Переселялись в поисках лучшей жизни

Автор: admin

Благодаря своему географическому расположению и благоприятнымPereselentsy природным ресурсам территория Бессарабсько-Буковинского края, в том числе и Сокирянщина, в течении столетий находилась на перекрестке множества военных баталий и миграционных путей разных народов.

В прошлом, до этих древних и привлекательных для проживания и хозяйствования земель доходили владения Римской империи, здесь не раз ступала нога лихих татаро-монгольских и турецких завоевателей, с оружием в руках стремились подчинить себе здешние земли иные чужеземцы.

Но, несмотря на все это, люди находили себе приют и селились здесь с глубокой древности. Например, в грамоте Молдавского Господаря Стефана III Великого от 30 сентября 1503 года сказано, что все село Гвоздовцы было передано переселенцам из Подолья — Бучанским. Они выкупили его у дочери бывшего здешнего собственника. Позднее находим архивные данные, которые землевладельцами некоторых сел на Сокирянщине были выходцы из Могилева на Днестре — Теодор Дабижа (с. Волошково), купцы Иоанн Галица, Иоганн Армянин (с. Ожеве) и другие.

Процесс заселения наших мест, как и всего Хотинского уезда (цинута), частью которого они были длительное время, длился с разной периодичностью почти постоянно. Если заглянем в перепись Хотинского цинута 1591 года, то увидим, что на тот период в нем насчитывалось 2092 семьи, из которых 1948 человек были крестьяне, 95 — священники, 77 — бояре и прочие.

По данным 1774-го года здесь проживало уже 6212 лиц. Среди них были и те, кто переселился в Молдавское княжество из соседних регионов, например, из Западной и Центральной Украины. Позднее, с присоединением Бессарабии к Российской империи, количество населения возрастало еще больше, поскольку с того времени действовали благоприятные условия для миграции людей разных национальностей. Так, в конце XVIII — начала XIX ст. из-за Днестра на Сокирянщину пришли многочисленные украинские переселенцы. В Селище, в частности, из заднестрянских земель прибыли 10 семей (Пантелеи, Федоришины и др.), более 20 семей стали проживать в Молодово (Бороднюки, Карпы и др.), около 20 семей — в Волошково (Колядники, Казаки, Присяжнюки и др.) и т.д. В 1777-м в Селище поселились Гранчуки, в 1799-м в Вашковцы пришли Гривчуки и Гуцулы, в 1910-м на Сокирянщине нашли пристанище Южовы (Ломачинцы), Негорячие (Волошково) и др. Несколько позднее в Гвоздовцы перебрались переселенцы из центральных районов России — Кучерявые, Москалюки и прочие.

Бессарабские земли по своим соображениям избрали и русские старообрядцы. Уже в 1730-х годах они проживали в Витрянке. Кстати, здесь с разрешения турецкой власти, в скором времени (1750-е годы) даже был возведен старообрядческий монастырь, но старообрядцы позже почему-то покинули свои дома в Витрянке, и в XIX столетии их присутствие там практически не фиксируется, хотя чисто русские фамилии встречались в переписях жителей села практически до конца существования Российской империи.

Где-то в 1770-1780 годах старообрядцы начали поселяться (после турецкого нашествия 1715-го, когда его покинуло все население) в запустелом селе Грубно. В начале XIX ст. там существовал старообрядческий скит, т.е. отделенная обитель для монахов, которые вели суровую уединенную жизнь. В 1830-х годах Грубно значительно увеличилась за счет выходцев из черниговских староверских посадов и единоверцев из Подольской губернии.

В начале ХІХ ст. староверы появились в Белоусовке и Секурянах. Здесь первыми поселенцами были выходцы из Подольской губернии. В 1850 году 92 безпоповцы жили и в селе Вашковцы.

