Служители Архангело-Михайловской церкви села Романковцы

Автор: admin

Алексей Мандзяк448

Романковцы – село в Сокирянском районе Черновицкой области Украины. Под названием «Романкэуцы» впервые упоминается в грамоте господаря Молдавского княжества Петра VI Хромого от 3 июля 1575 года, которой он подтвердил наследникам бывшего портаря[1] Сучавы Луки Арбуре села, части сел, и мельницы, оставшихся от него, и которые по доброй воле они разделили между собой[2]. Местное население, как свидетельствуют исследования филологов в 1950-1960 гг. называло свое село «Романівці, Романківці, Романівка». Изредка также употреблялось «Романкоуцы, Романкауцы»[3].

По данным на 1775-1778 года в селе Романковцы действовала Всехсвятская церковь или Храм Всех Святых. В 1787 году была возведена новая церковь – Михайловская. Но она была действующей не долго. В 1805 году была построена и освящена следующая церковь, также Архангело-Михайловская: «деревянная, камнем подмурована, древа резаного, гонтами побита, с одним верхом»[4]. В 1894 году «тщанием прихожан и землевладельца, дворянина, статского советника М.Н. Крупенского» была построена новая, Архангело-Михайловская церковь: «деревянная, на каменном фундаменте»[5]. В том же году ее освятили: «7 августа 1894 года, жители села Романкоуц были свидетелями торжественного освящения новосозданного храма»[6].

Беньковский Василий Калистратович (1834–1910) – родился в селе Недобоевцы Хотинского уезда, в семье дьячка Калистрата Романовича Беньковского (1810 г.р.) и Евфросинии (1813 г.р.). Обучался в Кишиневском духовном училище. В 1861 году определен служить дьячком к церкви села Каплевка. В 1868 году перемещен к Свято-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда. В дальнейшем переведен на место дьячка к Успенско-Богородичной церкви местечка Сокиряны, оттуда 9 февраля 1872 года перемещен исполняющим обязанности псаломщика к церкви села Требисоуцы Хотинского уезда[7]. 21 ноября 1872 года рукоположен во священника к церкви села Клишковцы. 17 октября 1877 года назначен законоучителем в Клишковецкое училище[8]. 3 сентября 1880 года уволен с этой должности. Спустя некоторое время служил в этой должности в селе Ходороуцы Хотинского уезда. Умер 23 апреля 1910 года.

У отца Василия был сын Михаил, который учился в Хотинском уездном училище, служил псаломщиком при церкви с. Калинешты с 10 апреля 1893 года.

Билинский Евфимий Иванович (1840–1905), по данным на 1867–1869 гг. — священник при Свято-Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1868 году «по вниманию к усердной пастырской заботливости и благолепии вверенного ему храма Божьего благословлен Его Высокопреосвященством употреблять при богослужении знак церковного отличия набедренник». 19 декабря 1869 года перемещен к Дмитриевской церкви села Белоусовка того же уезда[9]. Оттуда, в 1874 году переведен к Архангело-Михайловской церкви в село Ломачинцы. 13 марта 1875 года утвержден помощником благочинного по 5-му округу Хотинского уезда. 20 февраля 1879 года перемещен на место священника при Архангело-Михайловской церкви села Романковцы, того же уезда[10]. Затем, 30 марта того же года, возвращен обратно в Ломачинцы[11]. Там он прослужил до 1891 года[12]. 1 апреля 1892 года перемещен на священническое место в село Калинешты Белецкого уезда[13]. 12 января 1900 года определением Кишинёвской Духовной Консистории отрешен от места за проступок; 26 июня 1903 года, будучи безместным священником, согласно прошению, Преосвященным Иаковом определён на священническое место к Свято-Михайловской церкви села Жаврены (Жеврены), Оргеевского уезда. Там он скончался 17 сентября 1905 года, после непродолжительной болезни – «от старости»[14].

2587іРано овдовел. Его дочь – Билинская Екатерина Евфимиевна (1863 г.р.), 11 ноября 1884 года вышла замуж за учителя Ломачинецкого народного училища Алексея Петровича Александрова. Венчались в Архангело-Михайловской церкви села Ломачинцы.

Василий – священник при церкви села Романковцы Хотинской райи, согласно данным из ведомостей о посемейной переписи населения Хотинского цинута Молдавского княжества, составленных в 1774 году[15].

Главатинский Иван Петрович (1827 г.р.) – сын дьячка селения Атаки, Петра Ивановича Главатинского (1794 г.р.)[16]. В 1852–1862 годах служил дьячком при Михайловской церкви села Ломачинцы Хотинского уезда. В дальнейшем рукоположен во диакона к Свято-Михайловской церкви села Романковцы, того же уезда.

