Новоселицкая ветвь юго-западных железных дорог

Автор: admin

Представляем вашему вниманию главу о Новоселицкой ветвиOblozka Юго-Западной железной дороги из второго издания «Иллюстрированного путеводителя по Юго-Западным казенным железным дорогам», который увидел свет в 1899 году в Киеве.

Слободка, станция линии Киев-Одесса, служит исходным пунктом Новоселицкой ветви. Рельсовый путь идет на запад, пересекая волнистую местность, обходя встречающиеся холмы и пригорки; чувствуется близость величественного Днестра; пред глазами путника проносятся обычные картины Подолии: большие селения с барскими усадьбами, сады, переполненные фруктовыми деревьями, среди которых преобладают сливы, и поля, засеянные пшеницею.

На 24 вер. от Слободки находится станция Колбасная, за которою рельсовый путь делает поворот на юго-запад; холмы и пригорки становятся выше, поезд то проносится с грохотом по перекинутым чрез овраги и балки мостикам, то идет среди выемок; повороты железнодорожного полотна для обхода встречающихся неровностей почвы замечаются чаще. Из окон вагона уже не открывается необозримая равнина степей; здесь нет той шири и простора, которые захватывают путника при проезде по Бессарабской и Елисаветградской ветвям; но за то окружающие ландшафты разнообразнее; один вид сменяется другим, при чем по мере приближения к р. Днестру, местность становится все более и более живописною.

Станція Рибниця

Станция Рыбница

На 36 версте от Слободки лежит станция Воронково, от которой рельсовый путь направляется по долине речки Воронково к м. Рыбнице на реке Днестре. Здесь, в 47 верстах от Слободки находится станция Рыбница, расположенная близ берега р. Днестра. Самое м. Рыбница лежит между железнодорожным полотном и рекою; оно раскинулось по высотам спускающимся к р. Днестру и отличается живописностью своего местоположения; с высот, окружающих Рыбницу, виден извивающийся в крутых берегах Днестр, из вод которого подымаются зеленеющие острова и островки, а далее бессарабский, более пологий, но не низкий берег, по которому широко раскинулось м. Резени. В Рыбнице ныне до 3.000 жителей и оно вместе с помянутым местечком Резени составляет пункт, к которому доставляются по р. Днестру хлебные грузы, поступающие здесь на железную дорогу для отправки на рынки сбыта.

В 6 верстах от Рыбницы, на правом берегу р. Днестра, расположено имение Н. К. Апостолопуло «Сахарня»; имение это сравнительно не велико (1.600 дес.), но обращает на себя внимание, по образцовой постановке виноделия; виноградники разведены на склоне к реке и занимают площадь в 250 дес. Вина из имения Сахарня пользуются большою известностью в крае.

Міст через р. Дністер у м. Рибниці

Мост через р. Днестр у г. Рыбница

За Рыбницей железная дорога пересекает реку Днестр мостом в 155 сажень, который устроен с приспособлением для проезда экипажей, при одновременном движении поездов, при том с расположением проезжих частей в разных уровнях; по верху моста проложены рельсы для железнодорожного движения, а ниже находится путь для передвижения на лошадях и для пешеходов. От р. Днестра начинается самый интересный участок Новоселицкой ветви. Здесь местность крайне не ровная, пересеченная высокими холмами; овраги и глубокие долины рек сменяются возвышенностями, круто спускающимися в равнины; с гор бегут ручьи и речки, низвергаясь в глубокие овраги водопадами. Все это делает участок от Рыбницы весьма живописным, с каждым поворотом колеса вагона открываются все новые и новые картины, что производит особенно сильное впечатление после утомительного однообразия бесконечных равнин, среди которых пролегает большая часть наших железных дорог. Но то, что ласкает глаз и делает поездку приятным развлечением, было источником громадных затруднений при постройке. Сооружение целого ряда мостов, устройство выемок в сплошном каменистом грунте, насыпей, подпорных стенок, прокладка водоотводных труб и возведение целого ряда других сооружений, необходимых для полной безопасности пути требовали затраты значительного времени, энергии и самых тщательных изысканий. Можно смело сказать, что Новоселицкую ветвь, с которою неразрывно связано имя ее главного строителя инженера Д. А. Андриевского, Председателя Правления, а ранее того, управляющего Юго-Западными железными дорогами, во многих местах следует признать новою победою техники над естественными препятствиями.

