Повышение тарифов на комунальные услуги и частные ЖЭКи несут угрозу.

Автор: admin

Информационные сообщения последнего времени свидетельствуют о том, что повышение коммунальных тарифов уже в ближайшее время неизбежно. Первое заявление принадлежит директору Департамента проектного управления систем жизнеобеспечения Министерства ЖКХ С. Захарову. В частности, чиновник заявил: «Тарифы на энергоносители будут повышаться и, конечно, тарифы на тепло и воду тоже будут возрастать». Как он объяснил, «тарифы в тепловом хозяйстве окупают себестоимость энергоносителей на 30-40 %».

Кроме того, чиновник добавил, что в скором времени и цена на газ для населения возрастет. С его слов, цена за газ для населения (1309 грн. за 1 тыс. куб.) — «очень низка» и долго продержаться не сможет.

Второе заявление принадлежит менеджеру Ахметова, генеральному директору ДТЕК Г. Тимченко. Известно, что Ахметов активно скупает энергетические активы, в частности, недавно стал владельцем «Дніпрообленерго». Эксперты, наверное, справедливо считают, что в планах донецкого олигарха — стать монополистом в производстве электроэнергии. Как следствие — реальная перспектива перехода на одинаковые цены для населения и промышленных предприятий. Тимченко сказал откровенно: «Население оплачивает до 30% себестоимости электроэнергии. Фактически сегодня наша промышленность финансирует население. Соответственно, никакие реформы сегодня не возможны без выравнивания этой ситуации». Понятно, что упоминание об «реформах» здесь абсолютно излишне. Но факт, который достоен внимания, — менеджеры донецкого олигарха готовят население к увеличению цены на электроэнергию.

В целом ситуация очевидная — представители власти и олигархии заявляют, что население в скором времени будет платить намного больше буквально за все. Будут увеличены тарифы на газ, воду, электроэнергию, услуги ЖКХ. Когда это произойдет, не очень сложно догадаться — после парламентских выборов, когда начнется отопительный сезон.

Люди должны понимать, что все заявления и обещания власти относительно социальных гарантий — это не более, чем предвыборный обман.

Советская семья в середине 80-х годов, при средней зарплате, приблизительно в 200 рублей, платила за квартиру до 15 рублей. Сегодня при средней зарплате и пенсии в 1,5 — 2 тысячи гривен мы платим 450-800 гривен.

Для сравнения: свыше 40 лет в США доля расходов семьи на коммунальные услуги (в частности газ, отопление, воду и электричество) колеблется от 5 до 6 % совокупного дохода семьи. В Австрии на оплату услуг ЖКХ приходится 9,2 % семейного бюджета, в Швеции — 3,4 %, в Венгрии -10,8 %, в Польше — 9,9 %. А обычная украинская семья платит за услуги ЖКХ в 4-5 раз больше, чем должна была бы платить по общемировым меркам, на которые так любят ссылаться наши «реформаторы».

Можно сколько угодно иронизировать по поводу экономически оправданного уровня тарифов и попыток каждого нового правительства его достичь. Но коммунисты давно и настойчиво предлагают правительству свой критерий для его определения, который должна установить Верховная Рада по инициативе Кабмина. Речь идет о минимальной зарплате, как об универсальном критерии размера тарифов. Напоминаем, что сейчас минимальная зарплата составляет 1094 гривен. Если перевести ее на почасовую оплату, выйдет немного боле 80 американских центов (или немного боле 6,5 гривен). К примеру, средний латыш может рассчитывать на 6 евро в час, финн — на 28 евро, а бельгиец — вообще на 38 евро (в среднем по Европе выходит пристойно — 22 евро). Получая такие зарплаты, европейцы целиком могут позволить себе коммерческие расценки на газ, тепло и другие жизненные удобства.

Компартия Украины предлагает отталкиваться в определении цен не от «экономически обоснованного уровня» жилищно-коммунальных тарифов, а от размера минимальной зарплаты наемных работников. Если правительство обеспечило их рост в течение года только на 7 — 8 %, то и тарифы не имеет права повышать более, чем на этот показатель, да еще и с отсрочкой на 2-3 месяцы, а не наоборот.

Обосновать подобный подход можно двумя железобетонными аргументами. Во-первых, это справедливо. Во-вторых, это экономически оправданно, так как нарушение баланса в повышении зарплаты и тарифов имеет, как следствие, только рост долгов населения перед ЖКХ. Что мы, собственно, ныне и наблюдаем.

По мнению министра ЖКХ А. Близнюка, жилищно-коммунальный сектор вскоре не просто станет прибыльным, а и словно магнит начнет притягивать к себе серьезных инвесторов. А все почему? Потому что, Кабмин собирается выйти с законодательной инициативой относительно определения принципов, на которых государство будет сдавать коммунальную собственность в аренду и концессию.

