364; Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 167.

[17] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 171 – 172; Яремчук С.С. Процес «освоєння» раніше закритих православних церков як остання адміністративна акція радянської влади (на прикладі Чернівецької області) // Наукові записки з української історії: Збірник наукових статей. – Переяслав-Хмельницький, 2001. — Вип. 12. – С. 367 – 368.

[18] Ожеве. Духовність.

[19] Ожеве. Духовність.

[20] Мандзяк О. Церква Успіня Пресвятої Богородиці села Василівка. – 13.03.2015.

[21] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга перша. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2007. – С. 121.

[22] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcăt. după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chișinău: Tip. Eparhială, 1922. – P. 126.

[23] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1924. – № 26. – P. 2.

[24] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1927. – № 15-16. – P. 176.

[25] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви 2 округа Хотинского уезда села Котелева, за 1882 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 19, ед. хр. 31.

[26] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви 2 округа Хотинского уезда села Котелева, за 1882 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 19, ед. хр. 31.

[27] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1924. – № 11. – P. 3.

[28] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1924. – № 26. – P. 1.

[29] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1927. – № 13-14. – P. 166.

[30] Curdinovschi V. Cele mai biserici de lemn din jud. Hotin – Basarabia (după datele excursiei din anul 1915) // Revista Societatii Istorico-Arheologice bisericesti din Chișinău.- Chișinău: Tipografia Eparhiala, 1925.- Vol. XVI. – P. 73.

[31] Российское  зарубежье во Франции, 1919-2000: биогр. слов.: в 3 т./ Под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. – Том 1: А-К. – Москва: Наука; Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. – С. 256.

[32] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1901, 1 декабря. — № 23. – С. 678; Ведомость о церкви, состоящей в с. Ожево 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, в честь Св. Преподобной Матери Параскевы, за 1914 год.

[33] Ведомость о церкви, состоящей в с. Ожево 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, в честь Св. Преподобной Матери Параскевы, за 1914 год.

[34] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцатого дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Окницы дву приходской Архангело-Михайловской церкви, состоящей в вотчине княгини Елены Георгиевой Кантакузиной, о числе священно и церковнослужителях их женах и детях обоего пола. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[35] Ведомость о Св. Параскевиевской Кишиневской епархии, состоящей в селе Ожево 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[36] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцать первого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Гинкоуц одноприходской Архангело-Михайловской церкви, состоящей на имении помещика Ионна Григорьева Лоизы, о числе священно и церковнослужителях их женах и детях обоего пола. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[37] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1920. – № 10. – P. 4.

[38] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1921. – № 3. – P. 1.

[39] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1931. – № 5. – P. 56.

[40] Monitorul Oficial. Regatul României. Partea 1-а: Legi, decrete, jurnale ale Consiliului de Miniştri, deciziuni ministeriale, comunicate, anunţuri judiciare (de interes general). – Bucureşti: Monitorul Oficial şi Imprimeriile Statului. Imprimeria Centrală, 1945. – № 269, 23 noiembrie. – P. 13.

[41] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в селении Василевцах Успенской Богородичной церкви Хотинского цинута, за 1824 год.

[42] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии селения Василевец Свято Успенской Богородичной церкви о находящихся в приходе кто из них во святую Четыредесятницу был у исповеди и святого причастия и кто исповедался токмо, не причастился и кто ж не исповедался и за каким винословием, за 1822 год.

[43] Формулярная ведомость о священно и церковно служителях и их мужеского пола детях, находящихся в селении Ломачинцах Архангело-Михайловской церкви, Хотинского цинута. За 1824 год; Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии, Хотинского цинута селения Ломачиниц Архангеловой Михайловской церкви о находящихся прихожанах. Кто с них во святую четыредесятницу был у исповеди и святого причастия и кто исповедались токмо, а не причастились и тех кто не исповедался и за каким винословием, за 1826 год; Формулярная ведомость о священно и церковно служителях и их мужеского пола детях, находящихся в селении Ломачинцах Архангело-Михайловской церкви, Хотинского цинута. За 1829 год.

