Православная церковь села Белоусовка

Автор: admin

Алексей Мандзяк

Село Белоусовка под названием «Билосовци» впервые упоминается в подтвердительной грамоте господаря Молдавского княжества Петра II (правил с 13 июля по 15 сентября 1447 года и c 23 февраля 1448 по 23 марта 1449 года), от 22 августа 1447 года, данной Нямецкому монастырю на право владение несколькими селами[1]. Но, первые прямые задокументированные свидетельства о существовании церкви в этом селе относятся только к XVIII веку.

В 1769 году в Белоусовке начали возводить новую церковь – в честь Святого Великомученика Димитрия Солунского. По другим данным строительство началось еще в 1764 году, но из-за неблагоприятной обстановки и финансовых трудностей строительство задержалось. Как бы там ни было, в 1770-м году в Белоусовке была освящена и открыта для прихожан Свято-Димитриевская церковь. (На охранной табличке, которая установлена на церкви годом окончания строительства указан 1794 год?)

В «Ведомости о Дмитриевской церкви Хотинского уезда селения Белоусовки» за 1832 год сказано, что церковь построена в 1770 году «тщанием прихожан»[2]. Согласно «Ведомости в молдавский диван от Хотинского цинута о числе в оном селений, в них дворов и людей» от 25 декабря 1772 года и ведомости о посемейной переписи населения Хотинской райи 1774 года, при Свято-Димитриевской церкви служил один священник[3]. Служил тогда при Свято-Димитриевской церкви священник Симеон. Церковным старостой в то же время был местный крестьянин Василий Трач (1728 г.р.).

Дмитріївська церква, 1770 року

По своему виду, эта церковь «повторяет характерную для Буковины композиционно-пространственную схему трехсрубного безверхого храма. Все срубы квадратные в плане, ориентированы по продольной оси, неф лишь слегка шире остальных. К апсиде с юга примыкает небольшое квадратное в плане помещение. Накрыта общей высокой скатной крышей с сильным выносом на кронштейнах – выпусках верхних венцов срубов, Из бабинца в неф ведет фигурная арка-вырез. Впечатление высотно раскрытого пространства усиливает контраст коробового перекрытия нефа с плоскими потолками апсиды и бабинца. Колокольня поставлена к западу от церкви, деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, каркасная, четверик на четверике. Памятник представляет образец деревянной народной архитектуры, пример построек архаичного типа, распространенных на Буковине в XVIII-XIX вв.»[4].

В 1802 году в Свято-Димитриевской церкви был произведен капитальный ремонт, и после освящения она вновь была открыта. По данным «формуляров» за 1812–1813 года: «построена «с древа доброго, но малая и не весьма ветхая; одежд и книг церковных весьма скудно»[5]. В «Формулярной ведомости о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в селении Белоусовка Димитриевской церкви Хотинского цинута, за 1824 год» отмечено, что «построена с древа доброго, покрыта гонтами»[6]. При церкви находилась также деревянная колокольня. При церкви в то время служили: священник Николай Дмитриевич Калуцкий (1775 г.р.) и дьячок Фома Яковлевич Якубовский (1775–1835). Церковным старостой был Петр Атран (1747 г.р.).

Частичный ремонт церкви производился в 1830-х годах и в 1879 году. По состоянию на 1896 год: «деревянная с таковою же отдельною колокольнею. Церковь маловместительна и приходит в ветхость (дерево начинает гнить)… Ограда при церкви разрушается, а сторожки никогда не было и нет. Престол в ней один – во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского…»[7].

В 1914 году церковь «перекрыта гонтом и переделана южная наружная стена пономарни»[8]. Тогда же была подправлена обветшавшая ограда из грабовых брусьев. В 1960 году в южной алтарной части пристроили разницу.

На протяжении всей прослеживаемой истории церкви в селе Белоусовка, местные прихожане проявляли всяческую заботу о ней. Например, в 1890 году была преподана благодарность епархиального начальства крестьянину Семену Цуркану, который пожертвовал 467 рублей на приобретение для церкви разного рода вещей[9]. В 1900 году, ему же было преподано архипастырское благословение за приобретение для церкви колокола и священнического облачения стоимостью 300 рублей[10]. В 1901 году преподано архипастырское благословение землевладельцу Николаю Анастасиевичу Статевичу: «за пожертвование в церковь села Белоусовки священнического облачения и трех покрывал стоимостью 110 рублей»[11]. В 1902 году архипастырское благословение получила Евдокия Цуркан – за приобретение для церкви «траурного священнического облачения, двух больших позолоченных хоругвей, двух покрывал на престол и большой позолоченной лампады, всего на сумму 164 рубля»[12]. В 1903 году было объявлено одобрение епархиального начальства Михаилу Маркитону: «за пожертвование в церковь села Белоусовки Хотинского уезда, семисвечника и висячей лампады стоимостью 50 рублей», а также за приобретение для церкви «серебряных чаши, лжицы, дискоса и звездицы стоимостью 50 рублей»[13]. Тогда же уже упомянутая крестьянка Евдокия Цуркан приобрела для Свято-Димитриевской церкви «дарохранительницу, трехсвечник пасхальный и кропила на сумму 50 рублей»[14].

Известный исследователь В.Г. Курдиновский обследовавший в начале XX века белоусовскую церковь, отметил, что в ней «имеется древнее Евангелие, напечатанное во Львове в 1690 г., и старинная холщевая риза. Есть также иконы с 1812 года»[15]. В 1910 году местный священник передал это уникальное евангелие Бессарабскому церковному историко-археологическому обществу, о чем в «Журнале годичного собрания» общества, от 18 марта 1911 года была сделана следующая запись: «Преосвященнейший Никодим доложил собранию, что от священника церкви села Белоусовки 5 округа, Хотинского уезда, Петра Полянского при прошении, от 16 декабря 1910 года за № 72 поступило евангелие, переданное в библиотеку общества Преосвященным 20 декабря 1910 года. Евангелие напечатано 28 ноября 1690 года во Львове, о чем свидетельствует заглавный лист. Постановили: жертвователя благодарить, евангелие переданное библиотекарю, занести в каталог»[16].

Увеличение численности населения Белоусовки и маловместимость церкви вынудило местных жителей задуматься о постройке новой церкви в селе. 10 мая 1889 года было утверждено Белоусовское церковно-приходское попечительство (состоящее из председателя и 12 постоянных членов), которое изначально объявило своей целью сбор средств на постройку новой церкви. К середине 1896 года для этой цели было собрано чуть более 4000 рублей. В 1899 году к сбору средств подключился священник Петр Полянский, благодаря которому этот процесс существенно ускорился. Жертвовали на новую церковь как крестьяне из других сел, так и самой Белоусовки. Так, например, в 1903 году вдове Евдокии Цуркан было преподано архипастырское благословение за пожертвование 100 рублей на постройку нового храма[17].