В свое время Сокирянщина стала новым местожительством и для многочисленных поляков. Преимущественно это были представители мелкой шляхты, выходцы из Подольской и Волынской губерний. Церковные записи в книгах «Обыски брачные», «Исповедные росписи», а также некоторые другие исторические источники свидетельствуют, что в 1840-1860 гг. семьи поляков-переселенцев проживали в Сокирянах, Ломачинцях, Ожево, Молодово, Волошково, Гвоздовцах, Вашковцах, Селище и других. География населенных пунктов, из которых они прибыли в наши села довольно широка. Так, например, в Гвоздовцах проживали выходцы из Дурнякивцив, Ушицы, Шаргорода, Проскурова Подольской губернии. В Ломачинцях из этой же губернии были семейства Хлопецких (из с. Липчаны), Ильницких, Рыдванских (из с. Галайковцы), Бродзинских, Шостовских (из с. Рудкивцы) и Бучанских. В Сокирянах проживала семья Войцеховских — уроженцы Кракова, а также одно семейство из Перемышля, несколько из Каменца и Могилева Подольского, с Новой Ушицы и других. А в Молодово поляки не только нашли приют, а и владели селом, это были Дзиковские. Кроме этого проживали Дальниковские, Драковские, Потоцкие и другие выходцы из Подольской губернии.

Поселяясь в каком-то селе, но в дальнейшем будучи поощрены более привлекательными условиями, отдельные семьи и целые семейства (роды) бывших поселенцев-пришельцев переходили в соседние села. Так, например, в 1786 году 9 семей из Васильевки переселились в Ломачинцы. В 1814 г. свыше 10 семей из Михалково перебрались в Ожево и Васильевку. В 1870-х годах почти десяток еврейских семей из Непоротово переехали на постоянное местожительство в местечко Сокиряни. Глава одной из этих семей, живя в Сокирянах, стал записываться фамилией Непоротовский, которая, как говорят, долго здесь упоминалось, поскольку сохранилась и за его детьми.

Однако бывало и иначе, когда жители наших сел массово покидали родные хаты и странствовали в поисках лучшей судьбы. Достаточно известен такой случай произошедший в 1715 году, когда Хотинский цинут был преобразован в Хотинскую райю, и многочисленные населенные пункты, по приказу мухафиза (губернатора) Хотинскої крепости, были отданы в собственность турецким янычарам и татарам-липкам. Как свидетельствует турецкий дефтер (книга для записи государственных затрат, налоговая грамота), в которой предоставлен перечень сел, жители которых разбежались «из-за вторжения московитов, или из-за войск киевского воеводы, или шведского короля, которые зимовали здесь до этого, или после вторичного завоевания [османами]», практически опустели села Гвоздовцы, Васильевка, Грубно, Вишневая, Селище, Шебутинцы, Непоротово, Молодово и другие.

В годы властвования на наших землях Российской империи случалось немало случаев выезда крестьян на проживание в другие местности Бессарабии. Основной причиной этого стало усиление помещичьей эксплуатации. Крестьянам не хватало земли, их «душили» условия отработки повинностей и многочисленные домогательства вельмож. Известно, что на протяжении 1820-х годов от гнета помещика Василия Россета-Беланеску на юг Бессарабии целыми семействами убегали крестьяне из сел Кормань, Романковцы, Шебутинцы и Карликов (Кирлакеу, Керлакеу). В 1827 г. этот помещик в письме к правительству жаловался, что «большое количество крестьян сбежали на юг Бессарабии и когда служители старались их вернуть назад, то они были побиты беженцами».

Тем временем сотня жителей Романковцев 19 июня 1831 года жаловались Бессарабскому Областному Правлению на Россета, что крестьяне терпят от него угнетение и просят о перемещении их в другую пустую вотчину Кричкоуцы того же уезда. Они писали, что помещик Россет не дал им надлежащего количества земли, запретил пользоваться лесом, не разрешал никому из них отлучаться на заработки или по иным нуждам.

Наконец, добившись нового места для хозяйствования, крестьяне, как видно из архивных материалов, и там не избавились от издевательств своего помещика. В Кричкоуцах они вспахали свои земли и засеяли хлеб, выпасали скот, намеревались летом косить сено, но вдруг Россет, не дав им закончить свои работы, каларашами (конной охраной) и казаками согнал их со всем скотом снова в село Романковцы, где они почти совсем не имели никаких посевов и едва сводили концы с концами, а скот был на грани гибели.

