Церковь села Михалково

Автор: admin

Алексей Мандзяк

Михалково – село в составе Михалковского сельского совета в Сокирянском районе Черновицкой области Украины. Впервые зафиксировано на карте французского инженера Гийома Ле Вассера де Боплана (Guillaume Le Vasseur de Beauplan) (ок.1595–1675), опубликованной в его картографическом труде «Delineatio specialis et accurata Ukrainae. Cum suis Palatinatibus ac Distictibq, Provincycq adiacentibus» («Специальный и подробный план Украины вместе с находящимися в ней воеводствами, округами и провинциями»), изданном в 1650 году в Данциге картографом Вильгельмом Гондиусом (Гондтом). В письменных источниках впервые упоминается в судебной грамоте господаря Молдавского княжества Георгия Гики от 5 марта 1659 года, которой он подтверждает Миронашке и его брату Георгию, и другим детям бывшего хотинского пыркалаба[1] Костантина Стырчи передачу села Рышинцы на Днестре, называемого Михалков, в Хотинском цинуте[2].

Историю Михалкова также связывают с селом Рышинцы (Рышчинци, Рышеница, Рышница, укр. Ришинці) – небольшой населенный пункт, который находился за 1,5-2 км на север от села Михалково, в пределах современного Ришинского Ярка, на берегу Днестра. Оно впервые упоминается в дарственной грамоте господаря Стефана II от 14 января 1447 (6955) года, данной боярину Шандро (Шендрику) на право владения селами Кулишовка, Рышчинцы, Дубовая, Непоротово, Вишневая, Ожево и Коболчин[3]. Согласно преданиям, в конце XVIII или начале XIX в. было сожжено турецкими янычарами, по другим данным это случилось в 1784 году[4]. В документах начала XIX ст. Рышинцы характеризуются как опустевшее поселение или малолюдный хутор. В ведомости о переписи Хотинского цинута 1817 года, в данных о селе Михалково написано следующее: «Есть и одно старое селище к северу от села, именуемое у жителей Рышеница»[5]. Впрочем поселение Рышинцы, хотя и изредка фиксируется вплоть до конца XIX столетия, что говорит о том, что несколько семей там все же проживало.

Первая известная нам церковь в селе Михалково, церковь Рождества Богородицы была построена в селе Михалково в 1590 году: «тщанием и иждивением прихожан»[6]. Находилась она неподалеку от Днестра в том месте, где ранее располагалось село Ришинцы. Во второй половине XVIII века, на ее месте была построена новая церковь – также Рождества Богородицы. Румынский историк церкви К.Н. Томеску (1890–1983), опираясь на доступные ему архивные документы датой строительства этой церкви указывал 1761 год[7]. По другим данным это случилось в 1776 году[8].

Согласно «Ведомости в молдавский диван от Хотинского цинута о числе в оном селений, в них дворов и людей» от 25 декабря 1772 года, при этой церкви служил один священник[9]. По данным ведомости о посемейной переписи населения Хотинской райи 1774 года, при этой же церкви служил также один священник – «поп Хрихор»[10]. Из переписи Хотинского уезда 1817 года, узнаем, что в то время при церкви служили один священник, один дьячок и один пономарь, а также в селе проживала вдова бывшего священника[11].

Церковь XVIII века Рождества Богородицы села Михалково была построена с дерева и покрыта соломой. По данным «формуляров» за 1812–1813 года: «построена «с древа доброго, не весьма ветхая и не малая; одежд и книг церковных довольно»[12]. По состоянию на 1824 год: «древа доброго, покрыта соломою»[13]. При церкви находилась деревянная колокольня, также покрытая соломой[14].

Местные крестьяне и помещики всегда беспокоились о своей церкви. В первой половине XIX века при финансовой поддержке помещика Матвея Крупенского (который постоянно проживал в соседнем селе Ломачинцы) в селе Михалково был построен дом для священников. В 1891 году Кишиневская духовная консистория в определении своем 18/24 октября, постановила: прихожанам церкви села Михалково и владелице дворянке Ольге Мондржицкой, за устройство на их средства в местной церкви нового иконостаса, объявить благодарностьЦерква Різдва Богородиці села Михалкове 6 епархиального начальства[15]. В 1898 году архипастырское благословение было преподано дворянке Елизавете Шиманской, за пожертвование на нужды церкви, деньгами и церковной утварью на сумму 50 рублей[16]. Тогда же совладелец Георгий Мондржицкий и дочь священника Домникия Полянская приложили усилия по украшению Михалковской церкви[17].

Ныне в селе действует каменная церковь, освященная также в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 2011 году в ней был произведен капитальный ремонт: полностью реставрировано внутреннее убранство церкви, восстановлены внешние стены здания, украшен по-новому алтарь, переоборудованы места для церковного хора, как детского так и взрослого. Руководством сельсовета совместно с общиной села проведено и установлено газовое отопление помещения. 21 сентября 2011 года отремонтированный храм был освящен епископом Хотинским и Бессарабским викарием Черновицкой епархии Мелетием[18]. Ежегодно 21 сентября в селе отмечается храмовый праздник и день села[19].

