Миссионер из Окницы

Автор: admin

Феодосий (Теодосий) Стефанович Воловей (ок. 1862—12.01.1927) – как утверждают старожилы, первый настоятель церкви в Окнице, небольшом городке-железнодорожной станции на севере Молдавии. Здесь он служил на протяжении многих лет, здесь он почил, и здесь же он был похоронен на территории церкви (могила до наших дней не сохранилась). Для Окницы жизнь этого человека – это огромный отрезок истории самого города. То же самое можно сказать и о Сокирянщине, здесь он на протяжении десятилетий бывал великое множество раз, как по службе, так и в частном порядке.

служба о. Воловея

Как мы можем судить по скудной информации из немногочисленных источников, где встречалось имя Феодосия Воловея, он обладал хорошей памятью, многие тексты знал наизусть. Отличался даром красноречия и ораторскими способностями. Умел слушать и убеждать, владел русским, молдавским и украинским языками, что помогало ему в священнической деятельности.

На протяжении более двадцати пяти лет, начиная с 20 декабря 1888 года, Феодосий Воловей являлся епархиальным миссионером Бессарабской, а затем и Таврической губерний. Был делегатом от Кишиневской епархией на Всероссийских миссионерских съездах. Прослужил священником в ряде сел и городов Бессарабии: в начале в с. Широуцах-Низших, 4-го округа, Хотинского уезда, а 1 февраля 1888 года назначен на вакансию священника в с. Васильевку, 3-го округа Измаильского уезда, с правом заведовать крепостною Килийскою церковью. 17 марта 1888 года священник села Васильевки Феодосий Воловей назначен наблюдателем за церковно-приходскими школами 3-го округа Измаильского уезда. 16 февраля 1889 г., согласно прошению был перемещен к церкви с. Галилешт, того же округа и уезда. 14 марта 1889 г., согласно прошению назначен на должность законоучителя местного училища с. Галилешт. 10 декабря 1894 года о. Феодосий назначен законоучителем Измаильской школы грамоты

Начиная с 1880-х г. проводил исследования бессарабского старообрядчества, с этой целью объездил практически все бессарабские селения, где проживали старообрядцы. На Сокирянщине проводил миссионерскую деятельность в селах Грубно, Белоусовке и Сокирянах. Наведывал своих друзей-священников в Селищах, Романковцах и Ломачинцах.

Его миссионерские отчеты и для наших дней довольно информативны и востребованы исследователями (историками, этнографами, религиоведами). Свои исследования Феодосий Стефанович публиковал в местных и центральных периодических изданиях, прежде всего, в «Кишиневских епархиальных ведомостях», «Миссионерском обозрении», «Братское слово», и некоторых других.

К месту будет сказано, что в старообрядческих селах к нему относились достаточно холодно, но при этом, с должным уважением. В 1912 году, по долгу службы о. Феодосий участвовал в I-ом Всероссийском Съезде православных старообрядцев (единоверцев), который состоялся в Санкт-Петербурге, 22-30 января, и где решался вопрос об объединении всех старообрядцев в одно целое под сенью вселенского Православия.

Во время первой мировой войны (1914 – 1918) о. Феодосий некоторое время занимал должность священника 6-й армии Российской империи, управление которой, как известно, с образованием в декабре 1916 года Румынского фронта было переброшено в Румынию.

Известно также, что он являлся активным участником в первом, с конца XVII века Поместном Соборе российской церкви 1917 – 1918 гг., известного также как Всероссийский поместный собор. Туда он отправился из Одессы по избраннию от военного и морского духовенства. Участвовал в прениях по ряду вопросов, например, в обсуждение вопроса о клятвах на Поместном Соборе (24 ноября 1917 г.). Кроме того, протоиерей Воловей был членом Отдела по единоверию и старообрядчеству и Отдела о внутренней и внешней миссии, а также специального Подотдела, который должен был решить проблему имяславия — догматическое движение в Русской православной церкви, которое начало развиваться с начала XX в.

могила о. Воловея

Супруга протоиерея Воловея, Зиновия Васильевна Воловей пережила своего мужа почти на восемь лет. Она умерла в Кишиневе в 1935 году на 66-ом году жизни.

Основные источники: Кишиневские епархиальные ведомости; Миссионерское обозрение; Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. – Кн.I., Вып. 1. – М.: Издание Соборного Совета, 1918; Незабытые могилы /Сост. В.Н. Чуваков. – Т. 1. – М.: РГБ, 1999; Скворцов В.М. Деяния 3-го Всероссийского Миссионерского съезда в Казани, по вопросам внутренней миссии и расколосектанства. – Киев: Типография И.И. Чоколова, 1897; Степанов С.А. Черная сотня в России: 1905 – 1914. – М.: «Эксмо», 2005; Воловей Ф. О Измаильских старообрядцах. – Москва, 1896.; Воловей Ф. Хлыстовское мракобесие и дьявольские козни их вожака // Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии. – СПб.: Изд. В.М. Скворцова, 1912. – Т. XVII. 1912. – № 11 (ноябрь). Архив автора.

Алексей Мандзяк

Иллюстрации с сайта города Окница

Залиште свій коментар