Почти по таким же причинам в 1838 году из Мендыкивцев убежали 39 семей в село Сарата Кагульского уезда. Местная власть требовала вернуть их назад, но цараны ответили решительным отказом.

Вообще в 1830-х годах количество беглецов и тех, кто легально переселялся значительно возросло. Земский начальник Хотина в 1836 году информировал губернатора, что во многих волостях и селах уезда «помещики и посессоры жалуются на то, что крестьяне отказались платить подати и без разрешения выехали в Буджак».

Однако процесс оттока население не завершился и в 1850-х годах. Правда, перемещение населения за границы помещичьих владений, к которым они были прикреплены, в это время большей частью проводились по взаимному согласию крестьян (царан) и землевладельцев. Хотя, опять же не обходилось, так сказать, без неправильных поступков, помещичьих сетований и судебных исков. Об этом свидетельствуют архивные дела за этот период, которые удалось найти.

В Сокирянах, например, в 1852 году собирались на переселение в село Корбул Сорокского уезда сразу несколько десятков человек. Местный помещик генерал-майор П.С. Лишин, владевший землями, общей площадью более чем 3000 гектаров, никак не мог поверить в это, дескать, царанам у него живется неплохо, а к выезду их подстрекнул помещик-землевладелец дворянин Константин Броеско. Обозленный, отставной генерал подал иск в суд, в котором сказано, что «50 семейств по указанному списку (прилагается) тайно заключили Контракт о переходе к помещику в Корбул, но многие из них взяли у меня деньги на перевозку пшеницы в Одессу, также на молотьбу ее, другие получили хлеб на отработку за него, а кое-кто имеет задолженность за продукты за предыдущие годы. Кроме этого доджники за пользование моей землей и в нынешнем году обязаны отработать повинности — фальча косить и фальча жать. Между прочим, без исполнения этих обязанностей они намерены перейти жить в Корбул…».

Ощущая себя крайне оскорбленным за такой самовольный поступок жителей, Лишин требовал, чтобы Хотинский уездный суд не утверждал никаких законных договоров с помещиком Броеску и царанами до тех пор, пока они не выполнят своих обязанностей и не заплатят ему за долги.

Указав, что представление сделал сам проситель, а начисто переписывал дворянин Юлиан Павлович сын Куровский, пан Лишин на двух листах приложил список царан-самовольников. Всех их, наверное, нет необходимости указывать, однако те фамилии, которые встречаются среди жителей города и в настоящее время, назовем. В списке на 26 февраля 1852 г. значатся, в том числе, и такие имена: Василий Ковбасюк, Тимофей Миронюк, Никифор и Николай Верижанюки, Иван Добрий, Константин Сафтюк, Игнатий Пупеза, Дмитрий Попоня, Василий Сницар, он же Баз. Есть также фамилии Татаринов, Урсулов, Серебрянских, Барбакарив и других.

К сожалению, нам не известно, переселялась ли указанная выше группа сокирянських царан на новые земли. Но из сохраненных бумаг можно сделать вывод, что суд учел просьбу землевладельца П.С. Лишина.

Из документов видно, что в 1841 и 1855 годах состоялось переселение какого-то количества семейств из Михалкова в Мендыкивцы. Причем в обоих случаях причиной этого был недостаток рабочей силы в Мендыкивцах. В последнем случае крестьян Михалкова подбил к переселению тогдашний мендыкивский помещик Александр Скордели, предложивший крестьянам более приемлемые условия отработки повинностей. Как результат, 1 августа 1855 г. михалковские крестьяне заключили с ним соглашение «о переселении и отбытии повинностей сроком на десять лет». Свои подписи в документе поставили помещик О. Скордели и главы 22 крестьянских хозяйств Михалкова, среди которых были Онуфрий Числаш, Василий Мартынюк, Петр Чумак и прочие.