Священно- и церковнослужители

Афанасиев (Атанасиев) Григорий (1880–1940) – учился в Кишиневской школе псаломщиков. С 1898 года – пономарь, а с 18 декабря 1912 года – псаломщик при Иоанно-Богословской церкви села Молодово Хотинского уезда. Далее служил при церкви села Перковцы Хотинского уезда. 9 марта 1916 года перемещен на ту же должность, к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково, того же уезда. Далее служил при Единоверческой церкви села Грубна Хотинского уезда, где и умер 16 октября 1940 года[20].

Его жену звали Анна.

Батицкий Феофан Георгиевич (1841 г.р.) – родился 22 сентября 1841 года в селе Ломачинцы Хотинского уезда, в семье священника Георгия Федоровича Батицкого (1814 г.р.) и Ирины Феодосиевны (1821 г.р.). В 1863 году окончил Кишиневскую духовную семинарию, епископом Антонием рукоположен во священника и направлен к церкви Рождества Богородицы села Михалково Хотинского уезда. 23 февраля 1864 года, по прошению переведен к Свято-Николаевской церкви села Строинцы Хотинского уезда. 1 марта 1867 года перемещен к Свято-Георгиевской церкви местечка Новоселица Хотинского уезда[21]. В 1867-1868 года являлся законоучителем Новоселицкого народного училища.

Жена: Нюнила Федоровна (1847 г.р.). Их дети: Феодор (1873 г.р.), Георгий (1876 г.р.), Вадим (1881 г.р.), Виталий (1866 г.р.), Валентина (1868 г.р.), Клавдия (1871 г.р.), Елена (1882 г.р.).

Беднаревский Антон Васильевич (1789 г.р.) – сын священника села Непоротово Хотинской райи, Василия Беднаревского (1742–1814) и Елены (1756 г.р.). 30 октября 1816 года утвержден вторым дьячком при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского цинута[22].

Жену звали Анна (1793 г.р.), от нее был сын Иван (1818 г.р.).

Беднаревский Григорий Васильевич (1779 г.р.) – сын священника села Непоротово Хотинской райи, Василия Беднаревского (1742–1814) и Елены (1756 г.р.). 4 июля 1805 года рукоположен во священника к Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинской райи[23]. 30 июня 1819 года получил духовную грамоту от митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони)[24].

Был дважды женат. Первая жена: Пелагея Дущак (упомянута в 1814 г. и др.); вторая – Ирина (1785 г.р.), упомянута в документах 1822 года. Дети: Григорий (упомянут в 1814 г.), Елена (упомянута в 1814 г.)[25], Иван (1806 г.р.), Василий (1808 г.р.), Марфа (1821 г.р.)[26].

Беднаревский Евстафий Васильевич (1787 г.р.) – сын священника села Непоротово, Василия Беднаревского (1742–1814) и Елены (1756 г.р.)[27]. 30 октября 1816 года утвержден псаломщиком при церкви Рождества Богородицы села Михалково Хотинского цинута[28].

Жена: Анна Стефановна (1793 г.р.). Их дети: Иван (1822 г.р.), Михаил (1822 г.р.), Константин (1824 г.р.), Параскева (1830 г.р.), Любовь (1834 г.р.)[29].

Беднаревский Михаил Евстафиевич (1822–1850) – сын псаломщика села Михалково Хотинского уезда, Евстафия Васильевича Беднаревского (1787 г.р.) и Анны Стефановны (1793 г.р.). В 1840-х годах определен служить пономарем при Свято-Димитриевской церкви села Кормань Хотинского уезда. Там он погиб в 1850 году: «16-17 января. В Бессарабской области погибли тою же смертью [умерли от угара]: в Хотинском уезде – пономарь селения Кормань Михаил Беднаревский с дочерью Марией…»[30].

Бодю Иван – священник при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда (по данным на 1919 год). 1 ноября 1926 года переведен в село Дубна Сорокского уезда[31].

Вердиш Георгий Иустинович (? – 1922) – в 1897 году окончил Одесскую духовную семинарию (окончил курс по 2-му разряду). В том же году направлен на место священника при Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинского уезда. 19 октября 1897 года назначен законоучителем в местную школу. Далее перемещен в Тираспольский уезд. В 1900–1901 годах – священник при Михайловской церкви села Погребы, а далее — в Григориополе. Некоторое время был в должности благочинного.

Умер в 1922 году: «заразившись тифом после посещения больной родственницы. Похоронен он в ограде городского храма»[32].