21 августа 1911 году на центральной площади села была заложена новая каменная церковь, также в честь святого великомученика Димитрия Солунского[18]. Учитель местной Белоусовской церковно-приходской школы И. Черней об этом событии, в своей статье опубликованной в Кишиневских епархиальных ведомостях в том же 1911 году, пишет следующее: «…Требовалось много настойчивого труда и стараний со стороны духовного пастыря чтобы достигнуть каких-либо результатов; но добиться кое-чего можно было только священнику, прожившему более или менее продолжительное время среди этого населены. Таким священником оказался нынешний священник с. Белоусовки о. Петр Полянский. Ему население с. Белоусовки и обязано закладкой новой церкви Он, несмотря на все неудобства, прожил в Белоусовке более 11 лет и с первых же дней своего назначения в Белоусовку задался целью выстроить новый храм вместо старого. Благоговейным ревностным исполнением церковных служб, частыми проповедями о. Петр добился того, что прихожане стали аккуратнее посещать церковные богослужения. Раньше пустовавшая церковь теперь уже не может вместить всех желающих присутствовать за церковным богослужением, что в особенности наблюдается в большие праздники. Это дало возможность о. Петру заговорить о необходимости постройки нового храма. Он начал добиваться намеченной им цели всеми возможными способами, не упуская ни одного удобного случая, когда можно было бы побеседовать с прихожанами по интересующему его вопросу, о построены церкви. Много ему пришлось перенести неудач, неприятностей, иногда даже оскорблений, но о. Петр не унывал: где увещанием, где просьбой, а где и настойчивым требованием, он неуклонно шаг за шагом подвигался к намеченной им цели. Но вот уже все готово – приговор составлен, полномочные избраны, план церкви заказан… Но в дело вмешиваются лица, видящие в этом удобный случай пофигурировать в своих личных целях и интересах, и опять дело откладывается на целый год, а крестьяне теряют около 1000 руб., хотя есть надежда, что таковые, быть может, будут возвращены. Но и тут о. Петр не падает духом: при содействии земского начальника ему удается устранить нежелательных лиц, а на место их избираются другая лица. Дело наладилось: 10-го августа заключен с подрядчиком И.Ф. Кадором договор на постройку в с. Белоусовке каменного котельцового храма, крытого оцинкованным железом, стоимостью в 19.000 рублей, а 21-го августа состоялось самое торжество закладки этого храма»[19].

Дзвіниця Дмитріївської церкви, ХІХ ст.

Из-за необоснованных растрат со стороны духовенства и откатов чиновникам, строительство затянулось. Дошло дело даже до крестьянских стихийных бунтов, например, такие факты засвидетельствованы в 1913 году: «Крестьяне с. Белоусовка Хотинского уезда отказались строить церковь и нести повинности в пользу духовенства. В ответ на уговоры прибывшего губернатора из толпы раздались крики, что им «церковь не нужна, ибо некогда ее посещать, так как они должны работать у помещиков и на них молиться»[20].

По данным на 1914 год новая «постройка доведена до крыши»[21]. Но, разного рода обстоятельства (Первая и Вторая мировые войны, воинственный атеизм и др.) привели к тому, что строительство церкви было законсервировано на десятилетия. После окончания второй мировой войны, с приходом Советской власти, в незавершенной строении был размещен клуб.

Окончательно эта церковь была достроена только в 1990 году. Она покрыта алюминиевой жестью с одним большим куполом посередине, и четырьмя меньшими по бокам, спереди расположена колокольня. Торжественно открыта 8 ноября – в праздник Димитрия Солунского[22].

Во вторник, 8 Апреля 2014 года, около 11:00 в этой церкви произошли пожар. На его ликвидацию в Свято-Дмитриевской церкви службой чрезвычайных ситуаций Сокирянского района было направлено сразу три пожарных отделения: с Сокирянской, Новоднестровской государственных частей и Ломачинецкой местной пожарной команды. В течение получаса бойцам гражданской обороны удалось ликвидировать пожар и спасти культовое сооружение. Огнем уничтожена часть пола, повреждены шторы и мебель[23].

Священно- и церковнослужители

Атран Петр (1747 г.р.) – староста при церкви Великомученика Дмитрия Солунского села Белоусовки Хотинского цинута, по данным на 1822 год[24].

Байдан Иоанн, окончил курс Кишиневской духовной семинарии. 7 августа 1883 года определен на место священника к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки Хотинского уезда[25]. 24 мая 1886 года перемещен к Свято-Вознесенской церкви села Речи 1-го округа Ясского уезда[26]. Там он прослужил до ноября 1894 года.

Жену звали Мария Николаевна.

Билинский Евфимий Иванович (1840–1905), по данным на 1867–1869 гг. — священник при Свято-Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1868 году «по вниманию к усердной пастырской заботливости и благолепии вверенного ему храма Божьего благословлен Его Высокопреосвященством употреблять при богослужении знак церковного отличия набедренник». 19 декабря 1869 года перемещен к Дмитриевской церкви села Белоусовка того же уезда[27]. Оттуда, в 1874 году переведен к Архангело-Михайловской церкви в село Ломачинцы. 13 марта 1875 года утвержден помощником благочинного по 5-му округу Хотинского уезда. 20 февраля 1879 года перемещен на место священника при церкви села Романковцы, того же уезда[28]. Затем, 30 марта того же года, возвращен обратно в Ломачинцы[29]. Там он прослужил до 1891 года[30]. 1 апреля 1892 года перемещен на священническое место в село Калинешты Белецкого уезда[31]. 12 января 1900 года определением Кишинёвской Духовной Консистории отрешен от места за проступок; 26 июня 1903 года, будучи безместным священником, согласно прошению, Преосвященным Иаковом определён на священническое место к Свято-Михайловской церкви села Жаврены (Жеврены), Оргеевского уезда. Там он скончался 17 сентября 1905 года, после непродолжительной болезни – «от старости»[32].

Охоронна табличка

Рано овдовел. Его дочь – Билинская Екатерина Евфимиевна (1863 г.р.), 11 ноября 1884 года вышла замуж за учителя Ломачинецкого народного училища Алексея Петровича Александрова. Венчались в Архангело-Михайловской церкви села Ломачинцы.

Васильковский Пантелеймон Михайлович (1890 г.р.) – сын священника села Ожево Хотинского уезда, Михаила Герасимовича Васильковского (1843 г.р.)[33]. Родился в Харьковской губернии. По данным на 1914 год служил псаломщиком при церкви слободы Ульяновка Сумского уезда Харьковского губернии. 22 февраля 1917 года определен псаломщиком к церкви села Белоусовка Хотинского уезда[34].

Вийничук (Виничук) Константин Александрович (1879–1928) – сын священника Вознесенской церкви селения Рынгач Хотинского уезда, Александра Ивановича Вийничука (1839 г.р.) и Иустины Константиновны (1841 г.р.). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. В служении с 1902 года. В 1918 году определен на место священника при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. В 1922 году награжден скуфьей[35]. В дальнейшем служил в селе Сынджерей (рум. Sîngerei) Белецкого уезда, где умер 20 февраля 1928 года.