Еще одно переселение состоялось в 1855 году. На этот раз группы крестьян Ломачинцев, Витрянки и Коболчина решили перебраться в село Гинкауцы (теперь с. Гинкэуць Единецкого района в Молдове), которое в то время принадлежало дворянину Николаю Стамо, и который, по данным 1865 года, в Гинкауцах владел 2819 десятинами земли и 245 десятинами леса. Именно по его инициативе и был начат процесс переселения. В одном из документов из «Дела о засвидетельствовании условий, заключенных помещиком дворянином Стамо Николаем с царанами села Ломачинец и Ветрянки на переселение их в вотчину Гинкоуцы и отбытие повинностей сроком на 15 лет (17 ноября 1855 г. — 31 октября 1856 г.)» читаем:

«1855 года декабря 13 дня в присутствии Хотинского уездного поселянского стряпчего (судебный чиновник, защищавший казенные интересы), заседателя от крестьян Мирзы в присутствии Секурянского волостного главы и посторонних понятых, мы ниже подписавшиеся цараны села Ломачинцы даем эту сказку (документ делопроизводства, в котором записывались устные показания) в том, что не против условия заключенного ноября этого года с владельцем поселка Гинкоуцы Николаем Стамо о переселении к нему для отбытия повинностей сроком на 15 лет и по внятному разъяснению каждому из нас этого условия мы во всем его понимаем и по доброй воле его заключили, и оно есть действительным, и более на это время ни с кем другим в условие не входили, в том и подписываемся».

Этот документ подписали 38 царанских хозяев Ломачинцев: Илья Твердохлиб, Иван Василашко, Танасий Нагорняк, Федор Шундрий, Стефан Слюсарь и прочие, а также три крестьянских главы семей из Витрянки: Иван Демьянив, Василий Цымбалюк, Демьян Продан и один уроженец Коболчина — Дмитрий Грим (теперь встречается фамилия Гром).

Судя из документов, это переселение прошло, так сказать, без эксцессов, а вот «Условия, заключенные 50 хозяевами с. Мендыкоуць с купцом 3-й гильдии, помещиком вотчин Белкоуц и Глиннои, Михаилом Александровым Черкесом, о переселении для проживания на 20 лет» в село Глинную от 23 сентября 1853 г. стали полнейшей неожиданностью, видимо, что для обеих сторон. Ведь когда мендикоуцкие крестьяне и помещик Черкес договорились о всех деталях переселения, в планы вмешался помещик мендикоуцкий, дворянин Александр Скордели. Он своими руками побил Черкеса и предложил местным крестьянам более выгодные условия, чтобы те не уходили из села.

После обдумывания предложений Скордели, мендыковчане подали в Хотинский уездный суд удостоверенный в Бричанах документ, в котором говорилось, что они отказываются от условий, заключенных с Черкесом и заключили новый договор с помещиком Скордели. С его условиями согласились почти все, за исключением двух крестьян, которые решили перебраться на вотчину Черкеса. Крестьяне констатировали в новых показаниях, «…что оставаться в Мендикоуцах для них выгоднее, так как они имеют готовую оседлость и не тратятся на строительство домов, как равно избегнут через переселение затрат, поэтому от переселения из Мендыкоуць в Глинную к помещику Черкеса они совсем добровольно и без принуждения отказываются и остаются в Мендыкоуцах, на условиях, объявленных в особом обязательстве г. Скордели».

Узнать, какие обязательства на три года им пообещал г. Скордели не удалось, поскольку текст их в архивных документах почему-то не сохранился.

Процесс прибытия новых жителей в наши земли и убытие из них людей в новые края продлевался и в последующие десятилетия, длится он и до сих пор. Человеку свойственно искать лучшие условия для своей жизни, так вот и приходится странствовать, временами рискуя и испытывая немалые трудности и переживания. Но вместе с тем, есть, наверное, в этом что-то и отрадное. Например, то, что в результате вынужденных, или добровольных переселений создаются преимущественно красивые и дружеские трудовые коллективы, рождаются новые поселения. В подтверждение сказанного укажем еще несколько фактов, почерпнутых также из архивных материалов.