Жена: дочь священника, Александра Васильевна Полянская (? – 1952), окончила епархиальное училище. У них было двенадцать детей: Виктор, Елена, Анатолий, Василий, Екатерина (1906 г.р.), Валентина, Сева, Сергей[33], Виталий (1904 г.р.).

Гербановский Адриан – из семьи духовного звания. В 1915 году окончил Кишиневскую духовную семинарию, и был направлен служить псаломщиком при церкви Рождества Богородицы села Михалково Хотинского уезда. В 1916 году рукоположен во священника, и 6 февраля, того же года, назначен на священническое место при церкви села Рынгач Хотинского уезда. 7 июля 1916 года перемещен к Архангело-Михайловской церкви села Балкоуцы-Низшие, того же уезда.

Грамчук Павел Мойсеевич (1843 г.р.) – из крестьян, сын Мойсея Романовича Грамчука (1817 г.р.) и Марии Семеновны (1823 г.р.)[34]. В 1892 году утвержден церковным старостой при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда, на первое трехлетие[35]. В 1895 году утвержден церковным старостой на второе трехлетие[36]. В 1898 году ему было преподано архипастырское благословение – за пожертвование в церковь облачения, церковной утвари и прочего на сумму 106 рублей 50 копеек[37].

Жерегий П.Ф.

Жерегий П.Ф.

Жерегий Петр Филиппович (1906–1977) – родился 14 декабря 1906 года в селе Корестоуцы Хотинского уезда (ныне в Окницком районе Республики Молдова), в семье исполняющего должность псаломщика (с 8 мая 1902 года[38]) при Свято-Васильевской церкви села Корестоуцы Хотинского уезда, Филиппа Николаевича Жерегия и жены его Софии Николаевны, венчанных первым браком. 2 января 1907 года крещен в церкви, где служил его отец, – восприемниками были местный священник Василий Михайлович Бырка (Быркэ) (1872–1965) и матушка Феодосия (Теодосия) Афанасьевна, а также псаломщик села Глиная Хотинского уезда Марк Федорович Гроссул[39].

В 1920 году окончил Кишиневскую духовную семинарию. Некоторое время служил дьячком при церкви села Лунга Сорокского уезда. С 1928 года состоял в браке с дочкой известного бессарабского священника М. Гербановского[40].

В 1929 году рукоположен во священника и направлен к церкви Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинского уезда. 1 июля 1930 года утвержден в должности.[41] В том же году начал учительствовать в местной «народной школе», которая располагалась в его доме. В воспоминаниях старожилов этого села, о. Петр более известный им как Жеряга, «человеком был грамотным, знал украинский, русский, латинский, немецкий и румынский языки».

Служил в селе Михалково при «первых румынах», «вторых румынах» (1941–1944 гг.) и во времена Советского Союза. Арестован 20 октября 1948 года. Особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР (ОСО МГБ СССР), осужден за антисоветскую агитацию, по статьям 54-10 ч. 2, 54-11 УК УССР, к 8-ми годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях[42].

Освободился в 1955 году. С 1956 года снова служил священником при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Сокирянского района Черновицкой области[43]. В 1973 году, 7 июля (24 июня), в день праздника Рождества Крестителя Господня Иоанна, награжден палицей. 25 декабря 1974 года реабилитирован Черновицким областным судом. Умер в 1977 году.

Зуграв Елисей Стефанович (1883 г.р.) – родился 12 марта 1882 года в семье псаломщика села Болдурешть 4-го округа Кишиневского уезда, Стефана Мануиловича Зуграва (1845 г.р.) и Замфиры Иоанновны (1851 г.р.)[44]. В 1905 году окончил Кишиневскую духовную семинарию, и был определен псаломщиком к Вознесенской церкви села Пуркары Аккерманского уезда. 26 января 1907 года назначен на священническое место к церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Волошково Хотинского уезда. 14 марта 1907 года отчислен от означенного прихода, как не явившийся в назначенный епархиальным начальством срок к рукоположению. Спустя некоторое время, 5 июля 1907 года назначен священником при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда. 15 октября 1910 года, согласно прошению, перемещен на место священника при Свято-Покровской церкви села Ярово 1-го округа Сорокского уезда.

Кирияк Георгий (1890–1924) – из семьи духовного звания. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. В 1919 году определен на место псаломщика к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда. 1 августа 1922 года перемещен к церкви села Росошаны Хотинского уезда[45]. Умер в 1924 году[46].

Ковбасюк Гавриил Васильевич (1888 г.р.) – из крестьян, образование начальное. После освобождения Сокирянщины от фашистских оккупантов, служил при Рождества-Богородичной церкви села Михалково. 20 октября 1948 года арестован. 26 февраля 1949 года, особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР (ОСО МГБ СССР), осужден за антисоветскую агитацию, по статьям 54-10 ч. 2, 54-11 УК УССР, к 5-ти годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ). Реабилитирован Черновицким областным судом 25 декабря 1974 года[47].