Жена: Анна Григорьевна (1836 г.р.). Их дети: Домникия (1853 г.р.), Мария (1855 г.р.), Ворфоломей (1859 г.р.), Неонила (1859 г.р.), Федор (1866 г.р.), Зиновия (1863 г.р.), Олимпиада (1872 г.р.)[17].

Драгич Исаак Георгиевич (1843–1897), будучи студентом Кишиневской духовной семинарии, 21 декабря 1869 года рукоположен во священника к Николаевской церкви села Каларашевка Сорокского уезда. 7 февраля 1870 года перемещен к Николаевской церкви села Арионешты. 3 ноября 1872 года: «Исааку Драгичу, за проповедование слова Божиего, усердную и полезную законоучительную службу Его Преосвященством Павлом, Епископом Кишиневским и Хотинским преподано пастырское благословение». 30 марта 1879 года оставлен в должности священника при церкви села Романковцы[18]. 8 мая 1879 года перемещен на место отчисленного в армейское ведомство священника Бендерского собора Димитрия Заушкевича[19]. 9 августа 1879 года перемещен в село Александровка Аккерманского уезда. 11 января 1888 года, согласно прошению, уволен от должности законоучителя местного училища[20]. 1 апреля 1892 года определен на священническое место в село Талмазы[21]. Умер 4 декабря 1897 года, в с. Волонтировка Аккерманского уезда.

Жена: Порфирия Дмитриевна (1855 г.р.). Их дети: Владимир (1874 г.р.), по данным на 1906 – 1907 гг. проживал в г. Аккерман; Леонид (1875 г.р.), Михаил (1884 г.р.) и Нина (1882 г.р.).

Иоанн – священник при церкви Всех Святых села Романковцы Хотинской райи. 27 июля 1775 года получил грамоту Иоакима, митрополита Проилавского, Томаровского, Хотинского и всей Бессарабии, и Украины, в подтверждение о разрешении ему служить при церкви села Брынзень Хотинского уезда[22].

Калуцкий Варфоломей (? – 1888) – псаломщик при Свято-Михайловской церкви села Романковцы Романкоуцкой волости Хотинского уезда. Умер в 1888 году в том же селе, будучи «безместным псаломщиком».

Карп Тоадер – в первой половине 1780-х годах служил псаломщиком в одном из приходов Хотинской райи. 12 июля 1785 года от Кирилла, митрополита Проилавского, Томаровского, Хотинского и всей Бессарабии, и Украины, Тоадер Карп, получил грамоту подтверждающая, что он рукоположен во священника и направлен служить при Свято-Михайловской церкви села Романковцы[23]. Грамота епитропа и архимандрита Серафима от 24 мая 1804 года свидетельствует о том, что в тот год Тоадер Карп вышел из Проилавской епархии. 8 июня 1804 года епископ Хушской епархии Мелетий Лефтер направил отца Теодора служить при церкви села Тырнова Сорокского цинута (ныне село в составе одноименной коммуны в Единецком районе Республики Молдова). После пяти лет службы в том селе, он остался без прихода и скитался от села к селу в Хотинском уезде. На то время он уже был вдовцом, а своих троих малолетних дочерей оставил на попечении некоего Иоанна Хуцу[24].

Карюков Иоанн – из семьи духовного звания. По данным на 1868–1872 гг. – священник при Свято-Архангело-Михайловской церкви села Романковцы и законоучитель в местной народной школе. В 1868 году «по вниманию к усердной пастырской заботливости и благолепии вверенного ему храма Божьего благословлен Его Высокопреосвященством употреблять при богослужении знак церковного отличия набедренник».

Его сын, Константин Карюков, уже после смерти отца, по распоряжению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Павла, епископа Кишиневского и Хотинского 15 июня 1878 года зачислен в Добрушскую школу, как «сирота имеющий мать».

Кровецкий Афанасий Васильевич (1827 г.р.), родился в селе Романковцы Хотинского уезда, в семье священника. По увольнении из Высшего отделения Кишиневского духовного училища, 3 декабря 1848 года определен пономарем к Димитриевской церкви села Бырнова Хотинского уезда. 8 июня 1849 года, по прошение, переведен на место пономаря к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы, того же уезда. 3 октября 1849 года утвержден дьячком при той же церкви. 1 января 1856 года рукоположен во диакона при той же Архангело-Михайловской церкви. В 1862 году, 1 июня, рукоположен во священника к Свято-Николаевской церкви села Черлена Маре Хотинского уезда[25]. 8 марта 1892 года уволен за штат по болезни[26].

