Освящение церкви в с. Романкоуцы Хотинского уезда

Автор: admin

7 августа 1894 года, жители села Романкоуц[2] были свидетелями торжественного освящения новосозданного храма[3]. Радость их, радость, конечно великую разделили с ними жители не только ближайших сел, но и довольно отдаленных. Торжество почтили своим присутствием между прочим: их сиятельства князья Кантакузины[4] и их превосходительства генералы Лишины – владельцы Секурянский[5] и Рестевский[6].

Богослужение в селе Романкоуцах беспрерывно совершалось до 6 августа включительно в старой церкви. Церковь эта, будучи чуть ли не современною основанию села, не отличается ни красотою архитектуры, ни удобством помещения для молящихся и имеет вид весьма убогий. Главный недостаток этого храма – малопоместительность в сравнении с численностью прихода. Все это издавна побуждало прихожан озаботится устройством в своем приходе нового храма более вместительного соответствующего своему высокому назначению, как места особенного присутствия Божия.

Но так как наличных средств для сего ни в церкви, ни у прихожан не имелось, то естественно, что, неоднократно поднимавшийся вопрос о новой церкви, долгое время оставался  открытым. Но с назначением сюда, 10 лет тому назад, нового священника, о. Михаила Онуфриевича, дело о построении церкви начало подвигаться. Он, видя в своем приходе церковь ветхую и малопоместительную, стал постепенно и более настойчиво внушать своим прихожанам  мысль о необходимости изыскать средства и взяться за постройку новой более поместительной церкви. Средства постепенно собиралась, при помощи Божией. По совету своего батюшки, общество продало два коша общественной кукурузы и вырученные за это деньги – несколько сотен рублей отдало на сбережение местному владельцу, бывшему предводителю дворянства, М.Н. Крупенскому[7]. Последний, узнав, с какой целью общество избирает его своим казнохранителем, сочувственно отнесся к начинаниям крестьян, охотно согласился на их предложение, и для того, чтобы еще больше увеличить их капитал, указал им на многие источники их общественной доходности. – Все свои доходы общество вносило на хранение владельцу, и когда, через несколько лет, подвело итоги, то оказалось, что общество располагает 10, 000 р. Кроме того, за пользование общественным капиталом владелец отчислил обществу солидный процент. Общество легко вздохнуло и почувствовало себя в силе к постройке новой церкви. Из чувства благодарности к владельцу, общество избрало его своим поверенным и вообще всецело вверило ему всякие ходатайства и надзор по постройке церкви. И владелец вполне оправдал доверие крестьян. Кроме этого, в этом деле он понес много личных трудов и материальных затрат…

Но, так или иначе, с Божией помощью приступили к работам, и в три года на весьма удобном месте воздвигнута церковь, зданием прекрасная, в чисто русском стиле и вкусе, стоимостью около 22 т.р. Церковь деревянная, на каменном фундаменте, с железною крышею, о 5-ти главах. С внешней стороны представляет образ креста, расположена на довольно возвышенном месте, на западной стороне села, при большой проезжей дороге. Снаружи церковь окружена деревянной сквозной крашенной оградой с входной аркой, на которой красуется славянская надпись золочеными рельефными буквами: «Милосердия двери отверзи нам»… Снаружи стены церкви обшиты досками и выкрашены в краску телесного цвета. Навес от крыши вокруг церкви весь резной с длинными выступами и расписан пестрым русским орнаментом. Внутри церкви стены выштукатурены и выкрашены масляной краской; светлый купол внутри выкрашен светло-голубой краской и по всему фону разбросаны крупные и мелкие звезды; пол устроен из дикого квадратного плитняка. Все окна покрыты стеклянной живописью; иконостас – деревянный, уставлен иконами, писанными лучшими русскими художниками; иконы прекрасной живописи.

