Трипольские поселения Сокирянщины

Автор: admin

Трипольское этнокультурное сообщество – археологическая культура медного века, существовала в XXVIII-XXVI в. до н.э. Распространенная на территории лесостепной и частично степной полосы Правобережной Украины, Молдовы и Восточной Румынии[1], Трипольская культура изначально сложилась на территории современной области Молдова (край, включающий территорию современной Республики Молдова и западную часть Румынии) в процессе синтеза нескольких неолитических культур на рубеже V-IV тыс. до н.э. Вся дальнейшая история трипольских племен была связана с расселением по Правобережной Украинской лесостепи. Это было постепенное занятие свободных или слабо заселенных иноэтничным населением ближайших территорий, или имело характер волн, которые выливались на более отдаленные территории преимущественно из района Припрутья и Среднего Поднестровья[2].

Наплывы населения из этого региона были связаны, очевидно, с относительным перенаселением, которое периодически возникало в условиях экстенсивного первоначального производственного хозяйства, когда ресурсы соответствующего района были не способны обеспечить прожиточный минимум населения при существующем уровне производства. Это могло произойти при увеличении населения за счет естественного прироста, притока населения из других территорий, обеднения ресурсов вследствие естественных факторов (засуха, и т.п.). В этом случае излишняя часть коллектива должна была искать себе другую территорию, которая по естественным условиям обеспечивала бы традиционный образ жизни и хозяйственной деятельности. Относительно постепенного расселения на малые расстояния, то оно было связано с характером системы хозяйства, когда за какой-либо промежуток времени в ближайшем окружении поселения исчерпываются природные ресурсы (истощается земля, уничтожается лес, и т.п.), и оно переносится на новое, еще не затронутое место, двигаясь все дальше и дальше. Время существования поселения на одном месте определяется исследователями более менее однозначно и составляет около 50 лет, что соответствует периоду жизни двух поколений.

Уже в начале раннего этапа трипольцы постепенно расширяют свою этническую территорию восточнее. На фазе существования поселений Ларга (Кельменецкий район Черновицкой области)-Жижия, Флорешты (Молдова), Барнашивка (Муровано-Куриловецкий район Винницкой области) ее носители перешли Прут и вышли на Средний Днестр, а со временем на Южный Буг и в Буго-Днепровское междуречье. Оторвавшись от основного массива и потеряв в какой-то мере непосредственные связи с ним, эти племена навсегда сохранили некоторые традиции, которые сложились на раннем этапе, в частности в обрамлении посуды, преимущественно углубленным орнаментом.

Рис 2. Карта расспространения Трипольской культуры

Археологическим признаком перехода от раннего до среднего этапа развития трипольской культуры является появление в керамическом комплексе посуды, украшенной росписью. Вопрос происхождения росписи все еще остается дискуссионным. Считается, что она появляется под влиянием юго-западных соседей. В употребление роспись входила постепенно, но быстро стала преобладать у племен Припрутья и Поднестровья[3].

Наибольшие из поселений трипольской культуры насчитывали, в среднем, до 30-40 зданий и несколько десятков хозяйственных ям, занимая площадь, которая не превышала 2-4 га[4].

В начале среднего этапа в Попрутье и в Среднем Поднестровье, очевидно, сложилась сложная демографическая ситуация, которая обусловила необходимость расширения территории. В это время начинает заселяться северная часть Среднего Поднестровья, где распространилась группа населения, известная по памятникам Залещицкого типа. Позднее эта группа освоила и Верхнее Поднестровье. Просуществовали здесь трипольцы от середины среднего ( ВІ-ВІІ) до конца первой половины позднего (СІ) этапа, когда вынуждены были оставить этот район, наверное, в связи с распространением здесь племен культуры лейчастой посуды[5] .

В медном веке важной составной комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства было животноводство. Трипольцами выращивались все основные виды домашних животных: крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, кони. Тем не менее, их соотношение в стаде было тесно связано с локальными условиями. Установлено, что в период миграции трипольского населения возрастал удельный вес охоты, сокращалось поголовье свиней, но возрастало число мелкого рогатого скота. Со временем последний отходил на второй план. Такие циклические изменения происходили на всех этапах развития, в отдельных локальных вариантах — от Днестра до Днепра. Отмечены также региональные особенности: возрастная структура стада, по мнению палеозоологов, указывает на преобладание в Поднестровье мясного направления в трипольском животноводстве, а в южном Побужье — молочного[6].