Жена: Параскевья Васильевна (1837 г.р.). Их дети: Мина (1852 г.р.), Яков (1855 г.р.), Захарий (1861 г.р.), Дмитрий (1864 г.р.), Александр (1867 г.р.), Юлитта (1869 г.р.). В «Ведомость о Свято-Николаевской церкви, 2-й округи Хотинского уезда, села Черлена Маре, за 1882 год» упомянуты Мина Афанасьевич Кровецкий и жена его Екатерина Васильевна (1855 г.р.) с сыном Иоанном (1880 г.р.) и Евфросинией (1876 г.р.); а также Яков Афанасиевич Кровецкий, с женой Александрой Афанасьевной (1855 г.р.) и дочерями Натальей (1877 г.р.) и Александрой (1880 г.р.)[27].

Кровецкий Василий Захарович (1790 г.р.) – сын священника, дьячок при церкви села Романковцы (по данным на 1815–1817 гг.). 13 января 1818 года, митрополитом Гавриилом рукоположен во священника к церкви села Романковцы. В том же году назначен исполняющим обязанности благочинного Романовского (Романковского) благочиния. В октябре 1818 года утвержден в этой должности. В 1828 году, согласно прошению, освобожден от должности благочинного «по болезни».

Жена: Домникия Онуфриевна (1770 г.р.) Их дети: Яков (1816 г.р.), Анастасия (1818 г.р.), Захарий (1820 г.р.).

Кровецкий Елевферий (Елефрерий) Иванович (1839–1890), родился 5 марта 1839 года в селе Романковцы Хотинского уезда в семье дьячка Иоанна Захаровича Кровецкого (1789 г.р.) и Пелагеи (1800 г.р.). В 1849 году поступил в первый класс Кишиневского духовного училища. В 1857 году переведен в Кишиневскую духовную семинарию, которую окончил в 1863 году в звании студента. В том же году поступил на службу исполняющим должность учителя латинского языка и соеденненных с ним предметов в паралельных классах Кишиневского духовного училища. В 1864 году, советом Киевской духовной академии, утвержден в должности учителя и находился на ней по 1873 год. Кроме главной обязанности учителя, также исполнял следующие обязанности: в 1864-1868 гг. – помощник инспектора училища; в 1864 – 1865 гг. – пятый наставник училища в основных классах; в 1865-1866 гг. – на должности эконома семинарии; в 1867 году – инспектор училища; 1867 – 1868 гг. – преподаватель старославянского языка и священной истории в параллельных классах; 1868 год – учитель латинского языка в основных классах; в 1869 году – учитель чистописания в параллельных классах; в 1870-1871 гг. – учитель священной истории в параллельных классах; в 1872-1873 гг. – учитель старославянского языка. В 1873 году, согласно прошению, уволен со службы.

Во время учительской службы, в 1867 году Елевферий Иванович рукоположен во священника к Свято-Николаевской церкви села Дрепкоуцы Хотинского уезда, с оставлением в должности учителя училища и причислением к семинарской Трех-Святительской церкви города Кишинева. При семинарии он числился священником два года. В 1870 году определен к кладбищинской церкви Всех Святых, там же в городе Кишинев. В 1873 году назначен законоучителем Одноклассного народного женского училища и был избран помощником благочинного городских церквей. В 1874 году назначен членом экзаменационной комиссии для церковнослужителей и членом строительной комиссии по заготовлению материалов для постройки зданий под помещение мужского духовного училища в городе Кишиневе. В 1877 году избран членом совета женского епархиального училища и в этом звании два года исполнял должность председателя совета училища. С 1881 по 1885 год вновь был помощником благочинного городских церквей, а также законоучителем в 1-ом и 4-ом приходских народных училищах.

В 1883 году, согласно прошению, перемещен на священническую вакансию при Кишиневском кафедральном соборе. В 1884 году назначен членом ревизионного комитета для проверки отчета Кишиневской духовной семинарии за 1883 год. В 1884-1885 годах являлся законоучителем в 7-ом приходском народном училище города Кишинева. В 1885 году назначен членом Кишиневской духовной консистории, а в 1886 году – членом епархиального училищного совета. В марте 1890 года назначен настоятелем Вознесенского собора[28].

В 1870-м году награжден набедренником, в 1874 году – синодальной скуфией, в 1877 году – камилавкой, а в 1881 году – наперстным крестом. В 1885 году удостоен ордена Святой Анны III степени. В 1889 году награжден орденом Святой Анны II степени.

Умер 2 июля 1890 года, в г. Кишинев Бессарабской губернии.

Жена: Акилина Ивановна Бабченко (1851 – 1890) – дочь священика. Умерла на 12 дней раньше мужа. За несколько месяцев до своей кончины составила духовное завещание, согласно которому, дом полученный ею от родителей в качестве приданного завещала на просветительские учреждения (5000 руб.), сиротам (1000 руб.) и двум родным братьям (по 1000 руб. каждому)[29].

Детей не имели.