Козацкий (Козицкий) Яков Иванович (1791 г.р.) – сын священника, 25 июля 1818 года утвержден дьячком при церкви Рождества Богородицы села Михалково Хотинского цинута[48].

Жена: Анна Петровна (1795 г.р.). Их дети: Федор (1821 г.р.), Евдокия (1816 г.р.), Варвара (1818 г.р.), Григорий (1923 г.р.), Яков (1826 г.р.)[49].

Колачковский (Колочковский) Николай Иванович (1888 г.р.) – сын псаломщика села Долиняны, Ивана Николаевича Колачковского (27.01.1849 г.р.)[50] и Александры Еливфериевны (1860 г.р.). Окончил Кишиневскую духовную семинарию, и 27 октября 1912 года определен на место священника к Иоанно-Богословской церкви села Ветрянка Хотинского уезда. 22 ноября 1912 года перемещен к Рождества Пресвятой Богородицы церкви села Михалково Хотинского уезда. В 1919 году перемещен к церкви села Нелиповцы.

Кострицкий Афанасий Васильевич (1891 г.р.) – родился в колонии Нерушай Бессарабской губернии (ныне село в Татарбунарском районе Одесской области Украины). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 1 мая 1915 года определен псаломщиком к Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинского уезда. В дальнейшем служил священником в с. Хаджи-Курда – современное село Камышовка Измаильского района Одесской области Украины. 28 апреля 1941 года арестован сотрудниками УНКВД по Измаильской области. Его обвинили по ст.ст. 54-10 ч. 1 и 54-13 УК УССР, в том, что он «был активным членом контрреволюционной фашистской партии кузистов, имел тесную связь с руководством Измаильской уездной организации Руссу и Мунтяну. В 1937 по заданию Мунтяну принял руководство местной организацией партии в селе Хаджи-Курда. Вел контрреволюционную пропаганду в церкви и агитацию против Советского Союза. После установления советской власти проводил антисоветскую работу, направленную на срыв мероприятий партии и правительства в селе. Подстрекал женщин села к открытому выступлению против членов сельсовета с целью их устранения. Высказывал пожелания поражения СССР в возможной войне с Германией …»[51].

В начале войны вместе с другими заключенными Измаильской тюрьмы его направили в Свердловскую область и удерживали в тюрьме № 2 села Нижняя-Тура. В обвинительном заключении от 15 января 1942 года следователь НКВД предлагал расстрелять «попа-кузиста». Однако Особое совещание при НКВД СССР 12 марта 1942 года постановило за участие в контрреволюционной партии заключить А.В. Кострицкого и направить в исправительно-трудовые лагеря на 10 лет. Отбывал срок заключения в Ивдельском лагере НКВД (Свердловская область)[52].

Кровецкий Иоанн – псаломщик при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково 3-го округа Хотинского уезда (по данным на 1897 год)[53].

Мойсеев (Мойсенко) Павел (1903 г.р.) – окончил Кишиневскую духовную семинарию. С 1922 года служил псаломщиком при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда[54].

Остапов И.В.

Остапов И.В.

Остапов Иоанн Васильевич (1880 г.р.) – в 1901 году окончил Кишиневскую духовную семинарию. 13 марта 1902 году рукоположен во священника к церкви Рождества Богородицы села Михалково Хотинского уезда[55]. 16 мая 1907 года, согласно прошению, перемещен к церкви села Гинькоуцы, того же уезда. В том же году, 1 ноября назначен законоучителем местного народного училища. 18 сентября 1912 года, согласно прошению, перемещен к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы Хотинского уезда и назначен законоучителем в местном министерском даухклассном училище.

Жена: Екатерина Михайловна Онуфриевич (27.10.1883 г.р.) – дочь священника Михаила Федоровича Онуфриевича (1860 г.р.) и Варвары Васильевны (1858 г.р.). Училась в Кишиневском епархиальном женском училище. Их дети: Татьяна (07.01.1904 г.р.), Лидия (05.02.1905 г.р.), Леонид (14.05.1906 г.р.), Виктор (14.02.1911 г.р.), Александр (06.04.1914 г.р.)[56].

Павловский Иоанн – некоторое время числился сверхштатным псаломщиком при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда 25 августа 1903 года утвержден штатным псаломщиком к той же церкви[57].

Полянский Иоанн Савович (1860–1926) – родился в селе Пригородок Хотинского уезда, сын псаломщика Савы (Савина) Николаевича Полянского. В 1882 году окончил курс Кишиневской духовной семинарии. 15 июня 1882 года определен на место штатного псаломщика к Свято-Успенской церкви местечка Рышкановка Белецкого уезда. В том же году, 1 декабря, перемещен к Свято-Покровскому собору города Хотин. 9 марта 1884 года рукоположен во диакона, а 11 марта рукоположен во священника к Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинского уезда[58]. 17 мая 1887 года, согласно прошению, перемещен на место священника при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы, того же уезда[59]. 1октября 1903 года назначен законоучителем в местную земскую школу. В 1906-1910 гг. исполнял обязанности окружного Строительного комитета. Далее служил при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кулишовка Хотинского уезда[60], где умер 4 октября 1926 года[61].