Рис. 1. Карта памятников трипольськой культуры, выявленных Среднеднестровской экспедицией: I — поселения трипольской культури, II — поселения-мастерские; памятники: 1—3 — Волошково; 4 — Липчаны; Березівський хутір: 5 — зах. 48, 6 — зах. 39; ГЭС, правый берег: 7 —зах. 15, 12 — зах. 13, 13 — зах. 16; ГЭС, левый берег: 8 — зах. 12, 9 — зах. 11, 10 — зах. 10, 11 — зах. 9; 14 — ЛомачинцыВишневая, зах. 17, 15 — І і ІІ, зах. 18, 16 — зах. 19; 17, 18 — Барнашивка; 19 — Малый Берег, зах. 24; 20 — Калюс, зах. 26; 21 — Велыкый Берег, зах. 29; 22 — Галица, зах. 104; Непоротово: 23 — зах. 22, 24 — зах. 38, 25 — зах. 34; 26 — Михалково, пох. 50; Лоевцы: 27 — зах. 44, 28 — зах. 42; 29 — Михалково—Гришивский Яр, зах. 52; Кормань: 30 — зах. 56, 31 — зах. 58, 32 — зах. 4; 33 — зах. 83; 35 — зах. 79; Старая Ушица: 34 — зах. 54, 36 — зах. 71; Молодово: 37 — зах. 78, 38 — зах. 76; 39 — Шеин, зах. 75; 40 — Надднистрянка, зах. 80; 41 — Бакота, зах. 85; 42 — Теремцы, зах. 88; 43 — Студеница; 44 — Била Гора (Студеница); 45 — Нагоряны, зах. 103; 46 — Велыка Слободка, зах. 102; 47 — Велыка Слободка— Дубына, зах. 109; Вороновица: 48 — зах. 7, 49 — зах. 125; 50 — Сокил—Щовб, зах. 132; 51 — Сокил-Плантация, зах. 130; 52 — Слободка Малиновецкая, зах. 152; 53 — Берново—Малинки, зах. 144; 54 — Малынивцы, зах. 150; 55 — Оселивка, зах. 142; 56 — Дарабаны—Замчисько; 57 —Дарабаны—Вал, зах. 139; 58 — Бабшин, зах. 157; Исакивцы: 59 — зах. 165, 60 — зах. 162; 61 — Атаки; 62 — Бакота, зах. 3; 63 — Стара Ушиця, зах. 1

Дальнейшая судьба трипольцев сложилась, очевидно, по-разному. Во всяком случае, ощутимых их следов в последующих культурах эпохи ранней бронзы практически не осталось. Исчезновение с исторической арены усатовского населения (позднетрипольская археологическая культура конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э.) связывают с массовой инфильтрацией племен ямной культуры в Северо-Западное Причерноморье и ассимиляцией ими трипольцев. Некоторые же группы усатовцев понизовья Прута и Дуная влились в состав новых этнических образований бронзового века на территории Молдовы и Мунтении. Что касается других групп трипольского населения, то их исчезновение происходит с приходом носителей культуры шарообразных амфор, которые полностью перекрывают территорию, занятую в настоящее время трипольцами. Очевидно, последние бесследно растворились среди пришельцев, окончательно потеряв первичный вид культуры. Однако, не исключено, что потомки их вошли в состав населения культур ранней бронзы, в частности культуры Подкарпатской шнуровой керамики[7].

На территории Черновицкой области памятники трипольской культуры были выявлены в конце XIX в., т.е. еще до того, когда В.Хвойка официально объявил о ее открытии. За всю многолетнюю историю изучения данной культуры на Буковине и в черновицкой части Северной Бессарабии выявлено свыше 300 памятников трипольско-кукутенского сообщества.

Исследования Трипольской экспедиции в 1951-53 годах охватили и территорию Сокирянского (в пределах сел Волошково, Ожево, Ломачинцы, Непоротово, Кормань). Здесь исследовано свыше 130 трипольских поселений разных этапов. Большой научный интерес вызывают древние мастерские по обработке кремния в урочище Гайдамацкий Яр (окраина с. Волошково), урочище Щовб (с. Ожево) и др. Их открытие позволило осветить весь процесс изготовления кремневых орудий в Триполье и характер самой техники[8].

