Священнический род Чернявських села Коболчин

Автор: admin

Алексей МандзякКоболчин-церква2

Согласно официальным данным, в 1784 году в селе Коболчин, которое в то время было частью Хотинской райи, «тщанием священников и прихожан»[1] на месте старой церкви, была построена «с древа доброго» и освящена новая Свято-Николаевская церковь[2], во имя Николая Чудотворца. По воспоминаниям старожилов, записанным Василием Курдиновским в начале XIX века, церковь была построена ранее официальной даты (тогда был всего лишь произведен ремонт) – в середине XVIII века: «По архитектуре чрезвычайно напоминает церковь Запорожской Сечи, как она рисуется на иллюстрациях»[3]. В 1909 году в Коболчине была построена новая церковь «деревянная, покрытая жестью», также Свято-Николаевская[4], которая через некоторое время сгорела. В 1937 году в селе освятили новый храм, на этот раз каменный (камень брали в яру неподалеку от села) с деревянным куполом[5]. 20 февраля 2012 года и эту церковь настигло несчастье – она почти полностью сгорела (пожар уничтожил купол, иконостас и кровлю церкви). Оглядываясь назад в историю села Коболчин, складывается впечатление, что какой-то рок преследует его храмы. Предания повествуют, что еще до церкви построенной в 1784 году, было как минимум две и обе были уничтожены огнем[6].

biserica

Церковь св. Николая Чудотворца. Разрушена после 2-й Мировой войны. Фото, В. Курдиновского. 1915 г. Источник: Curdinovschi V. Сele mai vechi biserici de lemn din jud. Hotin. Revista Societăţii Istorico-Arheologice Bisericeşti. – Chişinău, 1925. — № 16 – P. 64.

За те годы существования храмов в Коболчине, которые прослеживаются документально, при них прослужило много священников. Многие из них принадлежали к известным в Бессарабии и соседней Подолии священническим родам. Некоторые из этих родов прослеживали свою историю на несколько столетий назад. Священнические роды фиксируются на территории Сокирянщины уже в XVI-XVII столетиях, а в некоторых соседних районах и то ранее. Известный филолог и семиотик Б.А. Успенский отмечает: «Отсутствие у православного духовенства целибата естественно приводило к тому, что священство становилось в определенной мере наследственным занятием. В результате уже в относительно раннюю эпоху устанавливаются священнические роды, насчитывающие многие поколения»[7].

Одним из священнических родов, история которого самым тесным образом переплетается с историей села Коболчин и с историей храмов этого села, а также с историей некоторых других сел и храмов Сокирянщины, является род Чернявских. Представители этого рода служили священниками, диаконами, дьячками и пономарями. Их дочери в большинстве известных случаев выходили замуж за мужчин из таких же семей служителей церкви, а сыновья брали в жены дочерей служителей имеющих духовное звание. Первым из известных, так сказать основателем коболчинской ветви Чернявских можно считать священника Никифора Чернявского.

Никифор Чернявский

Никифор Прокопиевич Чернявский (1777 г.р.), получил домашнее образование – был обучен родителями писать и читать. Некоторое время служил дьячком при Михайловской церкви в селе Окница Хотинской райи. 13 мая 1801 года был рукоположен во диакона епископом Дорофеем[8]. По данным на 1814 год он священник при

Іконостас церкви св. Николая Чудотворца, созданный в 1784 г. Фото В. Курдиновского. 1915 г.  Источник: Curdinovschi V. Сele mai vechi biserici de lemn din jud. Hotin. Revista Societăţii Istorico-Arheologice Bisericeşti. – Chişinău, 1925. - № 16 – P. 65.

Іконостас церкви св. Николая Чудотворца, созданный в 1784 г. Фото В. Курдиновского. 1915 г. Источник: Curdinovschi V. Сele mai vechi biserici de lemn din jud. Hotin. Revista Societăţii Istorico-Arheologice Bisericeşti. – Chişinău, 1925. — № 16 – P. 65.

Свято-Николаевской церкви села Коболчин[9]. 28 июня 1819 года о. Никифор получил грамоту от митрополит Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони), которой ему было подтверждено право служить священником при коболчинской церкви[10].

