Церковь села Окница

Автор: admin

Алексей Мандзяк

 

Окница (рум. Ocniţa) – село и административный центр одноименной коммуны Окницкого района Республики Молдова, которое расположено на расстоянии 6 км от одноименного города Окница. Один из древнейших населенных пунктов Северной Молдовы. Первое письменное упоминание об Окнице, известное в настоящее время, датируется 15 июня 1431 года[1].

История этого села, соседнего с Сокирянским районом Черновицкой области Украины, на протяжении многих столетий теснейшим образом связана с историей Сокирянщины, о чем свидетельствуют многочисленные исторические документы. Налаживались добрососедские связи между селами. С помощью браков возникали тесные связи на уровне семей Окниці и ряда сел Сокирянщины. В метрических книгах Архангело-Михайловской церкви села Окница XIX-XX ст. встречается большое количество записей об уроженцах многочисленных сел современной Сокирянщины – о крещении детей, о бракосочетании и отпевании. В свою очередь, то же самое касается и метрических книг и исповедных росписей церквей ряда сел современной Сокирянщины, в которых выявленные записи о жителях села Окница.

Непременной частью жизни жителей Окницы на протяжении многих столетий было православие. Но, когда именно была построена первая православная церковь в этом сели, к сожалению, нам не известно. Первые же известные сведения о существовании православного христианского храма в этом сели относятся к XVIII столетию. Тогда в селе действовала церковь которая была освящена в честь Святых Архангелов Михаила и Гавриила. Согласно «Сведениям в Молдавский Диван от Хотинского цинута о числе в нем поселков, в них дворов и людей» от 25 декабря 1772 года, при этой церкви служил один священник[2]. По сведениям похозяйственной переписи населения Хотинской райи 1774 года, при этой же церкви служил священник Петр и дьяк Ян.[3]

По состоянию на 1812 год Архангело-Михайловская церковь села Окница «построенная из дерева посредственного; одеждой и книгами церковными бедная»[4]. К тому времени, по штату при церкви должны были служить один священник и один дьяк. На самом деле их было больше. Так, из переписи Хотинского уезда 1817 года узнаем, что тогда при церкви служили два священники, один дьячок и один пономарь[5].

В 1814 году священники Николай Цопа и дьячок Николай Маркоч вместе с местными прихожанами начали собирать деньги на строительство новой церкви. В 1819 году строительство было закончено – старую церковь разобрали, а новую освятили как и бывшую в честь Святых Архангелов Михаила и Гавриила[6]. По состоянию на 1837 год она выглядела таким образом:

«1. Построена 1819-го года старанием священников и прихожан.

  1. Здание деревянное, покрыта гонтом[7] с такой же колокольней, крепкая.
  2. Престол в ней один холодный во имя Михаила.
  3. Начинкою достаточная.
  4. Причта наличия находится: священников два, дьяков два и пономарь один.
  5. Земли при этой церкви в отводе не имеется. Священно- и церковнослужители пользуются количеством пахотного и сенокосного поля отпущенного от помещика 27 фальчей[8].
  6. Дома у священно- и церковнослужителей собственные деревянные, на помещичьей земле.
  7. На содержание священно- и церковнослужителей жалованья ни откуда не поступает, содержание достаточное.
  8. Зданий принадлежащих этой церкви нет.
  9. Расстоянием церковь от Консистории в 203, от старшего благочинного в 24 и от частного благочинного в 6 верстах.
  10. Ближайшие к этой церкви сущестуют в поселках Липник Архангело-Михайловская в 4-х и Михалашанах Архангело-Михайловская в 6 вёрстах.
  11. Приписной к этой церкви нет.
  12. Домовой церкви в этом приходе нет.
  13. Описание церковного имущества сделано 1819 года, скреплено и утверждено печатью протоиерея Петра Лончковского.
  14. Приходно-расходные книги о суммах свечные и церковные выданы две за скрепою и печатью протоиерея Георгия Родостата 1813-го и две шнурованных протоиерея Алексея Дубицкого 1836-го года, ведутся исправно и хранятся в сохранности.
  15. Копии из метрических книг есть с 1813 года и хранятся в сохранности.
  16. Сведения об исповедных росписях есть с 1824 года, хранятся в сохранности[9] .
  17. Обыскная книга[10] издана 1833 года за шнуром и печатью протоиерея Филипа Лукьянова»[11] .