В 1829-1830 годах из теперь уже исчезнувшего села Карликов и едва ли не самых больших и в былые времена Романковцев переселились в Аккерманский уезд 119 семейств, где основали село Райлянка. Несколько позже, в начале 1904-1905 гг. выходцы из Грубны (Грубно) основали в Белецком уезде Бессарабской губернии село Новая Грубна, а также поселение Старая Добруджа (ныне Сынжерейский район Молдовы). Благодаря выходцам из той же Грубны в конце 1918 года возникло село Егоровка, которое ныне в Фалештскому районе Молдовы.

И наконец, ближайшая к нам по времени новость — переселенцы из Молодового, когда еще в 1927 году на Днестре было большое наводнение и люди спасались от беды как могли, и их односельчане, которым позже необходимо было оставить свои хаты в связи с затоплением села водохранилищем Днестровской ГЭС, поселились за 100 километров от насиженных мест — на окраине города Бельцы Республики Молдова. Поселение — микрорайон так и называется — Молодова.

Наш земляк М.И. Крижановский, который много лет жил там, а ныне живет в Кормани и является главой Союза украинцев Молдовы, рассказал, что к поселению курсируют автобусы, другой транспорт и на центральном автовокзале довольно часто можно услышать это украинское название. Люди помнят о своем селе, часто с ностальгией вспоминают о нем, а кое-кто находит возможность приехать в родные места, чтобы посмотреть, где прошли детские годы и поклониться извечному надднестрянскому селу Молодово, которое не исчезло из памяти, оно хранит историю, дарит тихую радость и надышит.

Алексей Мандзяк, этнограф, историк.

Александр Чорный, директор Сокирянського

исторического музея.

Перевод на русский язык — сайт «Сокирянщина».

На иллюстрации — картина С.В. Иванова «Переселенцы», 1886 г.

21 комментарий на «Переселялись в поисках лучшей жизни»

  1. Владимир в 07.03.2013 at 15:54

    Хотелось бы больше узнать о фамилии Дальниковский.Каким образом мои предки оказались в Воронеже.

  2. admin в 07.03.2013 at 22:38

    Владимир, пока таких сведений у нас нет. Но если что-то удастся узнать, мы Вам сообщим. Надеемся, что Вы указали реальный эл. адрес

  3. Анатолий в 25.08.2013 at 18:25

    Доброго дня! Дякую за познавальну статтю. Я родом з села Райлянка, прIзвище Кобальчинський.
    Хочу запитати таке: Чи можна десь знайти списки тих 119 сiмей якi 1830 виiхали з Романiвцiв та Карликового I в подальшому заснували наше село? Дякую.

  4. admin в 01.09.2013 at 19:41

    Анатолий, вибачаэмось за затримку. Ми передали Ваше запитання одному із авторів статті, він обовя’язково з Вами зв’яжеться.

  5. admin в 02.09.2013 at 20:03

    Анатолій, автор статті написав Вам на електронну адресу, яку Ви указали при залишенні питання на цій сторінці

  6. Mary в 01.09.2013 at 19:56

    Між іншим на цьому сайті є ще пост про Карликів http://www.ukrkovcheg.org.ua/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%96%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%94-%D0%B7-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

  7. Анатолий в 30.09.2013 at 13:54

    Ви писали: Анатолій, автор статті написав Вам на електронну адресу, яку Ви указали при залишенні питання на цій сторінці.
    Добрий день! Не знайшов я листа. Як що можна повторіть будь ласка.

  8. admin в 10.10.2013 at 18:49

    Анатолий: автору повідомлено, він повторить

  9. Анатолій в 24.03.2014 at 17:47

    Добрий день панове!
    Хочу розписати прізвища жителів Райлянки.
    Найбільш поширені: Бучка, Корінь, Лук»янчук, Клівець, Федорончук,Церковний,Урсул, Гаврилуца,
    Маковецький, Притула, Гуцул, Полторак, Калараш, Ломачинський, Мараріца,Байло, Одажій,Балан,Душка,
    Сікрієр,…
    Майже у всіх є вуличні прізвиська, бо багато людей мають однакові прізвища та ініціали. Важко ідентифікувати. Цікаво, люди що переселялись з Романківців та Карликова брали нові призвіща , чи залишались на своїх старих? Для того я й запитував список прізвищ переселенців які заснували Райлянку.