При наличии средств и распорядительности лиц, наблюдавшими за работами, постройка шла успешно. К августу 1894 года постройка церкви была совершенно закончена; окончены и все приготовления освещения, каковое и было совершенно 7 августа 1894 года. Освящение совершал благочинный священник Владимир Быховский[8] в служении 8 священников[9] и двух дьяконов. Накануне освящения совершено было всенощное бдение среди храма. Как только раздался с колокольни трезвон, множество богомольцев наполнило, не смотря на то, что целый день шел проливной дождь и по улицам стояла глубокая грязь. Среди довольно обширного и высокого храма, против закрытых царских врат, стоял покрытый белою пеленою стол, на котором были размещены одеяния на престол и жертвенник, священнические облачения, кресты, сосуды, Евангелия и прочие принадлежности новоустроенного храма, а по сторонам стола в подсвечниках ярко горело множество свечей.

На следующий день в 7 часов утра был совершен водосвятный молебен. Освятили и одели святой престол и жертвенник, после чего в предшествии хоругвей и хора певчих совершен был вокруг церкви ход со св. Антиминсом[10]. В часов 10 началась литургия, первая в новоосвященном храме.

После причастия отцом наблюдателем было предложено слушателям приличное обстоятельствам поучение, помещенное ниже. После литургии совершен был молебный канон св. Архистратигу Михаилу, имени которого посвящен храм. Молебен закончился провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святому Синоду и Высокопреосвященнейшему Неофиту[11], благотворителям святого храма и, наконец, всем православным христианам. Хор прекрасно исполнял многолетие.

Священник Гавриил Романчук[12].

Алексей Мандзяк. Примечания и комментарии к тексту:


[1] Романчук Г. Освящение церкви в селе Романкоуцах, Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1895. – Год 28. — № 7. – С. 244 – 246.

[2] Романкоуцы, Романкауцы, Романкоуцъ, Романовцы — устаревшее название современного с. Романковцы, Сокирянского района Черновицкой области.

[3] Предыдущая церковь была построена в 1787 г.: «деревянная, камнем подмурована, древа резного, гонтами побита, с одним верхом, и иконостас новы; одеждами и книгами довольная совсем» (Халиппа И. Сведения о состоянии церквей в Бессарабии в 1812 – 1813 гг. // Труды Бессарабской Губернской ученой архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев, 1907. – С. 261.).

[4] Кантакузины — княжеский род, происходящий от византийского императора Иоанна VI Кантакузина. Бессарабская ветвь Кантакузиных – это потомство молдавского ворника, князя Матея Кантакузина, сыновья: Дмитрий, Георгий, Иоанн, Константин, Александр. Сын Александра, Михаил Александрович Кантакузин (1812 — 1882) дважды был избран предводителем бессарабского дворянства –  с 19 апреля 1857 г. по 8 марта 1866 г. и с 14 марта 1869 г. по 8 февраля 1872 года. В общей сложности он оставался на посту предводителя бессарабского дворянства пятнадцать лет.

Мы не располагаем данными о полном списке представителей Кантакузиных в Романковцах, но можем сказать, что это мероприятие посетил сын  Михаила Александровича, Павел Михайлович Кантакузин – видный деятель бессарабского дворянства, сорокский предводитель (1893 — 1899), депутат дворянского собрания от Сорокского уезда (1902-1910), член правления Бессарабского отделения государственного дворянского земельного банка (1899 — 1902).

[5] Секуряны – устаревшее название г. Сокирян. Оттуда прибыл генерал Петр Николаевич Лишин, местный землевладелец и промышленник (в 1870-90 годах владелец старейшего завода в Сокирянах ).