 

К. Стамати

В 1869 году возле этой церкви, по ходатайству местного помещика дворянина, классика молдовской литературы Константина Фомича Стамати (Constantin Stamati) (1786 г.р.), а также по разрешению епархиального начальства и Министерства Внутренних Дел, был построен фамильный склеп семьи Стамати[12]. Этот выдающийся молдавский писатель-просветитель умер 12 сентября 1869 года на 76 годе жизни[13].

13 января 1873 года в Окнице была основана церковноприходское попечение, основной целью для которого стало строительство новой церкви в селе. Главой попечения был избранный дьячок Афанасий Маркоч, а членами – царане Авксентий Годган, Яков Бурдеян, Лупа Боднар, Кирияк Демьян, Семен Пунга и Афанасий Пунга. 24 января 1873 года попечение в этом составе было утверждено архиепископом Кишиневским и Хотинским[14].

В 1883 году «старанием прихожан» в Окнице была построена новая церковь, которая была освящена 8 ноября того же года во имя Михаила: «зданием деревянная, с такой же в одной связи колокольней»[15]. В дальнейшем, стараниями прихожан и местных помещиков эта церковь неоднократно ремонтировалась, а её начинка обновлялась. Например, в 1900 году дворянка Елизавета Михайловна Вырнав была дарована архипастырским благословением за приобретение для церкви икон, лампад, паникадила и другой церковной начинки на сумму 225 рублей[16]. По состоянию на 1909 год церковь представляла собой следующее:

«1. Свято-михайловская церковь Окницы, построенная в 1883 году, старанием прихожан.

  1. Церковь самостоятельная, зданием крепкая, деревянная, с такой же в одной связи колокольней; кругом дощатая изгородь; сторожки при ней нет.
  2. Престол в ней один во имя св. Архангела Михаила; престольный праздник происходит 8-го ноября.
  3. Нуждается в начинке и в служебных книгах; богослужение происходит на церковнославянском и молдавском языках.
  4. Причта при этой церкви за указом святейшего Синода от 4-го марта 1885 года за № 3 положено: один священник и один дьяк; в данное время при этой церкви есть один священник, один в.п. штатного псаломщика и один сверхштатный псаломщик…»[17].

Эта церковь, которая была возведена в 1883 году действует и в наши дни[18].

 

Ниже предоставляем краткие сведения о некоторых священно- и церковнослужителях, которые в разное время служили при православных церквях села Окница.

 

СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ

 

Болбочан Николай Иванович (1826 г.н.) – сын священника Архангело-Михайловской церкви села Липник Хотинского уезда, Ивана Федоровича Болбочана (1786 г.р.) и Анастасии (1791 г.р.).

21 ноября 1851 года освящен на священника Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда. 22 ноября того же года перемещен в Свято-Михайловскую церковь села Новая Татаровка. За его средства эта церковь была покрыта гонтом[19].

 

Болбочан Алексей Иванович (17.03.1828 – 21.05.1894) – сын священника Архангело-Михайловской церкви села Липник Хотинского уезда, Ивана Федоровича Болбочана (1786 г.р.) и Анастасии (1791 г.р.). Получил домашнее образование.

20 мая 1847 года определен на место пономаря при Свято-Успенской церкви села Санкоуцы Хотинского уезда. Того же года освящен в стихарь. 15 июня 1849 года переведенный дьячком в Иоанно-Богословскую церковь села Клокушна, того же уезда. 17 апреля 1850 года перемещен на место пономаря при Архангело-Михайловской церкви села Липник Сорокского уезда. 13 марта 1852 года освящен на дьякона, а 12 ноября 1860 года – на священника той же церкви. 22 сентября 1862 года перемещен на место священника при Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда[20].

22 декабря 1864 года награжден набедренником. В 1886 году ко дню Святой Пасхи награжден фиолетовой скуфьей[21].

Умер и похороненный в селе Окница[22].

Его дети: Федор (08.03.1851 г.р.), Иван (07.01.1854 г.р.), Василий (01.01.1858 г.р.), Мария (1862 г.р.)[23].

 

Ботнаренку Савва (15.11.1894 г.р.) – учился в школе псаломщиков. 1922 года определен на место псаломщика при Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда. Там он служил и по данным на 1930 год[24].