Большинство остатков поселений трипольской культуры на Сокирянщине выявлено в местностях, находящихся в непосредственной близости к Днестру. Это понятно, поскольку люди всегда старались быть ближе к крупным водным объектам. Но немало трипольских поселений находилось также и в более отдаленных от Днестра местностях. Сведения по поселениям собраны из разных источников.

Поселения трипольской культуры в селах над Днестром.

В селе Волошково – поселение «Волошково І» найдено в центре современного села, возле церкви. Второе поселение обнаружено в  урочище Горбы — за 2 км восточнее от села, на правом берегу реки Днестр.

В селе Раскопинцы Васильевского сельсовета, на юго-восток от села, в урочище Пески выявлены одно поселение трипольской культуры.

В селе Васильевка поселение среднего этапа было исследовано в середине 80-х годов В.Г.Збеновичем и В.А.Шумовой. Памятник расположен на правом берегу р. Коболча, возле ее впадения в Днестр. В связи с неудовлетворительным состоянием сохранности поселения (здесь проводились земляные работы) не удалось однозначно выяснить систему застройки. Из исследованных семи наземных глинобитных жилищ происходят около 200 тыс. фрагментов керамики, кремневые, каменные и костяные орудия труда, а также единственная зооморфная статуэтка[9].

В селе Ожево поселение трипольской культуры найдено в урочище Пасиешка — на юго-запад от села, на третьей террасе правого берега Днестра и в урочище Щовб — на север от села.  В ур. Щовб, при этом выявлено мастерскую по обработке кремения этапа Триполье СІ (Бурдо 2004, с. 381). [12]

В Ломачинцях к западу от села, на высоком мысу левого берега реки Каютин найдено поселения трипольской культуры «Ломачинцы І». На плато, возле городища — находки трипольской культуры «Ломачинцы ІІ». В урочище Гостра Скала — восточнее села, над Днестром выявлено еще одно поселение трипольской культуры. Также остатки поселения трипольской культуры есть в урочище Вишневая — за 3 км на северо-восток от села, на первой надлуговой террасе р. Днестр. Возле с. Ломачинцы найдены сработанные нуклеусы больших размеров. Вероятно, отбитые куски кремния и заготовки транспортировали к расположенным вблизи с. Ломачинцы поселениям от места добычи кремния, открытого в 1948 г. Трипольской (Днестровской) экспедицией под руководством Т.С. Пассек (Пассек 1961, с. 142). В ур. Плита выявлена мастерская по обработке кремния этапа Триполье С І (Бурда 2004, с. 381). Мастерская расположена на узком высоком мысу плато, ограниченному двумя глубокими оврагами. Площадь 200 на 170 м было покрыто большими глыбами кремня, обломками, сколами, відщепами, пластинами, испорченными заготовками для разных орудий (Черныш 1967, с. 60-67). [12]

Рис. 4. Кремневая индустрия: 1—7 — Ломачинцы—Вишневая ІІ; 8—15 — Михалково—Гришивский Яр; 16 — Непоротово

В селе Непоротово поселение трипольской культуры найдено в центре современного села, на второй террасе Днестра («Непоротово І»).  Второе поселение выявлено в урочище Дубова — за 2,5 км на северо-запад от села, на первой надлуговой террасе р. Днестр. Третье поселение когда-то находилось на юго-восток от села, на высоком мысу правого берега Днестра в урочище Галица. Там на территории городища найдено некоторые находки трипольской культуры.

В селе Михалково поселение трипольской культуры найдено за 2,5 км к западу от села на высоком правом берегу р. Днестр, в урочище Рищиницы. Особое внимание привлекает открытое в 1968 г. Среднеднестровской экспедицией поселение Триполье ВІ вблизи с. Михалково в урочище Гришинский Яр. Здесь выявлено около 10 распаханных площадей, на четырех из которых, расположенных над ручьем, были сосредоточены кремневые находки, в частности нуклеусы, отбойники, пластины, отщепления и орудия. Это наиболее древняя из известных в Триполье кремнеобробных мастерских на поселениях трипольской культуры, распространенных на этапе ВІІ. [12]

В селе Кормань в самом центре современного села — остатки поселения трипольской культуры. Следы другого трипольского поселения найдено на северной окраине села на краю первой террасы правого берега Днестра (поселение этапа А).