Вел активную просветительскую деятельность среди населения. Известно, что присоединил к православию несколько иудеев и римо-католиков. Некоторые из этих случаев были освещены в «Кишиневских епархиальных ведомостях», как например, следующий: «Присоединены к православной вере: 5 сентября [1887 г.] священником села Шобутинец, 3-го округа Хотинского уезда, Иоанном Полянским – мещанка девица Михайлина Иосифова Боруцкая – римско-католического вероисповедания, имеющая от роду 18 лет, и наречена Ефросинией»[62].

В 1893 награжден набедренником, в 1898 годах – фиолетовой скуфьей, в 1908 году – камилавкой, а в 1913 году – золотым наперсным крестом.

Жена: Татьяна Васильевна (1862 г.р.). Их дети: Елена (09.05.1886 г.р.) и Евгения (20.01.1890 г.р.)[63].

Попович Василий Иванович (1820–1915) – сын священника. Учился в Кишиневском духовном училище. С 3 января 1846 года служил дьячком при Ильинской церкви г. Кишинева. 20 января 1847 года рукоположен во диакона к Иоанно-Богословской церкви села Малинец Хотинского уезда. В том же году переведен к церкви села Бырнова Сорокского уезда. В 1849 году рукоположен во священника к той же церкви[64]. По данным на 1868 год, служил при церкви села Михалашаны. В этом же году «по вниманию к усердной пастырской заботливости и благолепии вверенного ему храма Божьего благословлен Его Высокопреосвященством употреблять при богослужении знак церковного отличия набедренник». 23 мая 1880 года за штатный священник села Росошаны Хотинского уезда Василий Попович определен в число братства Фрумошского монастыря. В дальнейшем служил священником в разных приходах Бессарабии. 27 августа 1887 года священник села Мегурель Ясского уезда Василий Попович перемещен на священническую вакансию при церкви Рождества Богородицы села Михалково, 3-го округа Хотинского уезда[65]. В 1895 году был перемещен на место священника в село Перебийковцы того же уезда, но уже 16 мая того же года был возвращен обратно в Михалково[66]. 21 января 1897 года перемещен на священническое место к церкви села Городище Кишиневского уезда[67]. Умер 29 октября 1915 года в селе Бадичаны Сорокского уезда.

Жена: Мария Константиновна (1825 г.р.). Их дети: Иоанн (1845 г.р.) и Мария (1850 г.р.).

Преображенский Дмитрий (1872–1930) – законоучитель женской учительской семинарии. 25 октября 1916 года назначен сверх штата к церкви Кишиневской 2-ой гимназии. 15 сентября 1919 года назначен временно исполняющим должность священника при Свято-Михайловской церкви села Сербичаны Хотинского уезда[68]. Далее некоторое время служил при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково, откуда 1 мая 1922 года возвращен к церкви с. Сербичаны[69]. В том же году награжден титулом протоиерея[70]. Упомянут в справочнике «Адресный календарь всей Румынии» на 1924–1925 гг.[71]. 1 февраля 1930 года освобожден от должности[72]. Умер 12 марта 1930 года[73].

Равловский Иван Михайлович (? – 1915) – сын дьячка села Михалково Хотинского уезда. Служил при церкви Рождества Богородицы того же села. 31 декабря 1910 года, «за 50-летнюю службу Церкви Божией» награжден золотой шейной медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте[74]. Умер 1 марта 1915 года.

Равловский Михаил – указной дьячок при церкви Рождества Богородицы села Михалково Хотинского уезда (по данным на 1870–1872 года). В 1871 году получал пособие от Духовного попечительства Кишиневской епархии[75].

Радевич Григорий (1762 г.р.) – церковный староста при церкви Рождества Богородицы села Михалково Хотинского цинута (по данным на 1822 год)[76].

Его дети: Григорий (1799 г.р.), Яков (1809 г.р.) и Ирина (1797 г.р.).

Сварчевский П. – священник при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалкова Хотинского уезда (по данным на 1827–1830 гг.). Отстранен и лишен сана из-за обвинения в краже ульев[77].

Стопневич Дмитрий (ор. 1894 г.р.) – окончил духовную семинарию. С 1916 года служил священником при Свято-Михайловской церкви села Рэчула 5-го округа Оргеевского уезда. Далее перемещен к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда. 15 ноября 1921 года возвращен обратно к церкви села Рэчула[78].

Холдевич М.И.