Крейдяна виїмка біля ст. Флорешти

Меловая выемка близ ст. Флорешты

Перейдя р. Днестр, и войдя в пределы Бессарабии, рельсовый путь проходит по выступу; с одной стороны железнодорожного полотна круто подымаются высокие холмы, а по другую — в глубоком овраге протекает речка Черная, за которой вновь находятся возвышенности, пересеченные балками. Для отвода ручьев, текущих с гор в речку Черную и для обеспечения полотна дороги от размыва, в особенности в весеннее время, устроен целый ряд замечательных по замыслу исполнениях и делающих честь нашим инженерам сооружений. В горах проложены искусственные ложа, в которые и пущены ручьи. Весною, во время таяния снегов, здесь образуется целый ряд водопадов по обе стороны пути; водопад низвергается в каменный водоем, из которого вода при помощи труб и открытых водостоков проведена под рельсовый путь, а оттуда выпущена в речку Черную. Живописность местности здесь во многом напоминает лучшие места Земмеринга и альпийских дорог. Далее, на перегоне от Рыбницы останавливает внимание тоннель длиною в 75 саж.; расположенный, выражаясь технически, на кривой, т. е. рельсовый путь внутри тоннеля делает поворот; ширина тоннеля рассчитана на два пути, но в настоящее время, как и везде на Новоселицкой ветви, проложена только одна пара рельсов.

На 65 в. от Слободки расположена станция Шалданешты, окрестности которой как по своему внешнему виду, так и в отношении производительности представляют типичную картину Северной Бессарабии; куда не оглянешься, везде холмы и невысокие горы, подпирающие волнистой линией небосклон и покрытые зелеными коврами озимей или полосами кукурузы. Далее, на 80 версте от Слободки находится станция Кобыльня, в районе которой находится много виноградников, фруктовых садов и табачных плантаций. За станцией Кобыльней рельсовый путь делает ряд поворотов, обходя встречающиеся возвышенности, извиваясь среди долин и пересекая овраги и речки. На 107 версте от Слободки расположена станция Рогожены, от которой рельсовый путь, направляясь к берегам р. Реута, вновь делает ряд поворотов; местами из окон вагона открываются чудные виды по обе стороны пути, а местами полотно дороги проходит в сплошных каменных выемках и поезд несется по какому то гигантскому коридору, среди каменных стен, напоминающих выемки в меловых формациях Англии, но с тою разницею, что у нас над путником синеет безоблачное бессарабское небо.

Каскадний місток на лінії залізниці в долині р. Чорної

Каскадный мостик на линии железной дороги в долине р. Черной

Минуя находящуюся на 131 версте от Слободки станцию Флорешты, имя которой прекрасно гармонирует с окружающей цветущей природой, рельсовый путь направляется почти прямо на запад к уездному городу Бельцам; станция Бельцы находится в 161 версте от станции Слободки и в 3 верстах от города, который широко раскинулся на плоской равнине при впадении речки Реуцела в Реут (приток р. Днестра). Бельцы мало интересный город; широкие пыльные улицы, маленькие, в большинстве случаев одноэтажные домики, из которых многие имеют какой то жалкий вид, все показывает, что это глухая провинция; особенностью Бельц является почти полное отсутствие зелени, что представляется совершенною противоположностью по сравнению с другими городами Бессарабии, утопающими в садах и виноградниках. Среди города находится жиденький бульвар, содержимый крайне неопрятно; жителей 18 ½ тысяч. Некоторое значение город Бельцы имеет в деле торговли скотом, для которого он служит этапным пунктом при следовании из Херсонской и Бессарабской губерний в Привислянский край.