Войтовский Никита Иосифович (1866 г.р.), обучался в Богословском духовном училище Киевской губернии, до четвертого класса, откуда выбыл в 1884 году «за болезнею». 1 октября определен учителем к церковно-приходской школе села Байбузы Черкасского уезда Киевской губернии. 21 июня 1885 года назначен псаломщиком к церкви села Николаевки той же губернии. С 1877 по 1899 год учительствовал в церковно-приходской школе в Кишиневском уезде. 14 мая 1899 года рукоположен во диакона, а 16 мая – во священника, и направлен к церкви села Гирбово Сорокского уезда. 20 июля 1911 года назначен на место священника к Покровской церкви в село Широуцы-Высшие 1-го округа Хотинского уезда[36]. 19 марта 1914 года, «для пользы службы», перемещен к церкви села Белоусовка Хотинского уезда. Принимал активное участие в сборе пожертвований на различные нужды прихожан и участников Первой мировой войны. Например, в 1914 году, согласно «Отчету Духовного комитета по приходу вещевых пожертвований на военные нужды», пожертвовал 2 рубахи, 2 пары кальсон, 200 полотенец и 74 аршин полотна.

Состоял в браке с матушкой Феофанией Федоровной (1871 г.р.), в браке с которой имел дочь Елену (1893 г.р.) и сына Леонида (1895 г.р.)[37].

Гингуляк Георгий (или Григорий) Константинович (1815 г.р.) – царанин села Белоусовки Хотинского уезда. 31 июля 1872 года утвержден в должности церковного старосты при Свято-Дмитриевской церкви села Белоусовки Хотинского уезда, на первое трехлетие[38].

Дашкевич Василий Галактионович (1867 г.р.) – сын Галактиона Моисеевича Дашкевича (1825 г.р.), духовного звания. Окончил Кишиневскую духовную семинарию, и 22 января 1887 года назначен на священническое место в село Ветрянка, 3-го округа Хотинского уезда[39]. 8 марта 1887 года рукоположен во священника. 13 марта 1887 года определен на священническую вакансию при Димитриевской церкви села Белоусовка 5-го округа Хотинского уезда. Во многом благодаря ему в Белоусовке в 1890 году была открыта школа грамоты. Он же был первым учителем в этой школе. С 1888 года о. Василий – член Хотинского уездного отделения Епархиального училищного совета. 16 февраля 1891 года перемещен на священническую вакансию к Хотинской Царе-Константиновской церкви, с оставлением в должности миссионера. 8 марта 1891 года был назначен законоучителем Хотинского уездного училища. В 1896 году определен уездным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты, а затем, 16 сентября – председателем Хотинского отделения Епархиального училищного совета. В 1901 году – он Уездный надзиратель церковных школ Хотинского уезда. 14 апреля 1901 года перемещен к церкви местечка Единцы. В 1902 году, согласно прошению уволен от должности Хотинского Уездного наблюдателя церковных школ, а на его место, 7 февраля 1902 года, назначен священник церкви селения Липкан Сосипатр Гримальский.

Состоял в браке с Марией Афанасьевной (1872 г.р.). Их дочь Екатерина Васильевна Дашкевич (1892 г.р.) – воспитательница Кишиневского епархиального женского училища, скончалась 11 июня 1914 года. Вторая дочь – Евгения (1893 г.р.), также получила педагогическое образование.

Могили біля старої церкви

Дидык Иван Григорьевич (1823 г.р.) — церковный староста при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки Хотинского уезда. Из крестьян, родился и вырос в Белоусовке, в семье Григория Михайловича Дидыка (1795 г.р.) и Татьяны Ивановны (1800 г.р.). Избран на должность и утвержден Кишиневской духовной консистории 20 сентября 1894 года – на первое трехлетие[40].

Состоял в браке с Сафронией Авксентьевной (1830 г.р.). По данным на февраль 1859 года, воспитывали дочь Ульяну (1858 г.р.) и приемного сына Стефана[41].

Димитриу Фома Константинович – сын священника, протоиерея Константина Ивановича Димитриу (15.11.1825 г.р.), который служил в Аккерманском уезде, и внук священника Ивана Андреевича Димитриу (1791 г.р.). Учился в Кишиневском духовном училище, откуда в 1895 году «увольняется по малоуспешности и как уже остававшийся на повторительный курс в том же классе». 30 апреля 1900 года назначен исправляющим должность псаломщика к Свято-Михайловской церкви с. Сербичаны Хотинского уезда. В том же году рукоположен во священника к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки, где вскоре и умер.

После смерти мужа, по данным на 1901 год, матушка Порфирия Димитриу получала помощь от Общества взаимного вспоможения духовенства Кишиневской епархии[42].

Дрочинский Стефан – причетник при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 2 марта 1879 года уволен за штат, согласно прошению.

Евтушинский Иоанн Михайлович (1776 г.р.) – сын священника. Получил домашнее образование. 29 марта 1807 года посвящен митрополитом Вениамином во священника и направлен служить при Михайловской церкви села Пашковцы. 17 июля 1822 года перемещен к церкви села Братушаны, а 5 марта 1829 года – к церкви села Белоусовка. Некоторое время исполнял должность благочинного Коболчинского благочиния. Награжден крестом для духовенства в память войны 1812 года[43].

Состоял в браке с Параскевией Григорьевной (1788 г.р.). Их дети: Николай (1812 г.р.), Варвара (1810 г.р.), Елена (1819 г.р.), Гликерия (1823 г.р.)[44].

Евтушинский Николай Иванович (1812 г.р.), родился в селе Пашковцы, в семье священника Иоанна Михайловича Евтушинского (1776 г.р.) и Параскевии Григорьевны (1788 г.р.). Служил дьячком при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда (по данным на 1835 г.р.).

Злой Марко Иванович – церковный староста при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки Хотинского уезда. Из крестьян, родился и вырос в Белоусовке. Утвержден в должности старосты в июле 1914 года[45].

Иванов Николай Константинович (1812 г.р.) – из болгар, сын пономарский. С 1832 года служил дьячком при Рождественско-Богородичной церкви села Каракурт Измаильского уезда, а «с 1845 г. рукоположен во диаконы с. Ташбунар, в 1847 году рукоположен во священники с. Белоусовка Хотинского уезда, в 1848 году (по другим сведениям, в 1852 г.) перемещен священником в с. Каракурт»[46].

Калуцкий Доментий Петрович (1839–1903), родился в селе Белоусовка Хотинского уезда, в семье священника Петра Николаевича Калуцкого (1805 г.р.) и Феодосии Ивановны (1807 г.р.). Получил домашнее образование. 7 мая 1860 года определен пономарем к Димитриевской церкви села Белоусовка. 2 ноября 1878 года перемещен к Свято-Николаевской церкви села Коболчин. 5 ноября 1879 года уволен за штат. Умер 10 июня 1903 года.

Его жену звали Феодосия. Их дети: Василий (1866 г.р.), Яков (1869 г.р.), Александр (1878 г.р.), Алексей (1880 г.р.), Иван (1885 г.р.), Стефанида (1881 г.р.).

Калуцкий Николай Дмитриевич (1775 г.р.) – из семьи духовного звания. 24 июня 1802 года рукоположен во священника и прикреплен к Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинской райи. В 1819 году, 7 июня, получил грамоту от митрополита Гавриила, и утвержден к указанному храму[47].