 

Волков Василий Матвеевич (1833–1909) – родился 7 марта 1833 года в селе Окница Хотинского уезда, в семье пономаря Матвея Петровича Волкова (1797 г.р.) и Евфимии (1805 г.р.). В семинарии не учился. 11 июля 1849 года, по собственному просьбе, определенный пономарем, со свячением в стихарь, к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Санкоуцы Хотинского уезда. 4 июня 1851 года назначен на должность пономаря при Свято-Николаевской церкви села Бырнова Сорокского уезда. 8 марта 1855 г. назначен сторожем в Кишиневскую духовную консисторию. 28 ноября 1857 года определен на место дьячка к церкви Святой Преподобной Параскевы села Ожево Хотинского уезда. Там он прослужил до конца своей жизни[25].

Умер 15 июля 1909 года.

Жена: Агафья Андреевна Очинская (1839 г.р.) – родилась 5 февраля 1839 года в семье пономаря села Гинкоуцы Хотинского уезда, Андрея Ивановича Очинского (1800 г.р.) и Марии (1806 г.р.).

Их дети: Евгения (27.08.1860 г.р.) – вышла замуж за Гаврила Гримальского; Ксения (24.01.1863 г.р.) – была замужем за мещанином города Хотин Иоанном Авдеевичем Гайдуковским.

 

Волков (Волк) Матвей Петрович (1797 – 22.01.1878) – из крестьян. Получил домашнее образование. 28 июня 1818 года определен на место пономаря при Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского цинута[26].

Умер и похороненный в селе Окница[27].

Жена: Евфимия Онуфриевна (1805 г.р.)

Их дети: Иван (1827 г.р.), Василий (1833-1909), Никифор (1835 г.р.), Мария (1839 г.р.), Евдокия (1841 г.р.).

 

Волков Никифор Матвеевич (1835 г.р.) – родился в селе Окница Хотинского уезда в семье пономаря Матвея Петровича Волкова (1797 г.р.) и Евфимии (1805 г.р.). В 1858 году определен на место пономаря при Архангело-Михайловской церкви села Окница[28]. Некоторое время состоял в должности пономаря при Свято-Николаевской церкви села Коболчин Хотинского уезда. В 1864 году уволен за штат. 15 апреля 1865 года исключен из духовного звания[29].

Его дети: Домна (1858 г.р.), Дмитрий (1863 г.р.).

 

Колбаба Александр – священник Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда (по данным на 1840-е гг.).

Его дети: Матвей (1840 г.р.)[30]

 

Комерзан Феофил Исаевич (1866 г.р.) – сын священника Свято-Михайловской церкви села Маркоуцы Оргеевского уезда, Исаи Ивановича Комерзана (1819 г.р.) и Елизаветы Григорьевны (1830 г.р.). Служил псаломщиком при Свято-Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда. 3 августа 1883 года определен исполняющим обязанности псаломщика при церкви с. Балкоуцы Хотинского уезда. После этого служил на той же должности при Архангело-Михайловской церкви села Окница ( по данным на 1902 год) и при Свято-Николаевской церкви села Бырнова 5-го округа Хотинского уезда. 8 июля 1913 года, по собственному просьбе, уволен с должности за штат[31].

Жена: Сливинская Надежда Самуиловна (1864 г.р.) – дочь псаломщика Самуила Васильевича Сливинского (1838-1899) и Елизаветы Федоровны Кириллович (1841 г.р.).

Их дети: Александр (23.04.1889 г.р.), Петр (29.06.1893 г.р.), Севастьян (03.03.1901 г.р.), Олимпиада (03.03.1901 г.р.), Дмитрий (24.10.1902 г.р.).

 

Комерзан А.Ф.

Комерзан Александр Феофилович (23.04.1889 г.р.) – родился в селе Бырнова Сорокского уезда, сын псаломщика Феофила Исаевича Комерзана ( 1866 г.р.) и Надежды Самуиловны Сливинской ( 1864 г.р.).

Учился в Єдинецком духовном училище и псаломщицком классе. 3 декабря 1907 года назначен на должность псаломщика при Архангело-Михайловской церкви с. Окница 5-го округа Хотинского уезда[32]. В 1925 году перемещен в церковь с. Нагоряны 4-го округа Хотинского уезда[33]. По данным на 1830 год он служил священником при Свято-Троицкой церкви села Тринка Хотинского уезда[34].