[44] Ведомость о Димитриевской церкви Хотинского уезда села Белоусовки за 1832 год.

[45] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 122.

[46] Вечная память почившим [Оржеховский М. Л., протоиерей, Черновицкая епархия] // Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1988. – №7. – С. 43.

[47] Просфория (просфорня) – женщина, занимающаяся выпечкой просфоры (просвиры) – богослужебного литургического хлеба, употребляемого в православии. Просфорни редкое явление для церквей Сокирянщины того времени. В большинстве сел, согласно обычаю, приготовление просфор входило в круг обязанностей церковного старосты.

[48] Ведомость о Св. Параскевиевской Кишиневской епархии, состоящей в селе Ожево 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год; Ведомость о Успенско Богородичной церкви Кишиневской епархии, состоящей в селах Василиуцы и Роспопенцы 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[49] Ведомость о Успенско Богородичной церкви Кишиневской епархии, состоящей в селах Василиуцы и Роспопенцы 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[50] Ведомость о Успенско Богородичной церкви Кишиневской епархии, состоящей в селах Василиуцы и Роспопенцы 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[51] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 40.

[52] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 456.

[53] Prot. Ioan Lisnic. Biserica din Putineşti, la 180 de ani // Curierul Ortodox. – Chișinău, 2008. – № 10 (207), 16 octombrie. – P. 8.

[54] Дело по рассмотрению прошения священника церкви с. Ожогова Хотинского уезда Струтинского А. об отводе земли притчу церкви (29.01.1853-30.04.1853) (7 88) – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 2, оп. 1, д. 5902.

[55] Исповедная роспись Кишиневской епархии Хотинского цинута селения Ожогова Преподобно Параскевской церкви о обретающих в приходе сей церкви ниже явленных чинов людям со пояснением против каждого имении о бытии их во святую Четыредесятницу был у исповеди и Святых тайн причастия и кто исповедался токмо, не причастился и кто ж не исповедался и за каким винословием, и кто ха малолетством не исповедовался о Святых тайн причастился, значить ниже сего, за 1822 год.

[56] Книга метрическая Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута села Ожогова Свято Преподобно Параскеевой приходской церкви, о родившихся, сочетавшихся браком и умерших, 1814 год января 6 дня.

[57] Книга метричная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута села Ожогова Свято Преподобно Параскеевой приходской церкви, о родившихся, сочетавшихся браком и умерших, за 1818 год.

[58] Ведомость о Приподобно-Параскевской церкви Хотинского уезда селения Ожогова за 1832 год.

[59] Ведомость о Свято-Михайловской церкви Сорокского уезда селения Липника, за 1851 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, ед. хр. 49, связка 49.

[60] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви Сорокского уезда селения Липника, за 1853 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, д. 57.

[61] Книга метрическая Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута села Ожогова Свято Преподобно Параскеевой приходской церкви, о родившихся, сочетавшихся браком и умерших, 1814 год января 6 дня.

[62] Ведомость о церкви, состоящей в с. Ожево 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, в честь Св. Преподобной Матери Параскевы, за 1914 год.

[63] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 479.

[64] Biserica Basarabeană: Organul Eparhiei Hotinului. – Bălţi: Tipografia Eparhială, 1942. – Anul 1, № 4, Iulie-Septembrie. – P. 238.

[65] Biserica Basarabeană: Organul Eparhiei Hotinului. – Bălţi: Tipografia Eparhială, 1942. – Anul 1, № 7, Decemvrie. – P. 450.

[66] Biserica Basarabeană: Organul Eparhiei Hotinului. – Bălţi: Tipografia Eparhială, 1942. – Anul 1, № 4, Iulie-Septembrie. – P. 238.

Залиште свій коментар