[6] Имеется ввиду имение Рестео. Оттуда прибыл Почётный Гражданин города Хотина, славный воин своего времени, генерал-майор Константин Андреевич Лишин (1833 — 1906); уволен из запаса армии в отставку с мундиром и с пенсией из Государственного казначейства и из эмеритальной кассы военно-сухопутного ведомства 27 января 1890.  Был женат на дочери известного бессарабского деятеля Николая Георгиевича Рознована, Роксандре Россето-Рознован (1844 — 1897). Приданным Роксандры было имение в селе Рестео-Атаки Хотинского уезда. Это село и стало родовым имением отставного генерал-майора Константина Лишина и его супруги. В начале XIX века село стали называть «Атаки Рестевские», а середине XIX века оно уже стало именоваться Рестео-Атаками. Так оно и именовалось до 1946 г. Теперь это село Днестровка, Кельменецкого района Черновицкой области.

[7] Михаил Николаевич Крупенский (1851 — 1905), ему принадлежали 2500 десятин земли в Романковцых, а также 4000 в с. Гечул-Веки (Хечул Векь) и Пояны, Белецкого уезда и четвёртая часть г. Бельцы. Несколько раз избирался почётным мировым судьёй Хотинского уезда. На дворянских выборах 25 января 1881 г. – избран хотинским предводителем дворянства. Это заставило его оставить службу в Киевском дворянском собрании и возвратиться в Бессарабию.  Он четыре избирательных срока (1881, 1884, 1887, 1890) провёл в кресле предводителя хотинского дворянства. На дворянских выборах 29 апреля 1897 г. избран предводителем бессарабского дворянства. 27 января 1899 г. – вновь избран губернским предводителем и оставался в этом качестве до 10 января 1905 года. К слову, ранее эту должность занимал его отец Николай Матвеевич Крупенский (с 18 июня 1866 г. по 14 марта 1869 года.), а позже родной брат Александр Николаевич Крупенский (с 12 января 1908 г. по 4 января 1912 года). Михаил Николаевич был женат на Анне Николаевне, урожденной Катаржи (1852 – 1927). Их дети: Александр, Симеон, Георгий Павел, Елизавета и Елена.

[8] Владимир Быховский служил священником при церкви с. Яноуцы (теперь Ивановцы; укр. Іванівці), а с 21 января 1888 года в г. Бричаны. Был благочинным 3-го округа Хотинского уезда. Дважды избирался на должность депутата 3-го округа Хотинского уезда. В 1897 году был награжден орденом св. Анны 3-й степени.

[9] В их числе были: Лампадий Озерянский (с. Гвоздовцы), Гавриил Романчук (с. Ломачинцы), Георгий Гербановский (с. Селище), Иван Яковенко (Волошково), Гавриил Кирилович (Мендыкоуцы, совр. Алексеевка) и др.

[10] Антиминс — необходимая принадлежность для совершения полной Литургии. Как правило, это освященный плат, с изображением положения во гроб Иисуса Христа; также это четырехугольный плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и надписанием епископа. В Русской Православной Церкви стал обязательным для литургии решением Собора в марте 1655 года — в дополнение к тем мощам, которые полагаются в ковчежце в престол.

[11] Архиепископ Неофит (в миру — Николай Васильевич Неводчиков) (1819/1822 — 1910), с 21 ноября 1892 г. — архиепископ Кишиневский и Хотинский. 26 января 1898 г. уволен на покой по преклонности лет в Измаильский архиерейский дом Кишиневской епархии. Скончался 10 марта 1910 г. Отличался аскетическим образом жизни, строгостью к себе и другим. С особенным вниманием и осторожностью рукополагал в священный сан. Литературных и церковно-исторических трудов не оставлял до глубокой старости.

[12] Гавриил Романчук – священник села Ломачинцы, 5-го округа Хотинского уезда.  Перемещен в с. Ломачинцы 5 мая 1892 года из с. Атак.  2 сентября 1893 года утвержден законоучителем Ломачинского народного училища. В 1906 и 1907 годах был уполномочен выборщиком на выборы депутатов в Государственную думу Российской империи I и II созывов. Его потомки проживают в с. Ломачинцах и ныне.

Залиште свій коментар