В Кулешовке к западу от села, в лесу, на мысу, в урочище Батырова Поляна — городище. Его площадка размерами 140×75 м отгорожена от поля двумя дугообразными валами. На площадке городища находки трипольской культуры. А в урочище Паланка — за 3 км на север от села, на высоком мысу правого берега р. Днестр, в лесу — городище. На территории городища выступают находки трипольской культуры.

В селе Молодово (которого на это время нет, вследствие затопления Днестровским водохранилищем) было выявлено аж 3 поселения трипольской культуры. Одно из них – в урочище Язык, на юг от села, на мысу правого берега Полыванового Яра. Второе поселение  — в урочище Копанка на правом берегу Полыванового Яра. В течение 1949-1951годов здесь проводились раскопки, во время которых установлено стратиграфическое залегание трех пластов трипольского периода, которые Т.С.Пассек датировала этапами ВІ (нижний пласт – Полыванив Яр III), ВІІ (средний пласт – Полыванив Яр ІІ), Y/I (верхний пласт — Полыванив Яр І). Материалы из данного поселения значительно расширили представление археологов относительно занятий тогдашнего населения, религиозных представлений, уточнили периодизацию. Кроме того, памятник важен еще и тем, что он является одним из древнейших оборонительных сооружений на территории Украины, поскольку располагался на высоком мысу, который с напольной стороны был укреплен оборонительным валом и рвом глубиной до 2 м[10].

Третье трипольское поселение в с. Молодово — на правом берегу Днестра, в урочище Селиський Яр.

Рис. 5. Кремневая индустрия: 1—3 — Шебутинцы; 4—5 — Кормань; 6—9 — Галица

В селе Шебутинцы поселение трипольской культура найдено в урочищах Батыровка  (укрепленное поселение), Кодри (укрепленное поселение), Балканы, Сокиры, Сухой Горб, а также в центре современного села — в Панском огороде, где находится школа. В последнем месте найден керамический кувшин (большой зерновик — в нем наверное держали зерно), высотой 60 см и диаметром вверху 62 см, без ручек, сверху к низу орнаментированный, датируется 4-м тысячелетием до нашей эры.

На территории шебутинских трипольских поселений найдено еще очень много других памятников трипольской культуры. Среди них – три фрагмента статуэток женщин (одна почти целая) высотой 8-10 см. В урочищах Сокиры, Балканы, Сухой Горб выкопано около 50-ти каменных топоров и остатки жилищ трипольцев, грузила от ткацкого станка, кремневые ножи, долота. А в урочище Батыровка есть система искусственных рвов и валов, которые окружали городище диаметром до 200 м. Еще одной уникальной находкой, как считают специалисты по центру археологических исследований Буковины, является найденный кремневый наральник, длина рабочей части которого составляет 42 см. По словам археологов, этот наральник – пока единственная на территории области находка такого типа, да и на территории Украины их всего несколько[11].

Трипольские археологические находки в Бессарабии

Поселение трипольской культуры в селах, отдаленных от Днестра.

В Романковцах одно поселение трипольской культуры находилось в урочище Кисельбас — за 2,5 км на северо-восток от села, на правом берегу Потока; второе поселение трипольцев  — в урочище Карлики, за 4 км на юг от села, на правом берегу Потока.

В селе Сербичаны одно поселение трипольской культуры – «Сербичаны І», которое найдено в центре современного села, возле школы. Второе поселение трипольской культуры выявлено за 1,5 км восточнее от села, на левом берегу Потока, возле прудов, в урочище Пылыпивский Став.

В селе Гвоздовцы одно поселение найдено в урочище Студена Крыниця, в 3 км на юг от села (кстати там было найдено также и остатки поселения черняховской культуры). Второе трипольское поселение выявлено в 3 км на юг от села, в урочище Гнила Ричка.

В селе Алексеевка (бывшие Мендикивцы) одно поселение трипольской культуры находилось когда-то на юго-запад от села в урочище Драдище, на берегу реки Драгиштэ. Второе поселение найдено за 3 км на юг от села, на мысу в урочище Зейдова Долина.