  10. Олексій в 27.03.2014 at 17:49

    За винятком декількох, прізвища рідні – карликовські. Тобто предки носіїв переважної більшості зазначених Вами прізвищ були офаміленні ще до переселення. У переписі бирників (платників податків) Карликова за 1824 рік, наприклад, є Ваш далекий предок – «Павло Кобалчинський», предки котрого або він самий, як ми можемо судити по прізвищу, ймовірно були із с. Коболчин сучасного Сокирянського району. Не виключаю, що споріднення з Вам мають і носії прізвища «Коба» або «Куба» (можливо скорочення від Кобалчинський), які я зустрічав при ознайомлені з метрикою Карликова за 1827 рік, а також у згаданому переписі бирників 1824 року, і окрім того у ревізьких казках Ройлянки.

  11. Анатолій в 02.04.2014 at 18:56

    Так забув написати. Куба, це також прізвище поширене в Райлянц1. А що таке » ревізьких казках Ройлянки»?
    Чи не могли би ви мені на пошту скинути списки бирнмків Карликова? Буду дуже вдячний. До речі, мій старший брат Микола 1933 року. ( Відійшов у вічність в лютому цього року) Він розповідав, що коли прийшли совєти і робили перепис населення, питали про національність. Так наші відповідали -Руські. А вони казали, ялі ви руські? Ви українці. Брат казав, що він тоді взагалі вперше почув слово Українці.

  12. Олексій в 02.04.2014 at 22:28

    Дійсно, ще у XIX ст. в деяких селах Сокирянщини населення вважало себе руськими і називало себе «руськими людьми». Але тут не треба плутати з «росіянами» (русскими). Згідно легендам і переказам, «руськими» жителі тих сіл називали себе з часів Київської Русі. При тому всьому, побутовою мовою була українська, а якщо бути точніше українська мова з домішкою молдавських слів. Окрім того, у деяких селах, наприклад, у Кормані в минулому селяни називали себе «руснаками» або «русинами»…
    Ревізькі казки (рос. Ревизские сказки) – поіменні списки населення, в яких вказувалися ім’я, по батькові та прізвище власника двора, його вік, а також данні про членів його сім’ї із зазначенням віку і відношення до глави сім’ї. Як мені відомо, перша ревізія у Ройлянці відбулася 29 липня 1835 року, друга – 2 жовтня 1850 року, а третя – у 1858 році…

  13. Анатолій в 03.04.2014 at 16:37

    Якщо є такі точні дати проведення ревізій в Райлянці, то можливо Ви маєте посилання на фотокопію,або список з Ревізької казки? Дуже цікаво було б подивитись…
    З повагою, Анатолій.

  14. Анатолій в 04.04.2014 at 16:25

    Або підкажіть де їх шукати.

    З повагою, Анатолій.

  15. Олексій в 07.04.2014 at 19:47

    я написав Вам на електронну адресу.

  16. Vadim в 10.09.2014 at 11:34

    Добрый день! На сколько мне известно, в с. Сокиряны живут русские староверы и есть старообрядческая церковь. Меня интересует фамилия Горчаков Никита, или Арчаков, или Арчиков. До 1941г. Был служителем в этой церкви. Если это переселенцы, то откуда они переселились в с.Сокиряны.
    И очень интересна история фамилии!!!
    Если вам поможет информация, жену его звали Гарпена, сыновья Борис и Георгий.
    за ранее спасибо.

  17. admin в 10.09.2014 at 19:03

    Vadim, если нам удастся получить какую-то информацию по интересующему Вас вопросу, мы Вам обязательно сообщим.