Кровецкий Захарий – священник села Романковцы (по данным на 1800–1813 гг.). В 1812 году судился с помещиком Романковцев и Карликова, Константином (Костаки) Гикой (1745–18.11.1818), «за отобрание имения, купленного у турецко-поданного М. Диливнра».

Кровецкий Иоанн Захарович (1789 г.р.) – сын священника. 1 ноября 1819 года утвержден в должности дьячка при церкви села Романковцы: «Бедный был дьячок Иван Кравецкий, очень бедный, но он, по-видимому, доволен был своим положением и не только не помышлял быть когда-нибудь богатым, но даже не заботился о том, чтобы обеспечить хотя как-нибудь в будущем свою жену: полуразрушенная изба, жена и трое детей составляли все его имущество, богатство и будущее обеспечение семьи. Поэтому когда он умер, то семья его осталась совершенно безприютной: ни двора, ни кола, а в избе хоть шаром покати»[30].

Жена: Пелагея (1800 г.р.). Их дети: Василий (1819 г.р.), Евфросиния (1815 г.р.), Феодосия (1821 г.р.), Емельян (1822 г.р.), Елевферий (1839 г.р.), Федор (1829 г.р.), Иоанн (1825 г.р.).

Кушнирюк Петр Андреевич (1917–1986), родился 22 июня 1917 года в селе Беловцы Хотинского уезда (ныне Хотинского района Черновицкой области), в семье крестьянина. После окончания курсов псаломщиков при Черновицком епархиальном управлении с 1947 по 1950 год был псаломщиком в Михайловском храме родного села Беловцы. В 1949 году, епископом Черновицким и Буковинским Андреем (Сухенко) рукоположен во диакона, а в 1950 году — во пресвитера и назначен настоятелем Рождество-Богородичного храма в с. Подвирное Новоселицкого района, той же области. С 1958 года до выхода за штат в 1984 году служил настоятелем Свято-Михайловского храма в селе Романковцы Сокирянского района. С 1959 года был духовником клириков храмов Сокирянско-Кельменецкого благочиния. За усердное служение Церкви Христовой Святейшим Патриархом Пименом в 1978 году награжден крестом с украшениями. Скончался 26 апреля 1986 года. Погребен протоиерей Петр Кушнирюк на кладбище в родном селе[31].

Михалевич Кирилл Лукич (1819 г.р.) – сын священника селения Бырновы, Луки Андреевича Михалевича (1781 г.р.) и Матроны (1793 г.р.)[32]. Окончил Хотинское уездное училище. 8 июня 1836 года определен дьячком к Рождества-Богородичной церкви села Вороновицы Хотинского уезда. 20 сентября 1838 года перемещен на место дьячка к Ильинской церкви города Кишинева. 28 марта 1842 года рукоположен во священника. В 1849 году переведен к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда: «В селе Романкоуцах был в то время священник Михалевич, женатый на Анастасии Кравецкой, приходившейся двоюродной сестрой дьяку Ивану Кравецкому»[33]. 8 октября 1853 года, по просьбе помещика и общества села Логанешть, переведен к Михайловской церкви этого села. В 1870-х годах также наблюдал за церковью села Пашканы.

Жена: Анастасия Кравецкая. По данным на 1853 год – вдовец. Дети: Константин (1841 – 29.06.1871) – редактор Кишиневских областных ведомостей; Анна (1845 г.р.).

Михневич Петр Матвеевич (1830 г.р.) – сын пономаря Царе-Константиновской церкви города Хотина, Матвея Алексеевича Михневича и Ирины Лукьяновны (1801 г.р.). Некоторое время служил пономарем при церкви села Романковцы Хотинского уезда. В 1867 году перемещен к Николаевской церкви села Коболчин. В 1869 году перемещен к Михайловской церкви села Кельменцы Хотинского уезда.

Мойсиу Емельян – 1 июля 1931 года определен на место священника к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда[34].

Мондренко Иван Иванович (1847–1908) – сын дьячка Ивана Ивановича Мондренко (1819 г.р.) и внук священника Успенской Богородичной церкви села Васильевка Хотинского уезда, Иоанна Мондренко (1770–1824). Получил домашнее образование. 9 октября 1867 года определен пономарем к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы. 22 марта 1879 года перемещен к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка, на место сверхштатного пономаря, а 24 мая 1883 года – переименован в псаломщика при той же церкви. Умер 16 апреля 1908 года.

Его жена: Евфросиния Стефановна (1849 г.р.) – дочь дьячка села Белоусовки. Их дети: Ольга (1873 г.р.) – замужем за учителем Белоусовской церковно-приходской школы Мефодием Подлесным; Анна (1883 г.р.), Мария (1885 г.р.), Александра (1888 г.р.), Владимир (1891 г.р.), Иоанн (1893 г.р.)[35].