За Бельцами рельсовый путь принимает северное направление и входит в пределы Сорокского уезда Бессарабской губернии; здесь местность, перерезываемая железнодорожным полотном более ровная; хотя и встречаются холмы, но они пологи, имеют мягкие очертания; местами дорога пересекает равнину, напоминающую наши южнорусские степи и тогда вдали виднеются селения, окруженные виноградниками и фруктовыми садами. На 191-й версте от Слободки находится станция Дрокия, которая будучи расположена среди местности отличающейся своим плодородием, служит важным пунктом в деле отправки хлеба в зерне.

Далее следует находящаяся на 231 версте от Слободки станция Дондюшаны, служащая промежуточным остановочным пунктом и тоже имеющая значение, как место отправки значительных партий зерновых продуктов.

Долина р. Черної

Долина р. Черной

За Дондюшанами рельсовый путь принимает северо-западное направление; окружающая местность по-прежнему носит на себе характер обширной равнины, перерезанной пологими холмами. На 247 версте от Слободки расположена станция Окница, которая в железнодорожном отношении имеет значение как пункт соединения Новоселицкой ветви с Могилевскою ветвью, устанавливающею связь Северной Бессарабии с Жмеринским железнодорожным узлом. Положение станции Окницы в пункте пересечения двух ветвей, сделало ее местным железнодорожно-административным центром; здесь находятся управления участками пути и тяги, основное депо, мастерские для малого ремонта паровозов и вагонов. М. Окница, лежащая в нескольких верстах от станции, маленькое поселение, не имеющее никакого особого значения и несколько оживившееся только после проведения железной дороги и устройства в соседстве с ним станции. В 10 верстах от станции Окницы находится заслуживающее упоминания имение Чернолевка К. Ф. Казимира; имение это одно из лучших в Северной Бессарабии, земли 4000 десятин, из которых 450 десятин дубового леса; почва — богатейший чернозем, незнакомый до сих пор с удобрением.

Вид лінії залізниці по березі р. Дністра

Вид линии железной дороги по берегу р. Днестра

За станцией Окницей рельсовый путь вступает в пределы Хотинскаго уезда; по сторонам железнодорожного полотна видна обширная равнина, которая временами принимает даже до некоторой степени степной характер; но это не то, что типичные обширные необозримые южнорусские степи; поверхность везде сохраняет волнообразный характер; часто встречаются перелески и ручьи, текущие обыкновенно по дну глубоких балок и оврагов.

На 270 вер. от Слободки лежит станция Романкауцы, за которою начинают встречаться известковые холмы, где добывается известь, идущая на сахарные заводы Подольской губернии, Здесь рельсовый путь идет почти параллельно течению р. Днестра, в расстоянии 10-15 верст и пересекает овраги и балки принадлежавшие к системе этой реки. Северная часть Хотинского уезда, перерезываемая железнодорожной линией, идущей от Окницы представляет весьма характерную местность в климатическом отношении; засухи здесь неизвестны и жители не редко даже жалуются на избыток влаги; по словам многих местных хозяев, самыми урожайными годами бывают годы сравнительно сухие; полные неурожаи бывают здесь очень редко; хлеб на мало-мальски подходящей почве развивается роскошно, особенно солома иногда даже во вред зерну. Фруктовые сады растут очень быстро без всякой поливки, даже огороды почти не поливаются. Виноград здесь растет тоже очень скоро и в одно лето достигает гораздо больших размеров, чем на юге Бессарабии, но виноград по качеству очень плох и не всегда созревает. В 12 верстах от станции Романкауцы находится м. Бричаны, расположенное в неглубокой балке, по которой протекает болотистый ручей Лопатник; в местечке этом более 7.000 жителей и оно принадлежит к числу важнейших пунктов северной Бессарабии, ведя большую торговлю скотом; на базарах в Бричанах устанавливаются цены на скот и цены эти оказывают влияние на весь ход торговли скотом во всем Хотинском уезде и прилегающих уездах Подольской губернии.

