Освящение церкви в с. Непоротово

Автор: admin

30-го января текущего [1892] года в с. Непоротове, Хотинского уезда, происходило торжественное освящение новосозданного храма во имя Преподобного мученика Анастасия.

Долго с нетерпением ждали этого события жители сего селения. Прежняя совсем ветхая церковь была разобрана до основания и на ее месте строилась новая церковь[1]. В течении довольно продолжительного времени в селе не было храма Божия – этой необходимой святыни для всякого христианина, который здесь в храме Божием – в совокупной молитве пред Богом и Его святыми Угодниками находит единственную отраду, единственное облегчение для своей души в ее скорби.

И этой дорогой святыни, доставляющей мир и спокойствие душе, обуреваемой грехами и треволнениями жизни, лишены были Непоротовские поселяне: праздники были не как праздники, радость праздничная – не в радость. Грустно, уныло проходили такие дни, ничем не отличались от будничных дней. Так продолжалось почти полтора года. Благодарение Богу, в такое сравнительно короткое время окончена была постройкою церковь. При крайней бедности поселян, долгое, долгое время прошло бы, пока они дождались бы иметь такой благолепный храм, какой теперь есть у них, если бы в этом богоугодном деле не принял сердечного участья уважаемый помещик, дворянин Анастасий Евстафиевич Статевич. Принимая живое  участие в построении храма, Анастасий Евстафиевич не только пожертвовал весь строевой материал из отборного дуба, но также большую часть и других издержек, равно как и все расходы по освящению храма принял на свой счет[2]. Благодаря такому участию, постройка храма пошла быстро и закончилась вполне в начале января.

Вскоре, затем было получено разрешение Преосвященнейшаго Исаакия[3] на освящение новосозданного храма. Днем освящения назначено было 30-е января. Накануне этого дня, вечером совершена была торжественно Всенощная священником Лампадом Озерянским[4] с дьяконом. На литию[5] выходили: отец благочинный, священник Владимир Быховский[6], духовник округа священник Георгий Гербановский[7] и местный священник. Пел хор прекрасно организованный из поселян села Ленковец, под руководством регента из поселян же. Церковь была полна молящихся.

Наступило утро 30-января. Погода, не смотря на зимнюю пору, стояла тихая, ясная; в воздухе веяло теплотою, словно весною. Благовесть колокола разносился далеко по окрестности, возвещая о наступившем радостном дне освящения храма. Много народа сошлось из ближайших сел и даже из-за Днестра, из соседней Подольской губернии.

В 9 часов  наконец начался чин освящения престола и храма.  Предварительно совершено было водосвятие. Кроме вышеупомянутых священнослужителей в торжестве освящения приняли участие священники: Иоанн Холдевич[8], уроженец сего села, Феодор Трофимов[9], Василий Попович[10] и Александр Первяков[11]. Большое собрание молящихся священнослужителей, стройное умилительное пение образцового образа, важность и величие совершаемого священнодействия, возвышенное содержание молитв и песнопений, исполненных к тому мелодично хором, — все это умилительно действовало на всех присутствовавших и располагало к усиленной молитве. По окончании чина освящения, совершена была торжественно Божественная литургия, на которой во время заупокойной ектении[12] были поминаемы все почившие священнослужители сего села. Из песнопений в особенности хорошо были исполнены: Херувимская песнь сербского распева, «Милость мира» Киевского распева  и «Заступнице усердная». Во время причастия местным священником было произнесено поучение о важности и значении для христианина св. храма.

После литургии был отслужен молебен св. Преподобному мученику Анастасию с провозглашения многолетия, между прочим, и строителям церкви. По окончании богослужения, в ограде церкви была предложена поселянами трапеза для чужестранного народа, пришедшего на это торжество, а священнослужители  были приглашены достоуважаемым помещиком на обед к нему.

Благодарение Богу, что мы сподобились иметь такой благолепный храм. Глубокая благодарность и всем, потрудившимся в этом деле и жертвователям. Особенной благодарности заслуживает в этом отношении благочестивый помещик этого села, принявший в этом деле самое живое и деятельное участие.

Священник Димитрий Праницкий[13].

Исторический материал представлен Алексеем Мандзяком. Ниже даются его примечания и комментарии к тексту, которые и сами по себе содержат не мало исторических сведений.


[1] Согласно данным И.Н. Халиппы, ранее в с. Непоротове стояла Дмитриевская церковь, которую открыли в 1799 году. Первым ее священником был Василий Боднаровский, который был рукоположен в сан священника в 1776 году. В 1809 году эта церковь сгорела: «сожженная огнем со всеми вещами церковными в году 1809 в июле 13 дня» (Халиппа И. Сведения о состоянии церквей в Бессарабии в 1812 – 1813 гг. // Труды Бессарабской Губернской ученой архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев, 1907. – С. 261.). Через некоторое время, на месте старой, была возведена новая, которая прослужила до 1880-х гг.