Холдевич М.И.

Холдевич Михаил Иванович (1877 г.р.) – сын священника. В 1892 году окончил Единецкое духовное училище (по другим данным – Кишиневское духовное училище), а затем, в 1899 году – Кишиневскую духовную семинарию. С 16 августа 1899 года служил при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда[79]. 12 февраля 1902 года определен на место священника при Свято-Димитриевской церкви села Гвоздовцы, того же уезда[80]. В 1913 году некоторое время не служил в Гвоздовцах. 9 февраля был перемещен к церкви села Русяны Хотинского уезда, но уже 9 марта вернулся к исполнению священнических обязанностей в приходе села Гвоздовцы. Удостаивался благодарности со стороны епархиального начальства. В 1904 году ему было преподано Архипастырское благословение. В 1906 году утвержден членом благочинного совета 5-го округа Хотинского уезда. В 1911 году ко дню Святой Пасхи Его Преосвященством, Преосвященнейшим епископом Серафимом был награжден скуфьей. В 1911 году был внесен в список священников, утвержденных в заседаниях Кишиневского Епархиального Миссионерского совета в должности окружного помощника Епархиального миссионера. 5 мая 1914 года он принял участие в собрании пастырей и избранных мирян 5-го благотворного округа и уезда для подготовки мероприятий по борьбе с народной нетрезвостью, которое происходило в селе Чепелиуцах Хотинского уезда. В 1919 году принимал участие в Хотинском восстании.

Жену священника Холдевича звали Надежда Николаевна (1880 г.р.), от которой он имел сына Михаила (1902 г.р.) и двух дочерей – Элеонора (1900 г.р.) и Лидия (1905 г.р.).

Хрихор (Григор) – священник при церкви Рождества Богородицы села Михалково Хотинской райи, согласно данным из ведомостей о посемейной переписи населения Хотинского цинута Молдавского княжества, составленных в 1774 году[81].

Могилы в церковном дворе

Могилы в церковном дворе

Числаш Иван (он же Казьков, Казько) (1774–1844) – церковный староста при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда (по данным на 1835 год).

Жена: Евдокия (1782 г.р.). Их дети: Василий Казьков (1799 г.р.), Михаил Казько (1814 г.р.), Елена (1819 г.р.), Тодор (1820 г.р.), Онуфрий (1826 г.р.)[82].

Щефырца Георгий – из семьи духовного звания, священник. Служил священником при церкви Татаровка Старая Сорокского уезда. 1 ноября 1926 года перемещен служить при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда[83]. 1 июля 1930 года перемещен к церкви села Лунга Сорокского уезда[84].

Япа-Скурта Георгий Иванович (1827 г.р.) – сын пономаря Иоанна Петровича Япа-Скурты (1793 г.р.) и Елены Георгиевны (1792 г.р.). Получил домашнее образование. 1 апреля 1850 года Высокопреосвященным Иринархом архиепископом Кишиневским и Хотинским посвящен в стихарь дьячком к Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинского уезда. 27 марта 1852 года рукоположен во диакона к той же церкви, на дьячковском окладе. 24 апреля 1852 года, согласно прошению, перемещен к Архангело-Михайловской церкви села Трайстен Сорокского уезда, где до этого служил его отец (вышел за штат 24 августа 1852 года).

Жена: Екатерина Стефановна (1833 г.р.).

____________________________________________

[1] Пыркалаб (пыркэлаб; от венгер. порколаб — военачальник) – начальник крепости, уполномоченный руководить городом, цинутом. Обладал военными, финансовыми, административными и судебными полномочиями. В некоторых цинутах Молдавского княжества он назывался еще и старостой (например в Черновцах). В Хотине, где находилась одна из наиболее важных крепостей было два пыркалаба, о чем свидетельствует Дмитрий Кантемир.

[2] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 6, 282 – 286.

[3] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 55 – 59.

[4] Чорний О., Мандзяк О. Не загубились села у віках: Дослідження, знахідки, відкриття / Олександр Чорний, Олексій Мандзяк. – Чернівці: «Друк Арт», 2014. – С. 218.

[5] Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 года. – Обработал по официальным данным И.Н. Халиппа // Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. – Том III. – Кишинев: Типо-Липография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 15.

[6] Ведомость о Рождество-Богородичной церкви селения Михалкова Хотинского уезда, за 1832 год.

[7] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcăt. după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chișinău: Tip. Eparhială, 1922. – P. 113; Iorga N. Guide historique de la Roumanie: partie descriptive. – Paris : Librairie J. Gamber ; Bucarest : Librairie Pavel Suru, 1928. – P. 137.

[8] Халиппа И.Н. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812–13 гг. // Труды Бессарабской губернской архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев: Типо-Литография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 261.

[9] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 433.

[10] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 452 – 453.