Почти полгода Близнюк отмалчивался после того, как практически сразу же после назначения откровенно заявил, что пришел превращать дотационную область в прибыльный бизнес. Министр ожидает, что частный инвестор, который возьмет в аренду или концессию водоканалы, котельные и теплотрассы, отремонтирует их, достигнет экономии, высшего качества услуг, и на этом начнет зарабатывать. Причем столько, что совсем скоро олигархи бросят свои «малоприбыльные» металлургические заводы.

Но, учитывая степень износа коммунальной инфраструктуры и некоторые особенности «бизнеса по-украински», слабо верится, что наши олигархи захотят инвестировать миллиарды в продолжительные и серьезные процессы, их задача — найти быстрый бизнес, прийти к нему, собрать сливки и перевести прибыли в оффшор.

При приватизации украинской промышленности нам всем обещали модернизацию и эффективного собственника. Но в результате наша металлургия за 15 лет беспощадной эксплуатации частником не так уже и модернизировалась, несмотря на миллиардные прибыли. А правительство снова нас убеждает, что для спасения металлургии надо продавать предприятиям дешевый украинский газ, а для населения — дорогой русский.

Можно вспомнить и итоги приватизации облэнерго по всей стране. Каждый украинец знает, во сколько раз выросла цена за электроэнергию, и на себе ощущает последствия модернизации и эффективного управления. То же самое произошло с нефтеперерабатывающей промышленностью и АЗС.

Можно даже предположить, что под видом реформ в сфере ЖКХ затевается новая афера. Коммуналку сдать в аренду очень просто, нарисовать «капиталовложения», если власть не будет сильно цепляться, тоже несложно, А дальше просматриваются два наиболее вероятных варианта:

— или поднимется волна по поводу необходимости защиты инвестиций в ЖКХ, и под это дело в очередной раз увеличат тарифы (мотивируя тем, что население тоже должно разделить бремя модернизации сферы и потерпеть). При этом, власть на местах будет разводить руками и будет показывать пальцем на нового собственника;

— или местная власть вместе с концессионерами будет требовать из центрального бюджета все новых и новых дотаций на покрытие разницы в тарифах, которые до последнего будут держаться на «экономически неоправданном уровне».

В принципе, бизнес мог бы сделать котельные и теплоцентрали более эффективными. Но не верится, что при отсутствии прозрачных методик расчета себестоимости услуг в сфере ЖКХ экономия обернется снижением тарифов, которое действительно превратило бы фактическую «приватизацию» области на взаимовыгодную (т.е. выгодное не только бизнесу, но и гражданам) дело.

Коммунисты неоднократно заявляли, что реформирование ЖКХ следует начинать с прозрачной и четкой методики начисления себестоимости услуг. Контроль, порядок и справедливость — вот ключевые принципы, и реализовывать их должно правительство. Без этого все нововведения будут только прикрытием для тех, кто только и видит, как заработать денег на коммуналке.

То есть, приход в эту сферу частных ЖЭК-ов и управляющих компаний неизбежно приведет к росту тарифов!

— Сфера ЖКХ, без сомнения, довольно выгодная. Но это однозначно закончится повышением тарифов. И не факт, что эти частные компании смогут и захотят обеспечить высокий уровень обслуживания населения. Прежде всего, они захотят получить прибыль, — убежден народный депутат Украины от КПУ Спиридон Килинкаров.

Если коммунальные предприятия и коммунальные ЖЭКи еще как-то можно контролировать, что-то от них требовать и получать, то частные компании будут просто абсолютно бесконтрольно выбивать деньги с людей. — Частный капитал на рынке ЖКХ будет работать неэффективно относительно людей. С учетом драконовских законов все действия частных компаний будут направлены только на то, чтобы за долги забирать у людей квартиры на абсолютно законных основаниях… Повышение тарифов, невозможность для простого человека оформить субсидию и своевременно платить позволит частным компаниям поднять этот вопрос через суд и выселить человека. На этом все дело закончится, — указал лидер луганских коммунистов.

Например, частные ЖЭКи, в сферу обслуживания которых жителей Сум перевела местная власть, не всегда исполняют свои обязательства. Об этом заявил народный депутат Украины, первый секретарь Сумского обкома КПУ Владимир Даниленко.

— Коммунальные проблемы Сум разнообразны, и власть практически не берется их решать, а если и решает, то только частично и с большим опозданием. Сейчас все 11 ЖЭК-ов города являются частными. Когда городская власть, избавлялась от коммунальных ЖЭК, они заявляли, что частные конторы ответственнее будут предоставлять услуги, однако эти обещания не оправдались. По меньшей мере, три частных ЖЭКа последние два года работают — как мокрое горит, — заметил народный депутат. Тем временем плата с жителей домов исправно собирается, хотя большинство заложенных в тарифе работ выполняется только на бумаге.

Городская власть попробовала исправить ситуацию введением специального, контролирующего работу ЖЭКов органа. Депутатам предложили создать «Службу единого заказчика». Она должна была контролировать работу ЖЭКов. Однако проект, предложенный городской властью, не вызвал понимания у депутатов горсовета. Среди основных причин — раздутый почти до 200 лиц штат компании и спор, относительно ее полномочий.