[2] Анастасий Евстафиевич Статевич – местный помещик. Показал себя хорошим хозяйственником. Его сельхозпродукцию закупали в Кишинев, Одессу, Каменец-Подольский и т.д. Отличался гуманным отношением к крестьянам, но, при этом держал порядок «крепкой рукой». Многое сделал для развития образования населения Непоротова. Его сын, «дворянин Павел Статевич отпускал отопление для Непоротовской школы, снабжал учащихся ученическими принадлежностями и пожертвовал материал для постройки нового здания». (Отчет о церковно-приходских школах грамоты Кишиневской епархии за 1895 – 1896 г учебный год (продолжение) // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1896. — № 24. – С. 713.). 15 марта 1897 г. Павел Статевич утвержден в звании попечитель Непоротовской школы грамоты. Несколько раз удостаивался благодарности Кишиневского епархиального начальства и Кишиневского епархиального училищного совета за заботу, пожертвование и содействие в развитии церковных школ и образования.

[3] Преосвященный Исаакий (в миру — Положенский Иоанн Калинникович) (1828 — 1894) –  с 12 января 1891 по 21 ноября 1892 г. епископ Кишиневский и Хотинский.

[4] Лампадий Озерянский – священник с Гвоздовцы (устр. Гвоздоуцы; укр. Гвіздівці), Хотинского уезда Бессарабской губернии.

[5] Лития («усердная молитва») —  часть всенощного бдения, следующая за ектенией. См. ниже.

[6] Владимир Быховский служил священником при церкви с. Яноуцы (теперь Ивановцы; укр. Іванівці), а с 21 января 1888 года в г. Бричаны. Был благочинным 3-го округа Хотинского уезда. Дважды избирался на должность депутата 3-го округа Хотинского уезда. В 1897 году был награжден орденом св. Анны 3-й степени.

[7] Георгий Гербановский – священник с. Селище. 5 февраля 1891 года назначен духовником 3-го округа Хотинского уезда, на место умершего в 1890 г. священника с. Непоротова, Артемия Белякевича. Вел активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Участвовал в епархиальных съездах, например, открывшегося 19 августа 1898 в г. Кишиневе.

[8] Иоанн Холдевич родился в с. Непоротове. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. По окончании был рукоположен в сан священника. Некоторое время служил в с. Белоусовка. 17 февраля 1887 года был направлен на священническое место в Хотинскую Царе-Константиновскую церковь, где ступил на должность умершего священника Николая Запольского. 14 сентября 1888 г. назначен на должность законоучителя Первого приходского училища г. Хотин. Чуть позже, был перемещен на место священника к церкви с. Ленкоуц (теперь Ленковцы Кельменецкого района Черновицкой обл.; укр. Ленківці). На освящение церкви в с. Непоротове, вместе с ним приехали многие прихожане Ленковец, в том числе певчие, о которых упоминается в тексте.

[9] Феодор Трофимов, священник, за свою жизнь служил в нескольких селах Хотинского уезда – в с. Росошанах, Ветрянке и др. Был также законоучителем церковно-приходских школ и школ грамоты.

[10] Василий Попович – священник с. Михалково, Хотинского уезда. 21 января 1897 года перемещен на священническое место к церкви с. Городище (молд. Horodişte, Хородиште; современная Республика Молдова).

[11] Александр Первяков, окончил курс Кишиневской духовной семинарии. 7 марта 1891 года был назначен на священническое место к церкви с. Белоусовки. 25 марта 1891 года был рукоположен в сан священника Димитровской церкви указанного села.

[12] Ектения (ектенья, эктения) — название ряда молитвенных прошений. Ектению, как правило, читает дьякон, стоя при этом на амвоне (место для чтения Священного Писания и т.д.), и повернувшись лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь (узкая лента из цветной ткани) и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением.

[13] Димитрий Праницкий, священник, окончил Кишиневскую духовную семинарию. За свою жизнь служил священником в ряде сел и местечек Бессарабии. Был благочинным 3-го округа Хотинского уезда (до середины 1887 г.). 1 февраля 1888 года отрешен от священнического места в местечке Бричанах, 3-го округа Хотинского уезда, перемещен на священническую вакансию к церкви села Ново-Кирсов, 3-го округа Бендерского уезда (совр. Кирсово, в составе автономного территориального образования Гагаузия, Молдова). 7 ноября 1890 года был назначен на место священника к церкви с. Непоротова. 31 января 1896 года Дмитрий Праницкий перемещен к церкви с. Ферапонтиевки, Бендерского уезда. В с. Непоротове, на его место был назначен окончивший курс Кишиневской духовной семинарии священник Леонид Антониев (31 января 1896 года).

Залиште свій коментар