  18. Татьяна в 24.08.2017 at 17:22

    Здравствуйте спасибо за статью много узнала..у меня к вам будут вопросы, но сначала коротко о том что мне рассказали…село Молодово, можно ли узнать год его образования и кто был первый поселенец этого села учитывая, что были миграции? какие национальности были в этом селе? учитывая многонациональность — вообще региона. Фамилии, которые мне известны: Рыбак Константин и его многодетная семья,( фамилия супруги не известна) младшая дочь Дарина Рыбак рассказывала, что её отец Константин стал основателем села Молодово, но откуда он пришёл не знала,хочется узнать историю самого села до того как люди переехали, Прокопишины и их многодетная семья?говорят в Селище перевели весь архив и церковные книги, Коцман? В статье вы пишите о переселенцах под фамилией Кучерявые, что они выходцы из России,( на Украине есть село где все Кучерявые:)) меня интересуют те которые мигрировали в Молдову, и Осадчук они так же мигрировали в Р. Молдову село «Наталевка» Фалешского района. спасибо.
    Дарина рассказывала о раскопках которые проводились у них в селе, это было в 1954 год( у меня есть фото) по вашим статьям, я так поняла её зовут Ирина Константиновна Иванова..она написала книгу которую напечатали во Франции, это сделала её дочь..к сожалению название книги неизвестно и найти её не получается , может у вас есть какая-то информация? спасибо.

  19. admin в 25.08.2017 at 7:39

    Татьяна, спасибо за Ваш комментарий. Ваши вопросы будут переданы авторам статьи, уверен, что они Вам дадут ответ — насколько это будет возможно. Уточните, пожалуйста по тем, которые мигрировали в Молдову: Вас интересуют все жители Молодова, или только Кучерявые и Осадчук? Также просьба сообщить название и местонахождение села, где живуь одни только Кучерявые? И еще одна просьба: прислать сканкопию имеющегося у Вас фото, о котором Вы пишете, а так же иных исторических фотографий и документов, касающихся Сокирянщины, если они у Вас имеются?

  20. Ирина в 06.08.2018 at 10:26

    Доброго дня! Дуже цікава стаття! Дякую Вам за неї :)
    Мені хотілося більш детально дізнатись, якщо це можливо? Про тих людей, які перші заселили село Ройлянка. Звідки вони і хто за національністю. І трохи детальніше дізнатись про прізвище Маковецький та Лукьянчук. Це прізвища моїх дідуся та бабусі. Дякую завчасно)

  21. Олексій в 06.08.2018 at 19:16

    Карликів – дуже давнє село, яке існувало вже у часи Шипинської землі. Як мінімум з XVII ст. там діяв православний храм. За даними на 1817 рік і на момент переселення в 1829–1830 рр., за національністю жителі Карликова, в переважній більшості своїй, були українцями. Що стосується носіїв прізвищ Маковецький та Лукьянчук, то за даними перепису населення 1824 року і записів в метричних книгах, такі в Карликові проживали. Зокрема, в списку платників податків 1824 року зустрічаємо: Ігнат Лукиянчуков, Никифор Лукиянчук, «Грицько Лукиянчук перший», Василь Лукиянчук, «Іван Лукиянчук перший», Андрій Лукиянчук, «Никифор Лукиянчуков зять», «Грицько Лукиянчук другий», «Грицько Лукиянчук третій», «Іван Лукиянчук другий», Іван Маковецький, Якуб Маковецький. Як бачите, прізвища, які Вас цікавлять. були розповсюджені серед місцевого населення.
    До речі, за даними ревізької казки «казенного селения Райлянки» 1835 року, в це село зі своїми дружинами і дітьми переселилися з Карликова: Андрій Григорович Лукьянчук, Ананій Іванович Лукьянчук, Григорій Васильович Лукьянчук, Георгій Іванович Маковецький, Дмитро Іванович Маковецький, Ігнат Васильович Лукьянчук, Іван Лук’янович Лукьянчук, Роман Васильович Лукьянчук.

Залиште свій коментар