В г. Сокиряны поселение трипольской культуры выявлено в южной части современного города, на высоком мысу, на территории сада бывшего колхоза.

Автор подборки — О.Цвяхивский


[1] http://www.activerest.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&catid=18&id=29:2009-03-15-15-14-11

[2] Круц О. В. «Етапи і напрямки розселення племен трипільської культури». Вінницький обласний краєзнавчий музей. http://muzey.vn.ua/node/61

[3] Круц О. В. «Етапи і напрямки розселення племен трипільської культури». Вінницький обласний краєзнавчий музей. http://muzey.vn.ua/node/61

[4] В.П. Дудкін, М.Ю. Відейко «Археометричні дослідження Трипільської цивілізації», НДІПОД МКМ України, http://archaeology.kiev.ua/journal/010100/dudkin_videyko.htm

[5] Круц О. В. «Етапи і напрямки розселення племен трипільської культури». Вінницький обласний краєзнавчий музей. http://muzey.vn.ua/node/61

[6] В.П. Дудкін, М.Ю. Відейко «Археометричні дослідження Трипільської цивілізації», НДІПОД МКМ України, http://archaeology.kiev.ua/journal/010100/dudkin_videyko.htm

[7] Круц О. В. «Етапи і напрямки розселення племен трипільської культури». Вінницький обласний краєзнавчий музей. http://muzey.vn.ua/node/61

[8] Шманько О. Дослідження трипільської культури в межиріччі Верхнього Пруту і Середнього Дністра (кін. ХІХ – поч. ХХІ ст.) // Питання стародавньої та середньовічної історії, археології й етнології: Збірник наукових праць / Чернівецький національний університет імені Юрія Федьковича, кафедра етнології, античної та середньовічної історії. – Чернівці: Золоті литаври. 2006. – Том 2 (22). – С. 184-195 http://chernivtsi-history.cv.ua/istoriya-doslidzhennya/doslidzhennya-trypilskoji-kultury-v-mezhyrichchi-verkhnogo-prutu-i-serednogo-dnistra-kin-khikh-poch-khkhi-st

[9] Шманько О. Дослідження трипільської культури в межиріччі Верхнього Пруту і Середнього Дністра (кін. ХІХ – поч. ХХІ ст.) // Питання стародавньої та середньовічної історії, археології й етнології: Збірник наукових праць / Чернівецький національний університет імені Юрія Федьковича, кафедра етнології, античної та середньовічної історії. – Чернівці: Золоті литаври. 2006. – Том 2 (22). – С. 184-195  http://chernivtsi-history.cv.ua/istoriya-doslidzhennya/doslidzhennya-trypilskoji-kultury-v-mezhyrichchi-verkhnogo-prutu-i-serednogo-dnistra-kin-khikh-poch-khkhi-st

[10] Шманько О. Дослідження трипільської культури в межиріччі Верхнього Пруту і Середнього Дністра (кін. ХІХ – поч. ХХІ ст.) // Питання стародавньої та середньовічної історії, археології й етнології: Збірник наукових праць / Чернівецький національний університет імені Юрія Федьковича, кафедра етнології, античної та середньовічної історії. – Чернівці: Золоті литаври. 2006. – Том 2 (22). – С. 184-195 http://chernivtsi-history.cv.ua/istoriya-doslidzhennya/doslidzhennya-trypilskoji-kultury-v-mezhyrichchi-verkhnogo-prutu-i-serednogo-dnistra-kin-khikh-poch-khkhi-st

[11] http://bucov.narod.ru/new_kvt7.html

[12] Н.Б. Бурдо. Кременева індустрія пам’яток трипільської культури на середньому Дністрі (за матеріалами колекцій Наукових фондів із розвідок Середньодністровської експедиції 1964—1970 рр.) http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Archeology/2008_4/01.pdf

4 комментария на «Трипольские поселения Сокирянщины»

  1. Фил в 30.12.2010 at 3:22

    С Новым Годом Вас !
    Пусть принесет удачи и счастья !!!

  2. Ада в 30.12.2010 at 4:05

    Можно ли бесплатно тут статьи брать или нельзя ?

  3. admin в 30.12.2010 at 9:17

    Ада, можно с гиперссылкой

  4. Кир в 19.01.2011 at 4:55

    Материал классный. Правда жаль что фото мало.

Залиште свій коментар