Онуфриевич Михаил Федорович (1860 г.р.) – сын священника села Коболчин Хотинского уезда, Федора Константиновича Онуфриевича (1832–1888). В 1879 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Каларашской монастырской школы. 24 сентября 1879 года определен псаломщиком к Мерешевской церкви Сорокского уезда. 15 марта 1881 года рукоположен во священника к церкви села Романковцы Хотинского уезда. В 1882 году назначен законоучителем в Романкоуцком народном училище[36]. В 1893 году награжден скуфьей, в 1906 году – наперсным крестом, в 1907 году – орденом св. Анны 3-й степени. 18 сентября 1912 года, согласно прошению уволен за штат. 9 февраля 1913 года заштатный священник села Романковцы Михаил Онуфриевич назначен на 2-е священническое место к церкви села Салкауцы Бендерского уезда. Был известен как сильный хозяйственник. Изучал сельское хозяйство. В селе Ожево у него был большой виноградник, который был уничтожен в 1894 году.

Жена: Варвара Васильевна (1858 г.р.). Их дети: Екатерина (27.10.1883 г.р.), Анна (06.06.1885 г.р.), Николай (02.04.1887 г.р.), Юлия (14.02.1891 г.р.), Георгий (04.04.1893 г.р.), Валентина (01.01.1895 г.р.), Федор (01.10.1897 г.р.), Дмитрий (11.10.1899 г.р.)[37].

Остапов Иоанн Васильевич

Остапов Иоанн Васильевич

Остапов Иоанн Васильевич (1880 г.р.), в 1901 году окончил Кишиневскую духовную семинарию. 13 марта 1902 году рукоположен во священника к церкви села Михалково Хотинского уезда[38]. 16 мая 1907 года, согласно прошению, перемещен к церкви села Гинькоуцы, того же уезда. В том же году, 1 ноября назначен законоучителем местного народного училища. 18 сентября 1912 года, согласно прошению, перемещен к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда и назначен законоучителем в местном министерском двухклассном училище.

Жена: Екатерина Михайловна Онуфриевич (27.10.1883 г.р.) – дочь священника Михаила Федоровича Онуфриевича (1860 г.р.) и Варвары Васильевны (1858 г.р.). Училась в Кишиневском епархиальном женском училище. Их дети: Татьяна (07.01.1904 г.р.), Лидия (05.02.1905 г.р.), Леонид (14.05.1906 г.р.), Виктор (14.02.1911 г.р.), Александр (06.04.1914 г.р.)[39].

Перетятков Лаврентий Матвеевич (1846 г.р.) – дьячок при Архангело-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда. В 1868 году перемещен к Иоанно-Богословской церкви села Кищло-Наджимова Хотинского уезда. 11 сентября 1909 года назначен диаконом к той же церкви, с оставлением на вакансии псаломщика. 15 декабря 1914 года уволен, согласно прошению.

Жена: Порфирия Георгиевна (1847 г.р.), в браке с которой родился сын Гавриил (1882 г.р.).

Перетятков Яков Иванович (1824–1901) – сын священника села Наславчи, Иоанна Феодосиевича Перетятки (1781 г.р.) и Феодосии[40]. После смерти родителей воспитывался в доме родственников[41]. Учился в низшей духовной школы, а затем поступио в Кишиневскую духовную семинарию. В 1851 году епископом Иринархом рукоположен во священника и направлен служить при Свято-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда. В 1865 году переведен в местечко Единцы, того же Хотинского уезда, где прослужил до конца своей жизни. Состоял законоучителем в мужском и женском народных училищах м. Единцы. В 1878 году нес обязанности члена правления при Единецком духовном училище. Некоторое время был на должности участкового попечителя о народной трезвости[42]. В 1889 году на 12 дней ездил в Киев – для поклонения[43].

В 1855 году награжден набедренником. В 1873 году получил синодальную фиолетовую скуфию, а в 1877 году, «за отличие по службе» пожалован синодальной фиолетовой камилавкой. В 1883 году награжден наперстным крестом. 6 мая 1899 года, «за службу по духовному ведомству и преподавание более тридцати лет Закона Божия в Единецком народном училищах» сопричислен к ордену Святой Анны 3-й степени. Имел также бронзовый крест «За Севастопольскую войну» и бронзовую медаль в память царствования императора Николая I, а также серебряную медаль – в память царствования императора Александра III-го[44].

Умер после продолжительной болезни 14 февраля 1901 года.

Жена: Мария Матвеевна. Их дети: Сергей – служил дьяконом в Белецком соборе.

Попович Матвей – из семьи духовного звания. Сверхштатный псаломщик при Архангело-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда (по данным на 1914 год не было в живых).

Жена: Параскева Григорьевна (1833 г.р.). Их дети: Ефросиния (1853 г.р.), Григорий (1858 г.р.), Петр (1863 г.р.), Яков (1865 г.р.)[45].