[11] Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 года. – Обработал по официальным данным И.Н. Халиппа // Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. – Том III.. – Кишинев: Типо-Липография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 15.

[12] Халиппа И.Н. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812–13 гг. // Труды Бессарабской губернской архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев: Типо-Литография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 261; Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 498.

[13] Формулярная ведомость о священно и церковнослужителях и их мужеского пола детях, находящихся в селении Михалков, Рождество-Богородичной церкви Хотинского цинута, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[14] Ведомость о Рождество-Богородичной церкви селения Михалкова Хотинского уезда, за 1832 год.

[15] Благодарность епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1891. – № 22, 15 ноября. – С. 336.

[16] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1898. — № 20, 15 октября. – С. 355.

[17] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1898. — № 20, 15 октября. – С. 355.

[18] Михалкове. Духовність. 

[19]Михалкове (Сокирянський район). Місцеві свята та визначні події.

[20] Biserica Basarabeană: Organul Eparhiei Hotinului. – Bălţi: Tipografia Eparhială, 1942. – Anul 1, № 7, Decemvrie. – P. 452.

[21] Ведомость о Свято-Георгиевской церкви 2-го округа Хотинского уезда местечка Новоселицы, за 1882 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 19, ед. хр. 31.

[22] Формулярная ведомость о священно и церковнослужителях и их мужеска пола детях, находящихся в селении Михалкове, Рождества Богородичной церкви Хотинского цинута, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[23] Ведомость о Рождество-Богородичной церкви селения Михалкова Хотинского уезда, за 1832 год.

[24] Формулярная ведомость о священно и церковнослужителях и их мужеска пола детях, находящихся в селении Михалкове, Рождества Богородичной церкви Хотинского цинута, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[25] Книга метричная Кишиневской и Хотинской епархии, Хотинского цинута села Михалкова Свято Рождественско Богородичной приходской церкви о родившихся, браком сочетавшихся и умерших, за 1814 год, января 6-го дня .

[26] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута села Михалкова, Рождество Богородичной церкви о находящихся прихожанах, кто из них во святую Четыредесятницу был у исповеди и Святого причастия, и кто исповедовался токмо, а не причастился и за каким винословием, за 1822 год.

[27] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута села Михалкова, Рождество Богородичной церкви о находящихся прихожанах, кто из них во святую Четыредесятницу был у исповеди и Святого причастия, и кто исповедовался токмо, а не причастился и за каким винословием, за 1822 год.

[28] Формулярная ведомость о священно и церковнослужителях и их мужеска пола детях, находящихся в селении Михалкове, Рождества Богородичной церкви Хотинского цинута, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[29] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцать четвертого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Михалкова, одноприходной Рождество Богородичной церкви, состоящей на имении помещика г. статского советника и кавалера Матвея Григориева Крупенского, о числе наличном священно – церковнослужителях их женах и их мужеска и женска пола детях // Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[30] Смесь. Умершие от угара // Журнал Министерства внутренних дел. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1850. – № 2. – С. 458.

[31] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 19-20. – P. 201.

[32] Буравчук Г.Л. Записки провинциала (Заметки, эссе). – [Б.г.]. – С. 24.

[33] Буравчук Г.Л. Записки провинциала (Заметки, эссе). – [Б.г.]. – С. 24. … Автор записок — Георгий Леонидович Буравчук (1946 – 2006) – внук Георгия Иустиновича Вердиша, поэт и писатель.

[34] Ревизская сказка тысяча восемьсот пятидесятого года, октября двадцать пятого числа, Бессарабской области Хотинского уезда, селения Михалково, принадлежащего отставному штабс-ротмистру Комару, о состоящих мужеска и женска пола царанах.

[35] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1892. – № 8, 15 апреля. – С. 119.

[36] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1895. – № 22, 15 ноября. – С. 453.

[37] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1898. — № 20, 15 октября. – С. 355.

[38] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1902. — № 10. – С. 275.

[39] Метрическая книга, данная из Кишиневской духовной консистории для Свято-Васильевской церкви с. Корестоуц 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1907 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 19, д. 70.

[40] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 347.

[41] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1930. – № 14. – P. 151.

[42] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 477.

[43] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 347.

[44] Метрическая книга, дання из Кишиневской духовной консистории в Свято-Николаевскую церковь села Болдурешт 4 округа Кишиневского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и о умерших, на 1882 год; Сведения о количестве исповедавшихся церковнослужителей по Кишиневской епархии в посты 1895 года. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 208, оп. 6, д. 1185, связка 31.

[45] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1922. – № 16. – P. 2.

[46] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1924. – № 11. – P. 4.

[47] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 477.