30 октября 1818 года Никифора Чернявского утверждают благочинным Коболчинского благочиния. Села Сокирянщины в то время относились к Коболчинскому и Романовскому (Романковскому) благочиниям. Коболчинское благочиние – Коболчин, Сокиряны, Наславча, Волошково, Васильевка, Ожево, Ломачинцы, Непоротово, Гвоздовцы, Михалково и Белоусовка; Романовское (Романковское) благочиние – Романковцы, Сербичаны, Ветрянка, Кулишовка, Кормань, Шебутинцы, Молодово, Селища, Яноуцы, Новоселица, Росошаны, Гриманкоуцы, Карликов, Вашковцы.

Отец Никифор был награжден крестом для духовенства в память войны 1812 года[11], которым, как известно, награждали всех священников Русской православной церкви от митрополитов до приходских священников включительно, состоящих в сане до 1 января 1813 года[12].

Умер Никифор Чернявский во второй 1820-х годах, в Коболчине, где и был похоронен.

Его женой была матушка Феодосия (1782 г.р.), которая почила в Бозе раньше своего мужа. У отца Никифора и матушки Феодосии было шестеро детей: четверо сыновей – Феодосий, Василий, Дмитрий, Георгий, и две дочери – Екатерина (1811 г.р.)[13] и Анастасия (1814 г.р.)[14] (обе родились в Коболчине).

Феодосий Чернявский

Феодосий (1796 г.р.), родился в с. Окница Хотинской райи. Получил домашнее образование. В 1818 году определен к коболчинской церкви в должности дьячка[15]. В 1820 году Феодосий подает прошение в Кишиневскую духовную дикастерию, о возведении его в сан священника[16]. Его прошение было отклонено, тем не менее, 25 сентября 1820 года (по другим данным 1821 г.) он рукоположен во диакона епископом Димитрием, за благословлением митрополита Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони), и грамотою утвержден служить при Свято-Николаевской церкви с. Коболчин[17]. 6 декабря 1825 года архиепископом Кишиневским и Хотинским Дмитрием (Сулима) рукоположен во священника[18] и направлен служит при Архангело-Михайловской церкви села Ломачинцы Хотинского уезда[19]. 30 июля 1827 года получил и Кишиневской духовной дикастерии указ «на депутата»[20]. В 1827–1841 гг. – он депутат от округа, 1841–1843 гг. – в должности благочинного. Умер в 1843 году[21].

Отец Феодосий состоял в браке с Марией Николаевной (1802 г.р.)[22]. У них было пятеро детей: Ирина (1821 г.р., родилась в с. Коболчин), Мария (1822 г.р.), Дмитрий (1831 г.р.)[23], Кирилл (1834 – 1854), и Никифор (1827 г.р.)[24], который умер в младенчестве.

Дмитрий Чернявский, в 1850-1851 гг. служил дьячком при Свято Архангело-Михайловской церкви с. Ломачинцы[25].

Ирина вышла замуж за священника Георгия Федоровича Батицкого (1813 – 1890), который в 1839–1843 гг. служил дьяконом при церкви с. Ломачинцы, а в 1843 г. рукоположен во священника и назначен на священническое место к той же церкви. Отец Георгий скончался 4 мая 1890 года в с. Малинешты. Его жене Ирине была назначена пенсия. Имели двоих детей – Стефан (1841 г.р.) и Ареф (1844 г.р.)[26]. Оба служили в сане священника.

Василий Чернявский

В официальной биографии указано, что он родился 28 февраля 1819 году[27]. В реальности, о чем свидетельствуют церковные книги, случилось это на два года раньше – в 1817 году. По данным на 1835 год служил дьячком при Свято-Николаевской церкви в Коболчине[28]. В том же году, 5 октября, Василий было выдано подтверждение о причислении его причетником (дьячком) к этой церкви. Правда, прослужил он в этом качестве всего лишь три месяца. Взяв благословение у родных, 16 января 1836 года он поступает послушником в Гыржавский Вознесенский монастырь[29], который находился в Оргеевском уезде. В монастыре Василий прожил около пяти лет. Там им «овладела такая жажда знания», что он в 1841 г. обращается в Святейший Синод с прошением о принятии его в какое-либо учебное заведение. Его прошение было одобрено, и на 23 году жизни, он впервые сел за школьную скамью.