В первой половине 1820-х годов овдовел. В единственном браке родились пятеро детей: Кирилл (1800 г.р.), Михаил (1802 г.р.), Петр (1805 г.р.), Анна (1812 г.р.), Мария (1815 г.р.). Кирилл, по данным на 1822 год был женат на Анастасии (1804 г.р.) и имел сына Григория (1821 г.р.). Проживали в Белоусовке[48].

Калуцкий Петр Николаевич (1805 г.р.) – сын священника села Белоусовки, Николая Дмитриевича Калуцкого (1775 г.р.) Получил домашнее образование. 12 июля 1832 года определен на место пономаря при церкви села Белоусовка Хотинского цинута.

Состоял в браке с Феодосией Ивановной (1807 г.р.)[49]. У них было не менее двух детей: Доментий (1839 г.р.) и Юлиана (1834 г.р.).

Кирияк Иоанн Федорович (1825/1828 г.р.) – сын священника. В семинарии не обучался. 1 марта 1847 года, согласно прошению, определен пономарем к Михайловской церкви села Вережаны Сорокского уезда[50]. 23 июня 1850 года рукоположен во диакона к Свято-Николаевской церкви села Бырнова Сорокского уезда[51]. В дальнейшем перемещен на ту же должность при Свято-Николаевской церкви села Коболчин Хотинского уезда. 2 ноября 1878 года перемещен к Свято-Димитриевской церкви соседнего села Белоусовки, на псаломщичью вакансию. 19 марта 1880 года переведен сверхштатным псаломщиком к Свято-Георгиевской церкви в село Русяны, 5-го округа Хотинского уезда[52].

Состоял в браке с Параскевией Ивановной (1831 г.р.). Было не менее трех детей: Александр (1848 г.р.), Иван (1852 г.р.), Надежда (1850 г.р.)[53].

Крупский Петр (? – 1890) – священник Свято-Дмитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. В 1868 году «по вниманию к усердной пастырской заботливости и благолепии вверенного ему храма Божьего благословлен Его Высокопреосвященством употреблять при богослужении знак церковного отличия набедренник». 19 декабря 1869 года перемещен к Свято-Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда[54]. 7 февраля 1878 года утвержден помощником благочинного по 5-му округу Хотинского уезда. В 1884 году поощрен благословением Святейшего синода[55]. 14 августа 1887 года, согласно прошению уволен от должности помощника благочинного. Скончался 23 июня в 1890 году в селе Васильевка, где и похоронен.

Его дети: Александр (1868 г.р.) – псаломщик при церкви села Стецовка Александрийского уезда Херсонской епархии; Николай (1881 г.р.); Анна (1879 г.р.), в замужестве Кравченко; Мария (1884 г.р.)[56].

Лотоцкий Владимир – священник села Санкоуцы Хотинского уезда. 20 ноября 1912 года перемещен к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 19 марта 1914 года перемещен к церкви села Широуцы-Высшие Хотинского уезда, для пользы службы: «С отдачею под особый надзор благочинного». 13 сентября 1914 года отчислен от места.

Маня Михаил Харитонович (1879 г.р.), родился 26 июля 1879 года в селе Речешть Сорокского уезда, в семье местного псаломщика Харитона Георгиевича Мани (1834 г.р.) и Марии Ивановны[57]. 26 июня 1903 года назначен исправляющим должность псаломщика к Свято-Михайловской церкви того же села – на место отца, уволенного в тот же день за штат[58]. 15 мая 1922 года определен псаломщиком при церкви села Рогожень Сорокского уезда[59]. Далее перемещен на место псаломщика к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. Того же 15 мая 1922 года возвращен обратно к церкви села Рогожень Сорокского уезда[60].

Мондренко Иван Иванович (1847–1908) – сын дьячка Ивана Ивановича Мондренко (1819 г.р.) и внук священника Успенской Богородичной церкви села Васильевка Хотинского уезда, Иоанна Мондренко (1770–1824). Получил домашнее образование. 9 октября 1867 года определен пономарем к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы, того же уезда. 22 марта 1879 года перемещен к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка, на место сверхштатного пономаря, а 24 мая 1883 года – переименован в псаломщика при той же церкви. Умер 16 апреля 1908 года.

Его жена: Евфросиния Стефановна (1849 г.р.) – дочь дьячка села Белоусовки. Их дети: Ольга (1873 г.р.) – замужем за учителем Белоусовской церковно-приходской школы Мефодием Подлесным; Анна (1883 г.р.), Мария (1885 г.р.), Александра (1888 г.р.), Владимир (1891 г.р.), Иоанн (1893 г.р.)[61].

Мондренко Феодор Иванович (1811 г.р.) – сын священника села Васильевка Хотинского уезда, Иоанна Мондренко (1770–1824) и Параскевы (1786 г.р.). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 12 июля 1832 года определен дьячком к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки Хотинского уезда. 13 декабря 1833 года, переведен на тоже место к церкви Преподобной Параскевы села Ожево Хотинского уезда[62].

Дмитріївська церква, 1911 року

Намалован Юлиан Григорьевич (1889 г.р.), образование получил в Барабойской второклассной школе и Кишиневской псаломщической школе. 21 июля 1913 года определен исполняющим обязанности псаломщика при церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 5 октября 1914 года утвержден в должности[63]. 19 сентября 1916 года перемещен к церкви села Кошмирка Сорокского уезда. По данным на 1922 год служил при Свято-Николаевской церкви села Препелица Сорокского уезда[64].

Первяков Александр Петрович (1866–1899), родился в местечке Сокиряны Хотинского уезда, в семье светского звания. В 1890 году окончил Кишиневскую духовную семинарию. 7 марта 1891 года определен, 24 марта посвящен во диакона, а на следующий день, 25 марта – рукоположен во священника и направлен служить при церкви села Белоусовка Секурянской волости Хотинского уезда[65]. В 1890-х годах умер.

Состоял в браке с дочерью однодворца села Слободзии Сорокского уезда – Марией Михайловной (1873 г.р.). Известно, что у них был сын Александр (1893 г.р.)[66]. После смерти мужа получала помощь от Общества взаимного вспоможения духовенства Кишиневской епархии.

Перепичка Иван Васильевич (1915–1977), родился в селе Долиняны Хотинского уезда. Окончил Хотинскую гимназию. Затем служил псаломщиком. В 1970 году епископом Черновицким и Буковинским Феодосием рукоположен во пресвитера. Служение проходил при Свято-Михайловской церкви села Форосна Новоселицкого района Черновицкой епархии, а с 1977 года до кончины – в Свято-Димитриевской церкви в селе Белоусовка Сокирянского района.

Скончался 25 сентября 1977 года, после непродолжительной болезни. Похоронен на кладбище в родном селе Долиняны Черновицкой области[67].

Перетятков Родион (1856 г.р.) – псаломщик при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки Хотинского уезда. 27 августа 1883 года перемещен на ту же должность при Иоанно-Богословской церкви села Молодово, того же уезда[68]. С 1922 года – он псаломщик и дьячок при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда.