Радевич Иван Петрович (1800 г.р.) – сын священника села Романковцы Хотинского уезда, Петра Михайловича Радевича (1779 г.р.) и Анастасии Ивановны (1780 г.р.).18 июня 1828 года утвержден в должности пономаря при церкви села Романковцы. В 1833 году исключен из духовного звания и направлен в ссылку в Сибирь.

Радевич Петр Михайлович (1779 г.р.) – родился в семье царан села Романковцы Хотинской райи. 25 мая 1805 года, в Яссах, рукоположен во священники, и направлен служить при церкви села Романковцы. В 1812 году получил грамоту от митрополита Гавриила, подтверждающую право занимать должность священника при этой церкви.

Жена: Анастасия Ивановна (1780 г.р.). Их дети: Иоанн (1800 г.р.), Онуфрий (1805 г.р.), Мария (1809 г.р.) и Александр (1811 г.р.)[46],

Радомский Андрей Васильевич (1846–1928) – из семьи духовного звания. Получил образование в низшем отделении духовного училища. 8 ноября 1865 года определен пономарем к Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда. 15 февраля 1883 г., там же, утвержден псаломщиком. 21 октября 1910 г. рукоположен во диакона к той же церкви на псаломщической вакансии[47]. Умер 1 февраля 1928 года[48].

Жена: Стефанида Павловна (1848 г.р.). Их дети: Петр (01.01.1868 г.р.), Мария (02.08.1869 г.р.), Олимпиада (24.06.1871 г.р.), Григорий (25.01.1875 г.р.), Виктор (01.04.1879 г.р.), Василий (01.04.1881 г.р.), Екатерина (13.10.1883 г.р.)[49].

Радомский Василий Андреевич (1881 г.р.) — родился 1 апреля 1881 года, в селе Романковцы Хотинского уезда, в семье пономаря Андрея Васильевича Радомского (1846 – 1920) и Стефаниды Павловны (1848 г.р.)[50]. Учился в Кишиневской псаломщичьей школе. На службе с 1899 года. По данным на 1914 год – псаломщик при церкви села Сударки Сорокского уезда. С 1920 года служил псаломщиком при Михайловской церкви села Романковцы. В том же году, 15 мая уволен за штат[51].

Руснак Ф. – священник при Архангело-Михайловской церкви села Романковцы Сокирянского района Черновицкой области (по данным на 1949 год)[52].

Споялов Андрей Евфимович (1853 г.р.) – сын священника села Кетросы Сорокского уезда. В 1875 году окончил Кишиневскую духовную семинарию, и 15 сентября того же года определен, по прошению, псаломщиком к церкви села Молодово Хотинского уезда. 14 августа 1876 года перемещен на место псаломщика к Хотинскому Покровскому собору. 19 декабря 1876 года рукоположен в священника к Димитриевской церкви села Гвоздовцы, того же уезда[53]. 18 июня 1877 года перемещен к церкви села Тырнова Хотинского уезда[54]. 30 июля 1877 года утвержден законоучителем Тырновского министерского училища[55]. В 1879 году перемещен к церкви села Романковцы, того же уезда, где 6 октября того же года назначен законоучителем мужского и женского училищ. 19 марта 1881 года перемещен в село Негринцы Хотинского уезда. С 16 августа 1882 года служил священником в селе Коболчин. Отец-законоучитель Коболчинской церковно-приходской школы (по данным на 1896 год). 6 мая 1899 года награжден камилавкой от Святейшего Синода. В 1899 и 1904 гг. также был награжден наперсным крестом. В 1902 духовник 5-го округа Хотинского уезда. В 1903 году, согласно просьбе, уволен с должности депутата по 5-му округу Хотинского уезда.

По данным на 1896 год – вдовец.

Тишковский Иоанн Стефанович (1788 или 1793 г.р.) – родился в крестьянской семье в селе Романковцы Хотинского уезда. 13 июля 1819 года определен пономаре к церкви того же села. 1 апреля 1833 года рукоположен во священника в скит Варзарешть в Оргеевском уезде. 29 августа 1839 года перемещен к церкви села Салчи Сорокского уезда. В том же году по распоряжению Кишиневской консистории определен к Николаевской церкви села Кошмирка Низшая. В 1854 году вышел за штат.

Жена: Домникия (1799 г.р.) Их дети: Георгий (1835 г.р.), Феодосия (1832 г.р.).

Трофимов Дмитрий Константинович (1820 г.р.) – сын протоиерея. Окончил Кишиневскую духовную семинарию, в звании студента. 23 декабря 1845 года Высокопреосвященнейшим Иринархом, архиепископом Кишиневским и Хотинским рукоположен во диакона, а 24 декабря – во священника, к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда. 1 февраля 1846 года переведен к церкви Успения Богородицы села Васиян Оргеевского уезда[56].