Его первым учебным заведением стало Кишиневское уездное училище, где он проучился четыре года. C 1 сентября 1845 года по июль 1851 года Василий учится в Кишинёвской духовной семинарии. В этот же период своей жизни, он «по вниманию к прежде проведенному им в монастыре указанному числу лет и собственному прошению, был пострижен в монашество и рукоположен в священника для служения в Крестовой церкви в свободные от школьных занятий часы и дни»[30]. Если говорить более точно, опираясь на даты, то хронология описанных событий такова: 4 апреля 1848 года Василий Чернявский пострижен в монашество с именем Варлаам, 6 мая рукоположен во иеродиакона, а 9 мая — во иеромонаха, являлся экономом архиерейского дома.

Варлаам Чернявский

Варлаам Чернявский

По окончании в 1851 году семинарии в звании студента, 14 ноября того же года он был определен настоятелем Фрумошского (Фрумоасского) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, с возведением в сан игумена. В ноябре 1852 игумен Варлаам отправляется в Санкт-Петербург, где 1853 – 1855 годах учится в Санкт-Петербургской Духовной академии.

В 1858 году, после защиты диссертации «Об изменениях в чине литургий Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова, указанных в Поморских ответах и Мече Духовном», 13 марта утвержден в степени магистра[31]. В том же году, 6 ноября его назначают учителем Екатеринославской духовной семинарии, а с 23 марта 1859 года – он инспектор той же семинарии. В Екатеринославской губернии он надолго также не задерживается. Уже 11 сентября 1859 года Варлаам переведен в родную для него Бессарабию, в Кишиневскую духовную семинарию, где стал инспектором и преподавателем литургики, гомилетики (учение о церковном проповедничестве) и церковного законоведения. 15 апреля 1960 года он становится настоятелем Фрумошского монастыря, а 6 декабря того же года возведен в сан архимандрита.

30 декабря 1861 г. архимандрит Варлаам назначен исполняющим обязанности ректора Кишиневской духовной семинарии, а с 20 июля 1862 г. по 21 января 1874 г. был ректором этого учебного заведения. Вместе с учебными должностями, с 13 августа 1862 г. на его плечи легли обязанности настоятеля Курковского Богородице-Рождественского монастыря. Вместе с М. Скворцовым о. Варлаам наладил выпуск «Кишиневских Епархиальных Ведомостей», которые начали выходить с 1 апреля 1867 г., и был их первым редактором[32].

В 1874 г., 21 января архимандрит был вызван на чреду богослужений в Санкт-Петербург. Будучи уже в Санкт-Петербурге, 10 февраля 1875 года Варлаам назначен и 14 февраля хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии[33]. Через полтора года, 9 сентября 1876 года его назначают епископом Выборгским, вторым викарием Санкт-Петербургской епархии. 26 июля 1880 г. архимандрит Варлаам был назначен епископом Минским и Туровским.

Умер архимандрит Варлаам Чернявский 21 мая 1889 года, в Минске.

За свое совестливое отношение и усердие на всех занимаемых должностях архимандрит Варлаам не раз удостаивался разного рода наград. 30 июня 1859 г. от Святейшего Синода получил золотой наперстный крест. За ревностное служение был награжден 6 апреля 1865 г. орденом святой Анны II степени, 16 апреля 1868 г. – орденом святой Анны II степени с императорской короной и 12 апреля 1870 г. – орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. 27 марта 1879 г. епископ Варлаам был награжден орденом святой Анны I степени. В 1889 г. награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени.

Дмитрий Чернявский

Дмитрий (1820 г.р.), родился в с. Коболчин. Учился в Кишиневском духовном приходском училище[34]. В 1846–1850 гг., с подачи родного брата Феодосия, служил дьячком при Свято-Михайловской церкви с. Ломачинцы[35].