Полянский Василий – сын священника. Некоторое время служил священником при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 29 октября 1910 года перемещен к Архангело-Михайловской церкви села Ломачинцы, того же уезда. 9 ноября 1910 года возвращен на прежнее место – в село Белоусовку.

Полянский Петр (ор. 1876 г.р.) – из семьи духовного звания. Окончил курс семинарских наук в Кишиневской духовной семинарии. В 1899 году определен на священническое место при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 20 августа 1899 года и 3 ноября 1900 года утвержден на должность законоучителя Белоусовской церковной школы. Член Кишиневского отдела Императорского Православного Палестинского общества. В 1906 году награжден набедренником. 8 мая 1912 года перемещен к церкви села Ломачинцы Хотинского уезда. 21 мая 1912 года перемещен обратно к церкви села Белоусовка. 17 октября 1912 года перемещен к Успенско-Богородичной церкви села Наславча Хотинского уезда. Того же числа назначен исполняющим обязанности благочинного 5-го округа Хотинского уезда. 13 декабря 1914 года утвержден в должности благочинного.

Попович Иоанн – священник села Теке уезда Калиакра. 1 ноября 1931 года определен священником к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда[69].

Попович Филипп, священник Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 1 октября 1931 года перемещен к Свято-Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда[70].

Поручик Феодор Иванович – сын дьячка-пономаря села Кричкоуцы Сорокского уезда, Ивана Васильевича Поручика (1824 г.р.) и Марии Ивановны (1826 г.р.). 4 августа 1877 года определен сверхштатным причетником при церкви села Никорены Ясского уезда. Далее некоторое время был в должности исполняющего обязанности псаломщика при церкви села Речулы Оргеевского уезда. 25 октября 1878 года перемещен на туже должность к церкви села Молодово Хотинского уезда[71]. 27 августа 1883 года перемещен исполняющим должность псаломщика к Дмитриевской церкви села Белоусовка того же уезда[72]. 16 апреля 1888 года, будучи сверхштатным псаломщиком при той же церкви, согласно прошению, перемещен на праздное псаломщичье место к церкви села Бороган, Измаильского уезда. 18 марта 1889 года безместный псаломщик Федор Поручик, согласно прошению, перемещен на должность псаломщика села Стынжинены, 2-го округа Белецкого уезда. 24 мая 1896 года назначен псаломщиком к церкви села Савки, Сорокского уезда.

Равловский Семен Юлианович (1872 г.р.) – родился в селе Ломачинцы Хотинского уезда, в семье псаломщика Юлиана Николаевича Равловского (1836 г.р.) и местной крестьянки Елизаветы Григорьевны Гончар (1840 г.р.). 8 апреля 1908 года, будучи псаломщиком церкви села Сахново Подольской губернии, согласно прошению, перемещен в Кишиневскую епархию с определением на псаломщическое место к Архангело-Михайловской церкви села Ломачинцы Хотинского уезда. В первой половине 1920-х гг. служил в селе Должок Хотинского уезда[73]. Откуда, 1 декабря 1926 года перемещен к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка, на ту же должность[74].

Состоял в браке с Александрой Феодосьевной (1881 г.р.). Их дети: Владимир (1900 г.р.), Феодор (1902 г.р.), Мария (1907 г.р.) и Елена (1909 г.р.).

Самборский Николай Данилович (1903–1972), родился 6 декабря 1903 года в селе Осламов Новоушицкого уезда Подольской губернии (ныне в Виньковецком районе Хмельницкой области Украины), в семье мелкого банковского служащего. Его мать — дочь псаломщика — воспитала сына в благочестии и глубокой вере[75].

Учился в Каменец-Подольской семинарии, а также в духовной семинарии румынского города Галац (Seminarul Teologic Ortodox «Sfântul Apostol Andrei» Galați), которую окончил в 1924 году. Далее обучение продолжил на Богословском факультете Черновицкого университета, который окончил в 1929 году со званием кандидата богословия[76].

В 1931 году был рукоположен во пресвитера и до 1934 года служил при церкви села Кельменцы Хотинского уезда. Далее служил священником в разных приходах современного Сокирянского района: село Непоротово (1934–1942 гг.), Кулишовка и Ветрянка (1942–01.05.1944), Коболчин и Белоусовка (1944–1945). В 1947 году определен на место священника при Архангело-Михайловской церкви села Вашковцы Сокирянского района Черновицкой области[77].

Там же в Вашковцах был арестован 20 октября 1948 года. Особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР (ОСО МГБ СССР), осужден за антисоветскую агитацию, по статьям 54-10 ч. 2, 54-11 КК УССР, к 8-ми годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях[78].

Освобожден в 1956 году, и практически сразу, по возвращении в Черновицкую область, поступил на службу. Служил священником в приходах Сокирянского и Кельменецкого районов. Последние 15 лет служил в Свято-Николаевском храме в селе Грушевцы Кельменецкого района. В 1970 году вышел за штат, но затем на некоторое время вновь вернулся к службе. В январе 1972 года по состоянию здоровья окончательно вышел за штат[79].

Скончался 1 апреля 1972 года, на 69-м году жизни, в г. Кельменцы Черновицкой области. Там же похоронен. Уже после смерти, 25 декабря 1974 года реабилитирован Черновицким областным судом[80].

Известно, что отец Николай состоял в браке. Его жена была учительницей при школах сел Непоротово и Ломачинцы[81]. 15 марта 1944 эвакуировалась вместе с 8-летней дочерью в Румынию[82]. Там продолжила педагогическую деятельность, по данным на 1945-1948 года работала в школе села Голец (рум. Goleț) уезда Северин, в селе Броштень, (рум. Broșteni) уезда Мехединць[83].

Самсонов Борис – сын священника, псаломщик при церкви Рэдень Белецкого уезда. 1 января 1939 года перемещен к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда[84].

Сафронович Афанасий – надзиратель-репетитор Измаильского духовного училища. 3 сентября 1897 года определен на священническое место при церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 14 декабря 1898 года перемещен к Хотинскому собору. 17 марта 1899 года назначен делопроизводителем Хотинского Уездного Отделения Епархиального Училищного совета. 10 декабря 1899 года назначен заведующим Хотинской воскресной школы для взрослых. Член Хотинского уездного отделения Училищного совета. Член постоянной школьной комиссии того же отделения. 18 октября 1916 года, будучи в сане протоиерея, уволен за штат.

Сильвестрович Сергей, из семьи духовного звания. 1 ноября 1921 года определен псаломщиком к Дмитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда[85]. В 1922 году перемещен к церкви села Алуниш Белецкого уезда[86].

Симеон – священник при церкви села Белоусовки Хотинской райи, согласно данным из ведомостей о посемейной переписи населения Хотинского цинута Молдавского княжества, составленных в 1774 году[87].

Споялов Иоанн (Иван) (ор. 1856 г.р.), окончил курс семинарии. 27 июля 1877 года рукоположен во священника к Дмитриевской церкви села Белоусовка. 7 февраля 1878 года утвержден депутатом по 5-му округу Хотинского уезда. 20 сентября 1878 года перемещен в село Вережаны Сорокского уезда[88]. 28 сентября 1880 года учитель Единецкого училища Иоанн Споялов рукоположен во священника в село Гечу-Ноу Ясского уезда. По данным на 1893-1908 года – священник при церкви села Бырново. В 1893–1895 гг. служил при двух церквах – в Бырново и Волошково. В 1919 году вновь утвержден священником при церкви села Бырново Хотинского уезда[89].

