Сокирянщина в творчестве Ивана Сергеевича Аксакова

Автор: admin

Иван Сергеевич Аксаков (1823 – 1886) — русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения, сторонник самодержавия и одновременно довольно яростный критик крепостничества и российского дворянства. В 1848 стал чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел и тотчас же выхлопотал себе командировку в Бессарабию для исследования тамошнего раскола.

Необходимость командировки была связана с участившимися сношениями заграничных старообрядцев с российскими раскольниками. Создание Белокриницкой иерархии (она же – Австрийская иерархия) в 1848 году и открытие претензии на объединение всех старообрядцев поповщинского толка под ее главенством, вынудили Российское правительство принять спешные меры по пресечению этих сношений. В Министерстве внутренних дел была создана специальная комиссия, по поручению которой И.С. Аксаков в октябре 1848 года был командирован в Бессарабию с секретным поручением под официальным предлогом ревизии сельских хлебных магазинов и еврейских училищ[1].

В ходе поездки по Бессарабии, и собирая материал о раскольниках, побывал во многих уголках этого края, провел беседы с рядом агентов, в том числе из самих старообрядцев, а также с простыми жителями. Его письма из Бессарабии, под час не уступают работам профессионального этнографа. Отображают быт, культуру и традиции разноплеменного населения – украинцев, молдаван и евреев.

В своей «Записке о бессарабских раскольниках» Аксаков утверждает: «Во исполнение возложенного на меня поручения собрать сведения о настоящем положении раскольничьих сел в Бессарабии, я объездил почти всю эту область…»[2]. Естественно в силу наших интересов возникает вопрос: побывал ли он на Сокирянщине, ведь здесь находятся старейшие старообрядческие села — Грубно и Белоусовка?

Типичное филипованское село. Дореволюционная картинка. Серетский округ

К сожалению, утвердительного ответа на этот вопрос не существует. Нам не известны какие-либо письменные источники, в которых был бы такой однозначный ответ. Не указывают на это и исследователи, которые изучали его доклад, например, Авксентий Стадницкий в статье «Записка И. С. Аксакова «О бессарабских раскольниках», которая была опубликована в 1889 году в Кишиневских епархиальных ведомостях[3]. Да и сам Аксаков нигде не указывает в своих письмах, что лично посещал указанные села. Так, например, находясь в ноябре 1848 года в Новоселице, он пишет в одном из своих писем к родным: «Отсюда отправляюсь разными проселками в Хотин, в Сороки, в Бельцы, в Оргеев, может быть даже загляну в Каменец-Подольский, который в двадцати верстах от Хотина, и потом назад в Кишинев»[4].

Как видим, ни о Грубно, ни о Белоусовке он не упоминает. Тем не менее, в «Записке о бессарабских раскольниках» Аксаков приводит некоторые данные об этих селах, которые могут представлять интерес при изучении истории и культуры Сокирянщины. Он пишет:

«Раскольничьи селения в Верхней Бессарабии, сколько я мог узнать, следующие: Грубно на земле помещика Маразли, Хотинского уезда, Романкоуцкой волости, верстах в 40-ка от Хотина, куда они приписаны мещанами. В Грубне более 150 семейств, занимающихся хлебопашеством и торговлею. Жители, как и вообще все русские, считаются в сравнении с царанами отличными хозяевами, подчиняя влиянию своего доброго духа и расторопности ума ленивых и беспечных молдаван[5]. Село их со всех сторон окружено густым лесом, имеет церковь, обращенную в часовню, и колокольню без колоколов, взамен которых употребляют они чугунное «било», то есть доску[6]. Между грубенскими раскольниками самые замечательные, как говорят, Василий Ребицкий и Фома Герасимов, впрочем, люди безукоризненного поведения во внешнем, полицейском смысле этого слова.

Белоусовка, другое селение Хотинского уезда, населено молдаванами и липованами[7] вместе…»[8].

Алексей Мандзяк

содержание картинок открывается при наведении на них курсора мыши


[1] Для И. Аксакова это было не последнее посещением Бессарабии. В 1855 году он в разгар Крымской войны поступил в ополчение, а именно в Серпуховскую дружину, находившуюся под начальством князя Гагарина и дошедшую до Бессарабии. Аксаков был казначеем дружины. При первых известиях о мире, в марте 1856 года, И. С. Аксаков вернулся в Москву.

[2] Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – С. 849.

[3] Стадницкий А. Записка И. С. Аксакова «О бессарабских раскольниках». – Кишинев, 1889. – № 10. – С. 445-460.

[4] Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Часть первая: учебные и служебные годы. – Т. 2.: Письма 1848 – 1851 годов. – Москва, 1888. – С. 50.

[5] Мнение Аксакова о ленивости молдаван субъективно, и не имеет ничего общего с реальностью. Молдаване всегда отличались большим трудолюбием. Причины предвзятости И. Аксакова к молдаванам и противоречивость его суждений рассмотрены в следующей статье: Стати В. «Папа рус, мама рус, а Иван – Молдаван». Молдавская этнонимика в произведениях русских авторов // Русин – Кишинев: Общественная ассоциация «Русь», 2007. — № 3 (9). – С. 15 – 35.

[6] Отсутствие колоколов было связано с вышедшим в ноябре 1840 г. императорским законом «О запрещении колокольного звона на раскольничьих часовнях». Поэтому старообрядцы пользовались билом.

[7] Липоване (Филипповцы, Филиппоны, Дунаки) — старообрядцы поповского направления и субэтническая группа русских. В среде носителей субэтнонима происхождение слова «липоване» имеет несколько вариантов. Вариант первый сводится к липовым основам икон. Не менее популярным является объяснение своего названия укрывательством от преследователей в липовых лесах. На Буковине происхождение этнонима «липоване» иногда выводят от липового леса, который рос вблизи с. Белая Криница, где был устроен первый старообрядческий монастырь. Еще одной версией этимологии в народной памяти является выведение имени от легендарного «генерала Липень». Более подробно об этих и других версиях происхождения названия «липоване» читайте в исследовании: Пригарин А.А. Отражение процессов формирования в исторической памяти группы русских старообрядцев на Дунае (окончание) // Гуманитарная мысль Юга России. – Краснодар, 2006. – С. 94 – 116.

[8] Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – С. 854.

Залиште свій коментар