Жена: Мария Тимофеевна (1827 г.р.). Дочь: Елизавета: (1846 г.р.).

Феринц Тимофей Павлович (1821–1891) – родился в семье священника села Кулишовки Хотинского уезда, Павла Стефановича Феринца (1776 г.р). 27 марта 1870 года, будучи священником Свято-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда, перемещен к Рождество-Богородичной церкви села Кулишовка. 14 января 1888 года перемещен на священническую вакансию к церкви села Ветрянка, того же уезда[57]. 19 мая 1888 года, согласно прошению, перемещен обратно на священническое место в Кулишовку, где скончался 2 октября 1891 года.

Фрусевич Петр – священник села Романковцы Хотинского уезда (по данным на 1860-е гг.). Умер в местечке Единцы.

В 1871 году Духовным Попечительством пособие за первую половину 1871 года выдано «священническим детям Фрусевичевым: Анне 3 р., Марии 3 р., и Софии 3 р.».

Шагановский Иван Григорьевич (1812 г.р.) – сын дьячка села Молодово Хотинского уезда, Григория Стефановича Шагановского (1751 г.р.) и Екатерины Васильевны (1770 г.р.). В 1833 году определен пономарем при церкви села Романковцы Хотинского уезда.

Щука Василий Георгиевич (1848 г.р.) – сын священника села Климоуц Сорокского уезда Георгия Ивановича Щуки (1820 г.р.) и Марии Георгиевны (1827 г.р.)[58]. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. В 1867 году рукоположен во священника к церкви селения Загайкан Ясского уезда. В 1868 году перемещен к Михайловской церкви села Скаяны Сорокского уезда[59]. Некоторое время состоял экономом Единецкого духовного училища[60], откуда 1 июня 1878 года перемещен на священническое место в с. Гриноуцы. 8 мая 1879 перемещен в село Романковцы Хотинского уезда[61]. В 1883 году будучи священником села Тырновой Сорокского уезда, награжден благословением епархиального начальства. В 1903 г. утвержден в должности духовника 2-го округа Сорокского уезда. В этом же году награжден орденом св. Анны 3 степени.

Священники Сокирянщины в с. Романковцы. 30-е годы ХХ в. Из архива В.В. Гандзия

_______________________________________

[1] Портарь (портар, портарий; portar) – начальник охраны столичного города, он же комендант города.

[2] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 8, 97–101.

[3] Карпенко Ю.О. Топонімія Буковини. – Київ: «Наукова думка», 1973. – С. 26.

[4] Мандзяк О.С. Стародавні церви Сокирянщини // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 2. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 196.

[5] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[6] Романчук Г. Освящение церкви в селе Романкоуцах, Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1895. – Год 28. — № 7. – С. 244 – 246.

[7] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1872. – № 8, 15-30 апреля. – С. 214.

[8] Сведения о движении и переменах в службе в епархиальном управлении // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1877. – № 21, 1–15 ноября. – С. 458.

[9] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1870. – № 2, 15-го января. – С. 13 – 14.

[10] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 6, 15–31 марта. – С. 119.

[11] Сведения о движении и переменах по службе в епархиальном управлении // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 7, 1–15 апреля. – С. 141 – 142.

[12] Шундрій М.М. Історія церкви села Ломачинці // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – 2011. – С. 123.

[13] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1892. – № 8, 15 апреля. – С. 117.

[14] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории для Свято-Михайловской церкви села Жаврен 1-го округа Оргеевского уезда, для записи о родившихся, браком сочетавшихся, и умерших, на 1905 год.

[15] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 450.

[16] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцатого дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения казенного селения Отак, состоящая при одно приходной Иоанно-Богословской церкви священно и церковнослужителях их женах и детях обоего пола. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[17] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[18] Сведения о движении и переменах по службе в епархиальном управлении // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 7, 1–15 апреля. – С. 141 – 142.

[19] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 10, 15–31 мая. – С. 172.

[20] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1888. – № 2, 15-31 января. – С. 50.

[21] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1892. — № 8, 15 апреля. – С. 117.

[22] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 463–464; Tomescu C.N. Diferite știri din arhiva consiliului eparhial Chișinău // Arhivele Basarabiei. Revistă de istorie şi geografie a Moldovei dintre Prut şi Nistru. – Chișinău: Tipografia Eparhiala «Cartea Româneasca», 1934. – Anul VI, № 4. – P. 360 – 361.

[23] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 466; Tomescu C.N. Diferite știri din arhiva consiliului eparhial Chișinău // Arhivele Basarabiei. Revistă de istorie şi geografie a Moldovei dintre Prut şi Nistru. – Chișinău: Tipografia Eparhiala «Cartea Româneasca», 1932. – Anul IV, № 4. – P. 294.