Вид в околицях станції Романкауци

Вид в окрестностях станции Романкауцы

Минуя за сим небольшую промежуточную станцию Яноуцы, лежащую на 292 версте от Слободки, рельсовый путь делает несколько поворотов и подходит к станции Ларге, расположенной в 312 верстах от станции Слободки. Сама по себе Ларга небольшой остановочный пункт, мало интересный для туриста, но в 25 верстах от нее находится уездный город Хотин, расположенный на возвышенном правом берегу р. Днестра, в 5 верстах от австрийской границы.

Pulman-I-kl

Пульмановские вагоны

Город этот, заключающий в себе до 18 тысяч жителей, видом своим напоминает скорее большую деревню. В особенности летом совсем почти не видно городских домов и построек: он весь утопает в обильной зелени садов и лишь какие-нибудь два-три каменных здания да церковный купол напоминают посетителю, что пред ним все таки город. Поэтому летом город смотрит гораздо интереснее и оживляется приезжими на время дачного сезона, для купанья в Днестре. Зато жить здесь во время «грязного сезона» — осенней слякоти или весенней распутицы — очень непривлекательно; в такую пору ни один из обитателей города не может показаться на улицу, не рискуя утонуть в глубоких лужах грязи. В этом отношении, впрочем, город Хотин мало чем отличается от других мелких городишек Бессарабии.

Ни один турист, попавший в эту местность не упустит случая сделать лишних 25 верст, чтобы осмотреть развалины Хотинской крепости. Обнесенная высокими валами, крепость эта почти со всех сторон скрыта от глаз приближающегося к ней зрителя. Наслышавшись от других об этой колоссальной постройке, невольно удивляешься, что ни одна часть, ни одна крыша крепости не выдается над ее валами. Проходишь ворота и видишь только несколько полуразрушенных кирпичных домов или казарм восточной архитектуры и гордо поднимающийся между ними минарет.

Этот остаток магометанства, на котором, однако, успели уничтожить самое большее его украшение — мраморный купол, — уцелел только благодаря чрезвычайной прочности своей постройки, не поддававшийся никаким усилиям местных обывателей, бесцеремонно отыскивавших здесь строительный материал для своих построек.

Но проходишь еще несколько шагов и перед глазами открывается вся крепость, т. е., собственно говоря, цитадель, построенная внизу, на самом берегу реки; зрителя поражают грандиозные размеры и прочность постройки стен цитадели. При более внимательном осмотре замечаются на стене разные орнаменты, произведенные вставленными между серыми камнями красными большими кирпичами. Узоры эти, горизонтально идущие вдоль стен, в верхних двух рядах своих состоят из однообразных повторений изображения лесенки, с old_rwкрестом на верху, и затем следующие ряды состоят из повторяющихся, вставленных один в другой, нескольких квадратов. Несколько больших вставленных частей, в которых уже не хватает, этих украшений, показывают, какие жестокие сражения, отмеченные в истории края, выдержала крепость.

Цитадель окружена довольно глубоким рвом (10 саж.), на дне которого струится едва заметный ручеек, берущий свое начало далеко за валами крепости, в городе. В старые времена, вероятно ручей этой приносил более обильное количество воды, так как в примыкающей к этому оврагу стене сделан нарочно каменный шлюз для задержания воды, в случае осады крепости. Через тот же овраг перекинут мост, соединяющий еще довольно сохранившуюся каменную мостовую, ведущую из крепости в «старый» город, где однако, мостовая эта никогда не поддерживалась, а даже часто служила материалом для построек местных обитателей.

Совершенно другой вид принимает крепость со стороны реки. Здесь замечается, что главные стены ее сходятся к одной главной тупоугольной башне. Направо, вдали виднеется упомянутый выше минарет и небольшие постройки; налево, внизу, широкой лентой течет Днестр, исчезая далеко-далеко между скалистыми и поросшими кустарником берегами.