Еще одной серьезной проблемой для Сум является проблема лифтов. В 2011 году заканчивается 25-летний срок эксплуатации большинства лифтов в многоэтажных областного центра. В очереди на капремонт находятся около 180 лифтов. Начальник городского управления ЖКХ Ярослав Куц заявил, что за год реально можно отремонтировать не более 50 — 60 лифтов. Именно поэтому недавно город пережил своеобразный лифтовый шок, когда территориальное управление Госпромнадзора приостановило эксплуатацию сразу 60-ти лифтов, а также заявило, что все пять фирм, которые обслуживают лифты в Сумах, не имеют права это делать из-за несоответствия их оборудования стандартам.

— Результаты, я думаю, всем понятны: много пенсионеров и мамы с детьми практически не могли даже выйти на улицу, поскольку нет возможности подниматься пешком на верхние этажи 14-этажных домов, — говорит Владимир Даниленко. — Я направил депутатский запрос на имя Премьер-министра с просьбой выделить 15 миллионов целевой государственной субвенции на проведение ремонта лифтовой системы, тем не менее, центральная исполнительная власть, которая концентрирует в своих руках большую часть собранных в регионах налогов, отказала в просьбе о помощи в таких важных для граждан вопросах.

Депутат-коммунист уверен, что сфера ЖКХ давно стала площадкой для откровенного криминала, который разрешает обогащаться частному капиталу и коммунальной мафии, а это не может не беспокоить средних граждан. Народный депутат Украины Даниленко убежден: единый путь из коммунальной безысходности — усиление общественного контроля за сферой ЖКХ, которые предлагают и настойчиво требуют коммунисты.

Своими действиями власть сегодня ставит миллионы неимущих украинцев перед выбором: что делать с той мелочью, которая у нас называют пенсиями и зарплатами, — заплатить за услуги ЖКХ и потом голодать или купить пищу и остаться без квартиры, которую через суд заберут за коммунальные долги? И вдобавок тарифы ЖКХ беспрерывно возрастают, и в скором времени мы вынуждены будем отдавать ЖЭКу 30-40 % всех своих заработков и пенсий.

Настоящие хозяева жизни стремятся, чтобы богатые еще больше обогащались за счет бедных. Вельможи и олигархи хотят превратить коммунальную сферу на свой прибыльный бизнес. А частный бизнес в коммунальную сферу категорически нельзя пускать пока в Украине процветают коррупция и своеволие. Сфера жилищно-коммунального хозяйства некогда ранее не была, да и ныне не может быть бизнесом, как, например, производство труб или алкоголя. Сфера ЖКХ является социальной услугой государства своему народу. Она во многом имеет монопольный характер, это же не мобильная связь, где можно выбрать или поменять оператора. Квартиру или ЖЭК поменять не легко.

Сейчас за счет своей квартплаты мы вынуждены «помогать» олигархам, когда платим за дорогой российский газ, а дешевый газ украинской добычи поступает на частные заводы и комбинаты. Нас заставляют «помогать» олигархам — мы платим за электроэнергию в пять раз дороже, чем ее себестоимость, им наши коммунальные проблемы приносят прибыль. Поэтому они по согласию власти за копейки скупают и арендуют коммунальные предприятия, а потом повышают тарифы. Олигарх Фирташ взялся за облгазы, олигарх Ахметов скупает облэнерго. Потом тот же Ахметов жалуется: дескать, тарифы на электроэнергию убыточны, население оплачивает только 70% их стоимости. И подытоживает: тарифы надо увеличивать. Резонный вопрос: зачем же тогда покупать убыточный бизнес? То есть, это не убыточный, а весьма прибыльный бизнес. А за все платят простые украинцы.

Власть чумеет от безнаказанности и вседозволенности, она почти готова принять новую редакцию Жилищного кодекса, согласно которому у людей будут забирать квартиры за долги, а обедневшие семьи будут выбрасывать на улицу. И пока мы будем молчать и будем терпеть, до тех пор не будем иметь никаких прав.

Олигархическое государство не может и не хочет защитить население от грабительских аппетитов капиталистов-предпринимателей и мошенников-чиновников из местной власти и системы ЖКХ. Время понять, что и кризис в экономике, и развал жилищно-коммунального хозяйства — это следствие того, что капиталистическая власть обслуживает интересы богатых, а не бедных, интересы кучки олигархов, а не народа.

Мы имеем трухлявые трубы, дырявые крыши и не задумываемся над тем, что они — следствие господства в стране капиталистической системы хозяйствования, в которой прибыль превыше всего, в частности — и интересов людей. Чтобы решить жилые проблемы, замена «плохих» ЖЭК-овских» начальников на «хороших» не поможет, надо менять систему власти. Нужен новый государственный курс — курс на защиту интересов народа, а не олигархов!

Надо вернуть страну народу!

 ______________________________________________

По публикациям бюллетеня «По правде говоря» — приложения к изданию «Рабочая газета».

Залиште свій коментар