Стойчев Владимир – с первой половины 1870-х годов служил дьяконом при Успенской церкви села Татар-Копчак Аккерманского уезда. 11 марта 1879 года рукоположен во священника к Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда[90].

Терновский Георгий – в 1868–1869 годах, дьячок-псаломщик Кишиневской Свято-Троицкой церкви (тогда строящейся). В 1869 году рукоположен во диакона к Александро-Невской церкви села Яноуцы Хотинского уезда. Затем служил псаломщиком в Кишиневе при Феодоро-Тироновской церкви. 16 сентября 1877 года определен дьяконом к кишиневской Андреевской гимназической церкви[91]. 12 августа 1883 года священник села Белоусовка Хотинского уезда Георгий Терновский перемещен в село Васильков Сорокского уезда[92].

Трач Василий (1728 г.р.) – церковный старости при Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинской райи в 1770-х – начале 1780-х годов.

Ходырев Трофим (ор. 1877 г.р.), в служении с 1908 года. 10 октября 1909 года утвержден в должности псаломщика при Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 18 декабря 1912 года перемещен к Бендерскому собору, на 6-е место. Далее служил при церкви села Протягайловка Бендерского уезда, а затем при церкви Святых Апостолов в г. Бендеры[93].

Свято-Димитріївська церква і дзвіниця села Білоусівка. План.

Холдевич Иоанн Ксенофонтович (1866–1937) – из семьи духовного звания. Родился в селе Непоротово Хотинского уезда (теперь Сокирянского района Черновицкой области Украины). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. Некоторое время служил сверхштатным причетником Балкоуцкого прихода. 22 июля 1886 года рукоположен во священника к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 17 февраля 1887 года направлен на священническое место при Хотинской Царе-Константиновской церкви, где ступил на должность умершего священника Николая Запольского. 14 сентября 1888 года назначен на должность законоучителя Первого приходского училища г. Хотин. Чуть позже, в 1891 году – перемещен на место священника к церкви села Ленковцы. В 1906 году направлен к церкви селения Рукшин Хотинского уезда. В 1913 году награжден орденом св. Анны 3-й степени.

В конце 1918 года отказался приводить к присяге королю Румынии местных крестьян, из-за чего был смещен с должности[94]. Участник Хотинского восстания 1919 года: «предоставил повстанцам пару лошадей для артиллерии и благословлял все отряды восставших рукшинцев на борьбу с оккупантами»[95]. Был уполномоченным крестьян Рукшинской, Данкоуцкой, Клишковской и Грозинской волостей для ходатайства перед консулами Франции, Англии и США в Румынии о принятии мер к пресечению злодеяний румынских оккупационных войск к выводу их из Бессарабии[96].

После подавления восстания был выслан за Днестр – проживал в селе Волковинцы Хмельницкой области, где 26 октября 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Каменец-Подольской области 14 ноября 1937 года приговорен к расстрелу. 27 ноября 1937 года приговор исполнен. Реабилитирован прокуратурой Хмельницкой области 29 сентября 1989 года[97].

Состоял в браке с Евгенией Дмитриевной (1870 г.р.). Некоторое время числилась законоучительницей Рукшинской церковно-приходской школы[98]. Имели несколько детей – дочь Елена (1892 г.р.), сыновья Валентин (1890 г.р.), Климентий (1887 г.р.), Борис (1900 г.р.) и Вячеслав (1901 г.р.).

Клим (Климентий) Иванович Холдевич (1887-1938), тоже священник, после 1918 года проживал на территории Советского Союза. В 1930-х гг. находился на выселении в г. Абакан Красноярского края, где 7 мая 1938 года был арестован. 14 июня 1938 года «тройкой при УНКВД Красноярского края» приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1957 году.

Борис Иванович Холдевич, родился в селе Ленковцы современного Кельменецкого района. В 1907-1910 гг. учился в Рукшинском народном училище, затем до 1919 года — в Хотинской гимназии. Во время летних каникул 1916 года служил в инженерной отряде, штаб которого размещался в школе с. Рукшин, в качестве табельщика. Участвовал в Хотинском восстании. Окончил гимназию в Каменце-Подольском, учительствовал и был директором в школах Подолья. Экстерном окончил в 1929 году педагогический институт. Затем переехал работать в школы Московской области. В 1937-1946 гг. находился в ссылке на Колыме, где работал агрономом, бригадиром конного завода. После 1946 года работал в Казахстане, а с 1955 и по 1961 годы — вновь в школах Москвы и Московской области[99].

Цуркан Павел Ефтениевич (1805 г.р.) – сын Ефтения Штефановича Цуркана (1740–1836). По данным на 1835 год находился на должности старосты при церкви Великомученика Димитрия Солунского в селе Белоусовка Хотинского уезда.

Шевазуцкий Дмитрий Алексеевич (1827–1876), родился в селе Чепоносы Хотинского уезда, в семье дьячка Алексея Игнатовича Шевазуцкого (1796 г.р.). По окончании курса Кишиневской духовной семинарии, 14 сентября 1851 года рукоположен во священника к церкви села Яноуцы Хотинского уезда. В 1858 году награжден набедренником. 22 марта 1872 года назначен исправляющим обязанности депутата от 5-го округа Хотинского уезда. 19 мая 1872 года перемещен к Свято-Михайловской церкви села Беловцы Хотинского уезда. 12 марта 1873 года перемещен к Свято-Воздвиженской церкви села Ленковцы. В 1875 году переведен к церкви села Белоусовка Хотинского уезда. В 1876 году умер в селе Ленковцы, где погребен на приходском кладбище.

Состоял в браке с Еленой Константиновной. После смерти мужа она проживала в Бричанах, но была приписана к Белоусовке (по данным на 1914 г.).

Шундрий Степан Михайлович (1882–1959), родился в селе Ломачинцы Хотинского уезда Бессарабской губернии, в семье местных крестьян. Получил домашнее образование. С 1 сентября 1908 года находился на должности учителя пения в Ломачинецком двухкомплектном народном училище[100]. В 1917-1928 годах служил псаломщиком при Архангело-Михайловской церкви села Ломачинцы[101]. Также, некоторое время, до 15 октября 1921 года служил псаломщиком при церкви Великомученика Дмитрия Солунского в селе Белоусовка[102]. Далее – регент церковного хора в Ломачинцах.

В 1947 году был арестован – забирали из села милиционеры из районного центра. Обвинялся в срыве плана хлебосдачи. Завезли его в город Новая Ушица, вместе с ломачинцкими жителями М.С. Твердохлебом и Варварой Федоровной Твердохлеб. Согласно его рассказам, записанным местным краеведом Михаилом Михайловичем Шундрием, некоторое время над ними всячески издевались, даже устроили имитацию расстрела. Через месяц отпустили домой. Умер и похоронен в Ломачинцах. Состоял в браке с Александрой Ефремовной (1891 г.р.)[103].