Современный вид участка дороги между ст. Сокиряны и ст. Романковцы

Не менее интереса представляет также внутренний вид цитадели с множеством подземных погребов и ходов. Для археолога знатока найдется здесь не мало материала для исследований. Смешанные стили украшений свидетельствуют о неоднократном переходе укрепления из одних рук в другие. Здесь встречаются и турецкие надписи, и символические знаки.

История Хотина тоже представляет немало интересного. Основание города приписывается предводителю Даков, Котизану, в III ст.; во время владычества генуэзцев город был укреплен; в XVII ст. он попадает поочередно во власть поляков, казаков Украины, турок и молдаван; в 1711 г. он окончательно достается туркам. Во время войны Турции с Россией Хотин был несколько раз взят русскими войсками под предводительством Миниха и кн. Голицына. В 1811 г. город сдался на капитуляцию ген. Эссену и в 1812 г. присоединен к России вместе с Бессарабией. В 1856 г. крепость была упразднена.

От станции Ларги рельсовый путь поворачивает к югу и направляется к берегам реки Прута; на 335 версте от станции Слободки расположена станция Липканы, в соседстве с которой находится большое торговое местечко Липканы; оно лежит на возвышенностях, по левому берегу р. Прута, на главном почтовом тракте Бессарабской губернии и на прямом пути в молдаванские города Ботушаны и Яссы. Местечко это существовало еще во времена самостоятельности Молдавии и Валахии; оно было населено выходцами из Литвы, известными под именем «липкан» или курьеров, на обязанности которых было доставление депеш, а также сборы податей, наряды подвод или рабочих, розыски преступников и другие полицейские обязанности; от них и местечко получило свое название. В настоящее время м. Липканы составляет частную собственность и принадлежат княгине Гика.

За Липканами рельсовый путь делает крутой поворот и направляется прямо на запад, следуя по левому берегу р. Прута, который служит здесь границею между Россией и Румынией; полотно железной дороги пролегает по низменной долине; виднеются небольшие болотистые озера, поросшие камышом; на полях встречаются, так называемая, «мочары», т. е. места, на которых в течение всего лета застаивается дождевая вода. На p0431лево из окон вагона временами блеснет река Прут, а на право, за низменной болотистой равниной, на горизонте видны холмы покрытые перелесками. Начиная от Ларги, на станциях показывается все более и более русинов или как их зовут по местному руснаков; слышавшаяся прежде молдаванская речь сменяется русинским языком, почти тождественным с малороссийским и чувствуется близость Буковины, где население сплошное русинское, составляющее ветвь огромного племени, заселяющего южную Россию, Украину, Юго-Западный край и Галицию.

Минуя небольшую промежуточную станцию Мамалыгу, лежащую в 354 верстах от Слободки, рельсовый путь продолжает идти на запад, причем несколько удаляется от берега р. Прута. На 375 версте от Слободки находится Новоселица, конечная станция Новоселицкой ветви. Мест. Новоселица лежит при реке Пруте и небольшой речке Ракитне, на границе с австрийской Буковиной и принадлежит князю Стурдзе. В нем до 4.000 жителей; оно имеет большое торговое значение, как пограничный пункт с таможнею 1 класса. Из числа зданий в местечке останавливает на себе внимание дом князя Стурдзы с прекрасным садом.

Новоселицкая ветвь, примыкает к Львовско-Черновицкой железной дороге; на австрийской стороне р. Прута расположено м. Новоселица-Австрийская, а далее в 20 километрах по железной дороге г. Черновцы, главный город Буковины.

Источник: Иллюстрированный путеводитель по Юго-Западным казенным железным дорогам / Составлен по распоряжению г. начальника Юго-Западных жел. дор. П.Н. Андреевым, заведующим конторой по экономическому исследованию района Ю.-З. жел. дор. – Издание второе. – Киев: Типография С.В. Кульженко, 1899. – С. 382 – 400.

 К публикации подготовил Алексей Мандзяк

Залиште свій коментар