[24] Tomescu C.N. Diferite știri din arhiva consiliului eparhial Chișinău // Arhivele Basarabiei. Revistă de istorie şi geografie a Moldovei dintre Prut şi Nistru. – Chișinău: Tipografia Eparhiala «Cartea Româneasca», 1932. – Anul IV, № 4. – P. 294; Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 466.

[25] Ведомость о Свято-Николаевской церкве, 2-й округи Хотинского уезда, села Черлена Маре, за 1882 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 19, ед. хр. 31.

[26] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1892. — № 7, 1-го апреля. – С. 98.

[27] Ведомость о Свято-Николаевской церкве, 2-й округи Хотинского уезда, села Черлена Маре, за 1882 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 19, ед. хр. 31.

[28] Лашков Л. Памяти протоиерея Елефрерия Ивановича Кровецкого // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1890. – № 16, 15 августа. – С. 696 – 698.

[29] Дорук С. К годовщине смерти протоиерея Е.И. Кровецкого // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1891. — № 1-2, 1-15 января. – С. 40.

[30] Лашков Л. Памяти протоиерея Елефрерия Ивановича Кровецкого // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1890. – № 16. – С. 700.

[31] Вечная память почившим [Кушнирюк П. А., протоиерей, Черновицкая епархия] // Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1987. – №1. – С. 28-29.

[32] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцать второго дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Бырновы, принадлежащего помещику Георгию Васильеву Ботезату, о состоящих при двуприходной Димитревской церкви священно и церковнослужителях их женах и детях обоего пола. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[33] Лашков Л. Памяти протоиерея Елефрерия Ивановича Кровецкого // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1890. – № 16. – С. 700.

[34] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1931. – № 15-16. – P. 182.

[35] Ведомость о Свято-Димитриевской церкви селения Белоусовки, Хотинского уезда Кишиневской епархии и священно и церковнослужителях за 1896 год.

[36] Годовой отчет о наблюдении за законоучительством и духовно-нравственном воспитанием в земских и министерских училищах Бессарабской губернии. 1910/11 год. – Кишинев: Епархиальная типография, 1911. – С. 213.

[37] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[38] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1902. — № 7, 1 апреля. – С. 187.

[39] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[40] Ведомость о церкви Успения Божьей Матери села Сорокского уезда селения Наславча, за 1843 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, д. 20; Ведомость о Свято-Успенской церкви Сорокского уезда селения Наславчи, за 1853 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, д. 57; Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцать четвертого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Наславча двуприходной Усренской церкви, состоящей на имении помещика г. статского советника и кавалера Матфея Григориева Крупенского, о числе священно и церковнослужителях их женах и детях обоего пола. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[41] Ведомость о церкви Успенской Богородичной, Сорокского уезда, селения Наславча, принадлежащего помещику, статскому советнику Матфею Георгиеву Крупенскому, живущему в Хотинском уезде в селении Ломачинцах, 1840 года // Метрические книги церквей Сорокского уезда за 1840 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, д. 145, связка 11.

[42] Петика В. Надгробная речь, произнесенная у могилы священника Иакова Перетяткова // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1901. — № 7, 1 апреля. – С. 160 – 161.

[43] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1889. – № 13, 1-го июля. – С. 559.

[44] Цолихрони М. Священник местечка Единец, Хотинского уезда, Иоаков Перетятков (некролог) // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1901. — № 7, 1 апреля. – С. 157 – 160.

[45] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[46] Дело об исключении из духовного звания сыновей священника с. Романковец Хотинского уезда Радевича Онуфрия и Радевича Александра за нанесение побоев и словесных оскорблений жителю этого же села помещику Россети В. (28.09.1829-03.02.1831) (54). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 205, оп. 1, д. 6421.

[47] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[48] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1928. – № 5-6. – P. 42.

[49] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[50] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[51] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1920. – № 5. – P. 3.

[52] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 66.

[53] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1877. – № 3, 1–15 февраля. – С. 57.

[54] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1877. – № 19, 1–15 октября. – С. 433.

[55] Сведения о движении и переменах в службе в епархиальном управлении // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1877. – № 21, 1–15 ноября. – С. 458.

[56] Ведомость о церкви Успения Богородицы, Оргеевского уезда селения Васиян за 1847 год // Метрические книги церквей Оргеевского уезда за 1847 год. – Национальный архив Республики Молдова, ф. 211, оп. 5, д. 121, связка 73.

[57] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1888. – № 2, 15-31 января. – С. 51.

[58] Ведомость о Свято-Успенской церкви Сорокского уезда селения Климоуц, за 1853 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, д. 57.

[59] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1868. — № 1, 1 июля. – С. 8.

[60] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1877. – № 19, 1–15 октября. – С. 434.

[61] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 10, 15–31 мая. – С. 172.

Залиште свій коментар