Якубовский Фома Яковлевич (1775–1835) – дьячок при церкви Великомученика Дмитрия Солунского села Белоусовки Хотинского цинута, по данным на 1919-1822 года. Через год или два после этого отошел от должности. Состоял в браке с Марией (1881 г.р.), от которой имел пятеро детей: Карп (1898 г.р.), Даниил (1803 г.р.), Марк (1804 г.р.), Лазарь (1808 г.р.), Иосиф (1812 г.р.) и Алексей (1813 г.р.)[104].

__________________________________________ 

[1] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 4, 60 – 63; Чорний О. Д, Мандзяк О. С. Не загубились села у віках: Дослідження, знахідки, відкриття / Олександр Чорний, Олексій Мандзяк. – Чернівці: «Друк Арт», 2014. – С. 274.

[2] Ведомость о Дмитриевской церкви Хотинского уезд селения Белоусовки, за 1832 год.

[3] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 432, 453 – 454.

[4] Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог. В 4-х томах. Т. 4: Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская. Хмельницкая, Черкасская, Черниговская, Черновицкая области. – Киев: «Будiвельник», 1986. – С. 366.

[5] Халиппа И.Н. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812–13 гг. // Труды Бессарабской губернской архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев: Типо-Литография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 258 – 270; Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 498.

[6] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в селении Белоусовка Димитриевской церкви Хотинского цинута, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[7] Ведомость о Свято-Димитриевской церкви селения Белоусовки, Хотинского уезда Кишиневской епархии и священно и церковнослужителях за 1896 год.

[8] Ведомость о церкви с. Белоусовки, состоящей в Хотинском уезде в Кишиневской епархии, в честь Св. великомученика Димитрия Солунского, за 1914 год.

[9] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1890. – № 4, 15 февраля. – С. 150.

[10] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1900. – № 8, 15 апреля. – С. 154.

[11] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1901. – № 13, 1 июля. – С. 278.

[12] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1902. – № 23, 1 декабря. – С. 722.

[13] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1903. – № 12, 15 июня. – С. 256; Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1903. – № 14, 15 июля. – С. 319.

[14] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1903. – № 14, 15 июля. – С. 319.

[15] Курдиновский В. Список древнейших церквей Бессарабской губернии (окончание) // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1908. — № 22-23. – С. 870.

[16] Журнал годичного собрания Бессарабского церковного историко-археологического общества, от 18 марта 1911 г. // Труды Бессарабского Церковного Историко-Археологического общества. Вып. VI-й. / Под ред. В. Курдиновского. – Кишинев: Епархиальная типография, 1912. – С. 16.

[17] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1903. – № 12, 15 июня. – С. 255.

[18] Черней. Торжество закладки церкви в селении Белоусовке 5-го округа, Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1911. — № 39. – С. 1385–1390.

[19] Черней. Торжество закладки церкви в селении Белоусовке 5-го округа, Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1911. — № 39. – С. 1385 – 1390.

[20] Мячков В.С. Крестьянское движение в Бессарабии в годы столыпинской реакции и революционного подъема 1907 – 1914 гг. // Ученые записки Кишиневского государственного университета им. В.И. Ленина. Том XXXV. – Кишинев, 1958. – С. 54–55.

[21] Ведомость о церкви с. Белоусовки, состоящей в Хотинском уезде в Кишиневской епархии, в честь Св. великомученика Димитрия Солунского, за 1914 год.

[22] Мандзяк О.С. Стародавні церви Сокирянщини // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 2. – Мінськ–Новодністровськ, 2011. – С. 177.

[23] На Буковині через свічку загорілась церква. – http://bukpravda.cv.ua

[24] Роспись исповедная Кишиневской епархии Хотинского цинута селения Белоусовки Димитриевской церкви о находящихся прихожанах, кто из них во святую Четыредесятницу был у исповеди и святых тайн причастия, кто ж исповедался токмо, а не причастился и кто ж не исповедался и за каким винословием, за 1822 год.

[25] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1883. – № 18, 15–31 сентября. – С. 151.

[26] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1886. – № 13, 1–15 июля. – С. 170.

[27] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1870. – № 2, 15-го января. – С. 13 – 14.

[28] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 6, 15–31 марта. – С. 119.

[29] Сведения о движении и переменах по службе в епархиальном управлении // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 7, 1–15 апреля. – С. 141 – 142.

[30] Шундрій М.М. Історія церкви села Ломачинці // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – 2011. – С. 123.

[31] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1892. – № 8, 15 апреля. – С. 117.

[32] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории для Свято-Михайловской церкви села Жаврен 1-го округа Оргеевского уезда, для записи о родившихся, браком сочетавшихся, и умерших, на 1905 год.

[33] Ведомость о церкви, состоящей в с. Ожево 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, в честь Св. Преподобной Матери Параскевы, за 1914 год.

[34] Клировая ведомость Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, за 1914 год; Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1917. — № 8. – С. 1.

[35] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chişinaului şi Hotinului. – Chişinau: Tipografia Eparhiala, 1922. – № 11. – P. 7.

[36] Клировая ведомость Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, за 1914 год.

[37] Клировая ведомость Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, за 1914 год.

[38] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1872. – № 22, 15–30 ноября. – С. 480.

[39] Епархиальные известия и распоряжения // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1887. – № 3, 1–15 февраля. – С. 83.

[40] Ведомость о Свято-Димитриевской церкви селения Белоусовки, Хотинского уезда Кишиневской епархии и священно и церковнослужителях за 1896 год.

[41] Ревизская сказка тысяча восемьсот пятьдесят девятого года февраля пятнадцатого дня, Бессарабской области Хотинского округа и уезда Медвежского сельского общества, казенного селения Белоусовки, о состоящих мужского и женского пола государственных поселянах. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 659.

[42] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1901. — № 22, 15 ноября. – С. 672.

[43] Ведомость о Димитриевской церкви Хотинского уезда села Белоусовки за 1832 год.

[44] Ведомость о Димитриевской церкви Хотинского уезда села Белоусовки за 1832 год.

[45] Ведомость о церкви села Белоусовки, состоящей в Хотинском уезде Кишиневской епархии в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского, за 1914 год.

[46] Квилинкова Е. Православие – стержень гагаузской этничности. – Комрат-София, 2013. – С. 675.

[47] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в селении Белоусовка Димитриевской церкви Хотинского цинута, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[48] Роспись исповедная Кишиневской епархии Хотинского цинута селения Белоусовки Димитриевской церкви о находящихся прихожанах, кто из них во святую Четыредесятницу был у исповеди и святых тайн причастия, кто ж исповедался токмо, а не причастился и кто ж не исповедался и за каким винословием, за 1822 год.

[49] Ведомость о Димитриевской церкви Хотинского уезда села Белоусовки за 1832 год.

[50] Ведомость о Свято-Николаевской церкви Сорокского уезда селения Бырновы, за 1851 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, ед. хр. 49, связка 49.

[51] Ведомость о Свято-Николаевской церкви Сорокского уезда селения Бырновой за 1853 год.

[52] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1880. – № 8, 15–30 апреля. – С. 141.