Георгий Чернявский

Георгий (1821 г.р.), родился в с. Коболчин. Учился в Кишиневском духовном приходском училище[36]. 13 августа 1877 «священнический сын Хотинского уезда села Коболчина» Георгий Чернявский определен на должность псаломщика в село Кишло-Салиево Хотинского уезда[37].

____________________________________________________

Примечания

[1] Ведомость о Николаевской церкви Хотинского уезда селения Коболчина за 1832 год.

[2] Халиппа И.Н. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812–13 гг. // Труды Бессарабской губернской архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев: Типо-Литография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 261.

[3] Курдиновский В. Список древнейших церквей Бессарабской губернии (окончание) // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1908. — № 22-23. – С. 871.

[4] Ведомость о Свято-Николаевской церкви состоящей в селе Коболчин Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1914 год.; Constantinescu-Iaşi P. Biserici de lemn // Viaţa Basarabiei. – Chişinău, 1933. – № 3. – P. 132.

[5] Интернет-портал «Історико-краєзнавчий портрет Чернівецької області»

[6] Курдиновский В. Южная часть Хотинского уезда (Из археологической поездки по Бессарабии) // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1906. — № 42; Мандзяк О.С. Стародавні церви Сокирянщини // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 2. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 186.

[7] Успенский Б.А. Языковая ситуация Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. – Москва: Издательство МГУ, 1983. – С. 26.

[8] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в с. Коболчин Николаевской церкви Хотинского цинута, за 1824 год.

[9] Книга метричная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута села Коболчин Свято-Николаевской приходской церкви, о родившихся, браком сочетавшихся и умерших, за 1814 год, января 2 дня.

[10] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в с. Коболчин Николаевской церкви Хотинского цинута, за 1824 год.

[11] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в с. Коболчин Николаевской церкви

Крест для духовенства в память войны 1812 года

Крест для духовенства в память войны 1812 года

Хотинского цинута, за 1824 год.

[12] Этот четырёхконечный наперсный крест был учреждён одновременно с медалью для дворянства и купцов и чеканился из того же металла — тёмной бронзы (меди). Размеры его — 75×45 мм, в перекрестье своём, на лицевой стороне, имеет вид медали «В память отечественной войны 1812 года» — то же «всевидящее око» с лучезарным сиянием и та же дата внизу — «1812 годъ». Концы креста гладкие, не имеющие никаких украшений и надписей. На оборотной стороне, вдоль горизонтальных концов его, в перекрестье имеется, как у медали, четырёхстрочная надпись: «НЕ НАМЪ, НЕ НАМЪ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ». Выдача крестов началась только с 1818 года и продолжалась до середины 1829 года. Отчеканено и выдано награжденным около 40000 штук. В 1912 году крест было разрешено носить священникам — потомкам награжденных, старшим в роде. Крест предназначался для ношения (на шее) на Владимирской ленте.

[13] Исповедная роспись Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута селения Коболчина Николаевской церкви о обретающихся в приходе сей церкви ниже явленных чинов людям с изъяснением против каждого имени о бытии их во святую Четыредесятницу у исповеди и Святых тайн причастия, и кто исповедовался токмо, а не причастился и за каким винословием, и кто за малолетством не исповедовался, а Святых тайн причастился, значит ниже сего, за 1822 год.

[14] Книга метричная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута села Коболчин Свято-Николаевской приходской церкви, о родившихся, браком сочетавшихся и умерших, за 1814 год, января 2 дня.

[15] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви Хотинского уезда селения Ломачинец за 1832 год.

[16] Дело о возведении дьячка с. Кобольчина Хотинского уезда Чернявского в сан священника (25.08.1820 – 28.08.1820). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 205, оп. 1, д. 2897 (183).

[17] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в с. Коболчин Николаевской церкви Хотинского цинута, за 1824 год.

[18] Дело по донесению Хотинского уезда Бричанского протоиерея Филиппа Лукьянова, о произведении в священники дьякона с. Коболчина Феодосия Чернявского в селение Ломачинцы Михайловской церкви (13.08.1825). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 205, оп. 1.