[48] Формулярная ведомость о священно и церковнослужителях и их мужеска пола детях, находящихся в селении Михалкове, Рождества Богородичной церкви Хотинского цинута, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[49] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцать четвертого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Михалкова, одноприходной Рождество Богородичной церкви, состоящей на имении помещика г. статского советника и кавалера Матвея Григориева Крупенского, о числе наличном священно – церковнослужителях их женах и их мужеска и женска пола детях // Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[50] Список лиц священно- церковнослужителей 20-го Благочиннического округа Хотинского уезда бывших и не бывших у исповеди во все посты в продолжении1895 года // Сведения о количестве исповедавшихся церковнослужителей по Кишиневской епархии в посты 1895 года. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 208, оп. 6, д. 1185, связка 31.

[51] Михайлуца М.І. Репресії духовенства на Одещині у 1940-1945 рр. (на матеріалах архіву УСБУ в Одеській області) // Історія України. Маловідомі імена, події, факти: збірник наукових статтей. Вип. 34. – Київ, 2007. – С. 357 – 358; Михайлуца М. Здійснення органами ДПУ–НКВС України репресій проти Православної церкви на Одещині (1930-ті – 1940-ві рр.) // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Науковий і документальний журнал. – Київ: Видавництво НПУ ім. Драгоманова, 2004. – № 1/2 (22/23). – С. 438.

[52] Михайлуца М. Здійснення органами ДПУ–НКВС України репресій проти Православної церкви на Одещині (1930-ті –1940-ві рр.) // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Науковий і документальний журнал. – Київ: Видавництво НПУ ім. Драгоманова, 2004. – № 1/2 (22/23). – С. 438 – 439; Михайлуца М.І. Релігійна політика румунської окупаційної влади в Південній Бессарабії і Трансністрії (кінець 1930-х — 1944 рр.). – Одеса: Optimum, 2006. – С. 43 – 44.

[53] Ведомость священно- церковнослужителей 3-го округа Хотинского уезда, исповедавшихся во все четыре посты 1897 года // Сведения о количестве исповедавшихся церковнослужителей по Кишиневской епархии за 1897 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 208, оп. 6, д. 1373, связка 36.

[54] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1922. – № 16. – P. 1.

[55] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1902. — № 7, 1 апреля. – С. 187.

[56] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 3 округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Романкоуцах, за 1914 год.

[57] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1903. — № 20, 15 октября. – С. 560.

[58] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[59] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1887. — № 11, 1-15 июня. – С. 395.

[60] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 1-2, 15 Ianuarie — 15 Februarie – P. 14.

[61] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 17-18. – P. 184.

[62] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1887. — № 20. – С. 763.

[63] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[64] Ведомость о Свято-Николаевской церкви Сорокского уезда селения Бырновы, за 1851 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, ед. хр. 49, связка 49.

[65] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1887. – № 17, 1-15-го сентября. – С. 646.

[66] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1895. – № 11, 1 июня. – С. 131.

[67] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1897. – № 3, 1 февраля. – С. 25.

[68] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1919. – № 17-18. – P. 2.

[69] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1922. – № 11. – P. 2; Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia): ed. oficială / alcăt. după date oficiale de C. N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chișinau.: Tip. Eparhială, 1922. – P. 127.

[70] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1922. – № 11. – P. 4.

[71] Anuarul «Socec» al României-Mari: 1924 — 1925. – V. II: Provincia. – Bucuresti: Editura «Socec & Co». Soc. Anon., 1925. – P. 147.

[72] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1930. – № 5-6. – P. 52.

[73] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1930. – № 7. – P. 80.

[74] Церковные ведомости. – Санкт-Петербург, 1911. — № 3. – С. 6.

[75] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1871. — № 22, 15-30 ноября. – С. 530.

[76] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута села Михалкова, Рождество Богородичной церкви о находящихся прихожанах, кто из них во святую Четыредесятницу был у исповеди и Святого причастия, и кто исповедовался токмо, а не причастился и за каким винословием, за 1822 год.

[77] Дело о лишении священника церкви села Михалково Хотинского уезда Сваричевского П. священнического сана за кражу ульев (11.06.1827 – 24.10.1830) – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 205, оп. 1; Дело по рассмотрению жалобы священника с. Михалкова Хотинского уезда Сваричевского П. на Комиссара Хотинского земского исправничества Павлова о нанесении ему словесных оскорблений и побоев (17.03.1828). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 205, оп. 1.

[78] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1921. – № 11-12. – P. 3.

[79] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1899. – № 17, 1 сентября. – С. 482.

[80] Распоряжения епархиального начальства // Кишинёвские Епархиальные Ведомости. Еженедельное издание. – Кишинев, 1902. — № 5, 1 марта. – С. 125.

[81] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 452 – 453.

[82] Ревизская сказка 1835 года апреля месяца 28 дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Михалкова, помещика статского советника Матвея Егоровича Крупенского, о состоящих мужеска и женска пола царанах.

[83] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 19-20. – P. 201.

[84] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1930. – № 14. – P. 151.

Залиште свій коментар