[53] Ведомость о Свято-Николаевской церкви Сорокского уезда селения Бырновой за 1853 год.

[54] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1870. – № 2, 15-го января. – С. 13 – 14.

[55] Церковный вестник, издаваемый при С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1884. – № 13–14. – С. 47.

[56] Ведомость о Успенско Богородичной церкви Кишиневской епархии, состоящей в селах Василиуцы и Роспопенцы 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[57] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории для Михайловской церкви 4-го округа Сорокского уезда, для записи о родившихся, браком сочетавшихся, и умерших, на 1879 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 15, д. 36.

[58] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1903. – № 14, 15 июля. – С. 322.

[59] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcăt. după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chişinău: Tip. Eparhială, 1922. – P. 198.

[60] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chişinaului şi Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1922. – № 10. – P. 2.

[61] Ведомость о Свято-Димитриевской церкви селения Белоусовки, Хотинского уезда Кишиневской епархии и священно и церковнослужителях за 1896 год.

[62] Ведомость о Димитриевской церкви Хотинского уезда села Белоусовки за 1832 год.

[63] Клировая ведомость Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, за 1914 год.

[64] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia): ed. oficială / alcăt. după date oficiale de C. N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chişinau.: Tip. Eparhială, 1922. – P. 202.

[65] Ведомость о Свято-Димитриевской церкви селения Белоусовки, Хотинского уезда Кишиневской епархии и священно и церковнослужителях за 1896 год; Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1891. – № 6, 15 марта; Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1891. – № 8, 15 апреля. – С. 108 – 109.

[66] Ведомость о Свято-Димитриевской церкви селения Белоусовки, Хотинского уезда Кишиневской епархии и священно и церковнослужителях за 1896 год.

[67] Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1978. – № 10. – С. 25.

[68] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1883. – № 18, 15–31 сентября. – С. 155.

[69] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1931. – № 23-24. – P. 259.

[70] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1931. – № 21-22. – P. 240.

[71] Сведения о движении и переменах по службе в епархии // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1878. – № 22, 15–30 ноября. – С. 342.

[72] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1883. – № 18, 15–31 сентября. – С. 155.

[73] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 19-20. – P. 203.

[74] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1927. – № 1-2. – P. 15.

[75] Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1973. – № 12. – С. 26 – 27.

[76] Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1973. – № 12. – С. 26 – 27.

[77] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 350.

[78] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 472.

[79] Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1973. – № 12. – С. 26 –27.

[80] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 472.

[81] Monitorul Oficial. Regatul României. Partea 1: Legi, decrete, jurnale ale Consiliului de Miniştri, deciziuni ministeriale, comunicate, anunţuri judiciare (de interes general). – Bucureşti: Monitorul Oficial şi Imprimeriile Statului. Imprimeria Centrală, 1936. – № 214, 14 septembrie. – P. 12.

[82] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 350.

[83] Monitorul Oficial. Regatul României. Partea 1: Legi, decrete, jurnale ale Consiliului de Miniştri, deciziuni ministeriale, comunicate, anunţuri judiciare (de interes general). – Bucureşti: Monitorul Oficial şi Imprimeriile Statului. Imprimeria Centrală, 1946. – № 175 bis, 31 iulie. – P. 4 B; Monitorul Oficial. Regatul României. Partea 1: Legi, decrete, jurnale ale Consiliului de Miniştri, deciziuni ministeriale, comunicate, anunţuri judiciare (de interes general). – Bucureşti: Monitorul Oficial şi Imprimeriile Statului. Imprimeria Centrală, 1948. – № 26, 2 februarie. – P. 14 B.

[84] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1939. – № 1. – P. 4.

[85] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului şi Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1921. – № 11-12. – P. 2.

[86] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcăt. după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chişinău: Tip. Eparhială, 1922. – P. 11.

[87] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 454.

[88] Сведения о движении и переменах по службе в епархии // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1878. – № 22, 15–30 ноября. – С. 341.

[89] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcăt. după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chişinău: Tip. Eparhială, 1922. – P. 122.

[90] Сведения о движении и переменах по службе в епархиальном управлении // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 7, 1–15 апреля. – С. 140.

[91] Сведения о движении и переменах в службе в епархиальном управлении // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1877. – № 21, 1–15 ноября. – С. 455.

[92] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1883. – № 18, 15–31 сентября. – С. 154.

[93] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului şi Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1920. – № 5. – P. 2; Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcăt. după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chişinău: Tip. Eparhială, 1922. – P. 204.

[94] Гайсенюк Я.С. Рукшин на зламі століть. Книга друга. – Чернівці: «Зелена Буковина», 2010. – С. 136.

[95] Гайсенюк Я.С. Рукшин на зламі століть. Книга друга. – Чернівці: «Зелена Буковина», 2010. – С. 136.

[96] Хотинское восстание. (Сборник документов и материалов). – Кишинев: «Штиинца», 1976. – С. 92 – 93.

[97] Реабілітовані історією: У двадцяти семи томах. Хмельницька область. / Редакція тому: В.Д. Гаврішко (голова) та ін.; упорядники: Л.Л. Місінкевич, Р.Ю. Подкур. Біографічні довідки: П.М. Воскобойнік, Ю.А. Довгань, Л.А. Кривега, В.М. Пажинська. – Кн. 3. – Хмельницький, 2010. – С. 617.

[98] Формулярный список о службе чина духовного ведомства Холдевич Евгении Дмитриевны, законоучительницы Рукшинской церковно-приходской школы Хотинского уезда Бессарабской губернии. – Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 796, оп. 438, д. 4590.

[99] Гайсенюк Я.С. Рукшин на зламі століть. Книга друга. – Чернівці: «Зелена Буковина», 2010. – С. 135 – 137.

[100] Сведения о Ломачинецком двухкомплектном народном училище (к 1-му декабря 1910 года).

[101] Шундрій М.М. Історія церкви села Ломачинці // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – 2011. – С. 125.

[102] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului şi Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1921. – № 11-12. – P. 4.

[103] Исповедная роспись выданная из Кишиневской духовной консистории для Свято-Архангело-Михайловской церкви села Ломачинец 5-го округа Хотинского уезда, на 1915 год.

[104] Роспись исповедная Кишиневской епархии Хотинского цинута селения Белоусовки Димитриевской церкви о находящихся прихожанах, кто из них во святую Четыредесятницу был у исповеди и святых тайн причастия, кто ж исповедался токмо, а не причастился и кто ж не исповедался и за каким винословием, за 1822 год.

2 комментария на «Православная церковь села Белоусовка»

  1. Євтушинська (Юрченко) Леоніла в 19.07.2016 at 15:47

    Дуже цікаве дослідження. Окрема подяка п.Олксію і тим, хто проводив дослідження, за відомості щодо моїх предків, які я знайшла у статті.

  2. Олексій в 24.07.2016 at 13:43

    Пані Леоніла, дякуємо за оцінку нашої праці! Відзначу, що триває праця над проектом «Православна церква на Сокирянщині». В закінченій книзі, окрім іншого, буде трошки більше інформації і про Ваших предків – про Іоанна Михайловича і Миколу Івановича Євтушинських.

Залиште свій коментар