[19] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в селении Ломачинцах при Архангело-Михайловской церкви Хотинского уезда, за 1829 год.

[20] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви Хотинского уезда селения Ломачинец за 1832 год.

[21] Мандзяк А.С. Священно- и церковнослужители Сокирянщины (XIX в. – 1920-е гг.): некоторые данные к историко-биографическому словарю // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 3. – Мінськ – Новодністровськ, 2011 г. – С. 192.

[22] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии, Хотинского цинута селения Ломачиниц Архангеловой Михайловской церкви о находящихся прихожанах. Кто с них во святую четыредесятницу был у исповеди и святого причастия и кто исповедались токмо, а не причастились и тех кто не исповедался и за каким винословием, за 1826 год.

[23] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцать четвертого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Ломачинец двуприходской Архангело-Михайловской церкви, состоящей на имении помещика г. статского советника и кавалера Матфея Григорьева Крупенского, о числе священно- и церковнослужителях, их женах и детях обоего пола.

[24] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии, Хотинского цинута селения Ломачиниц Архангеловой Михайловской церкви о находящихся прихожанах. Кто с них во святую четыредесятницу был у исповеди и святого причастия и кто исповедались токмо, а не причастились и тех кто не исповедался и за каким винословием, за 1828 год.

[25] Мандзяк А.С. Священно- и церковнослужители Сокирянщины (XIX в. – 1920-е гг.): некоторые данные к историко-биографическому словарю // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 3. – Мінськ – Новодністровськ, 2011 г. – С. 192.

[26] Роспись исповедная Кишиневской епархии, Бессарабской области Хотинского уезда селения Ломачинец Архангело-Михайловской церкви о обретающихся в приходе сей церкви ниже явленных чинов людям с изъяснением против каждого имени о бытии их во святую Четыредесятницу у исповеди и Святых тайн причастия, и кто исповедовался токмо, а не причастился и за каким винословием, и кто за малолетством не исповедовался, а Святых тайн причастился, значит ниже сего, за 1854 год.

[27] Мандзяк А.С. Архимандрит из Коболчина // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 167.

[28] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцать четвертого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Коболчина двуприходной Николаевской церкви, состоящей на имении помещика, австрийско-подданного Николая Константинова Флиондра, о числе священно- и церковнослужителях, их женах и детях обоего пола.

[29] Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времен учреждения святейшего правительствующего синода (1721 — 1895). – СПБ.: Синодальная типография, 1896. – С. 63.

[30] Преосвященный Варлаам, епископ Минский // Прибавления к церковным ведомостям. – Спб., 1889. — № 22, май. – С. 627.

[31] Об изменении в чине литургий Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова, указанных в Поморских ответах и Мече Духовном. / Соч. игумена Варлаама. Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1860. – 425 с.

[32] Игумен Ириней (Тафуня). Страницы из истории Кишиневской духовной семинарии // Tyragetia. Istorie Muzeologie. Serie noua. – V. III [XVIII]. — № 2. – Сhisinau, 2009. – С. 155.

[33] Преосвященный Варлаам, епископ Минский // Прибавления к церковным ведомостям. – Спб., 1889. — № 22, май. – С. 627.

[34] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцать четвертого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Коболчина двуприходной Николаевской церкви, состоящей на имении помещика, австрийско-подданного Николая Константинова Флиондра, о числе священно- и церковнослужителях, их женах и детях обоего пола.

[35] Мандзяк А.С. Священно- и церковнослужители Сокирянщины (XIX в. – 1920-е гг.): некоторые данные к историко-биографическому словарю // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 3. – Мінськ – Новодністровськ, 2011 г. – С. 192.

[36] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцать четвертого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Коболчина двуприходной Николаевской церкви, состоящей на имении помещика, австрийско-подданного Николая Константинова Флиондра, о числе священно- и церковнослужителях, их женах и детях обоего пола.

[37] Сведения о движении и переменах по службе // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1877. — № 18. – С. 425.

На верхнем фото — современная церковь села Коболчин

Залиште свій коментар