Жена: Болбочан Елизавета Васильевна (1889 г.р.) – дочь почетного гражданина села Окница, Василия Алексеевича Болбочана (01.01.1858 г.р.)[35].

Их дети: Николай (1909 г.р.), Лидия (1913 г.р.)[36].

 

Коробчан Филарет Федорович (01.10.1877 г.р.) – сын псаломщика церкви села Марамоновки Сорокского уезда, Федора Георгиевича Коробчана и Александры Васильевны[37].

В 1900 году закончил полный курс Кишиневской духовной семинарии[38]. Из того же года – священник Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда. 13 марта 1902 года перемещен к церкви села Баксан Сорокского уезда[39].

 

Маркоч Афанасий Николаевич (1810 г.р.) – сын священника Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского цинута, Николая Ивановича Маркоча (1777 г.) и Евдокии Федоровны (1785 г.)[40]. Получил домашнее образование. 30 июля определен дьячком Архангело-Михайловской церкви родного села Окница[41]. Там он служил и по данным на 1853 год.

Первая жена: Екатерина (1816 г.р.). Вторая жена: Солтицкая Елена Петровна (1813 г.р.).

Их дети: Федор (1834 – 02.06.1878), Домникия (1838 г.р.), Иван (07.01.1839 г.р.).

 

Маркоч Георгий Александрович (1855–1906) – сын дьячка Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда Александра Николаевича Маркоча (1823 г.р.) и Евдокии Михайловны (1830 г.р.).

Закончил курс Кишиневской духовной семинарии. В 1877 году закончил Кишиневскую духовную семинарию. 5 августа того же года определен на место псаломщика к Архангело-Михайловской церкви села Окница[42]. Дальше был освящен на священника к другому приходу. Благочинный в Аккерманском уезде.

 

Маркоч Иван Афанасьевич (07.01.1839 г.р.) – сын дьячка Архангело-Михайловской церкви родного села Окница Хотинского уезда, Афанасия Николаевича Маркоча (1810 г.р.) и Екатерины (1816 г.р.). Получил домашнее образование.

11 сентября 1859 года по резолюции Преосвященного Антония, определен служить причетником при церкви родного села Окница[43]. 28 июля 18911 года вышел за штат[44].

Жена: Главан Наталия Андреевна (1841 г.р.) – дочь священника села Александрены Хотинского уезда, Андрея Константиновича Главана. Венчались в 1861 году.

Их дети: Дмитрий (26.10.1861 г.р.), Илья (20.07.1869 г.р.)[45], Георгий (1872 г.р.), Александра (1871 г.р.), Домникия (1874 г.р.), Леон (1876 г.р.)[46].

 

Маркоч Николай Иванович (1777 г.р.) – из крестьян, родился в селе Окница. Получил домашнее образование. В 1799 году определен дьячком к Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинской райи. 1 июля 1810 года митрополитом Дорофеем Ставрополиосом освящен на священника к той же церкви. 2 ноября 1832 года определен на должность депутата.

31 июня 1826 года «за старательное исправление своей должности» награжден набедреником[47].

Жена: Евдокия Федоровна (1785 г.р.).

Их дети: Афанасий (1810 г.р.), Федор (1812 г.р.), Елизавета (1815 г.р.), Ефросиния (1817 г.р.), Порфирия (1820 г.р.), Александр (1823 г.р.), Мария (1826 г.р.)[48].

 

Маркоч Александр Николаевич (1823 г.р.) – сын священника села Окница Хотинского уезда, Николая Ивановича Маркоча (1777 г.р.) и Евдокии (1785 г.р.). Получил домашнее образование. 4 сентября 1842 года, по распоряжению епархиального начальства, назначен служить дьячком при Свято-Михайловской церкви села Ломачинці Хотинского уезда. 7 февраля 1849 года освящен на дьякона к Архангело-Михайловской церкви села Окница, того же уезда[49].

В 1869 году зачислен в число братства Каларашовского мужского монастыря. В 1875 году, из-за болезни, выбыл из этого монастыря. В 1879 году, будучи внештатным дьяконом, зачислен в число братии Жабского Вознесенья Господнего монастыря в Сорокском уезде.

Жена: Евдокия Михайловна (1830 г.р.).

Их дети: Михаил (1850 г.р.), Феодосий (1852 г.р.), Георгий (1855-1906), Филип (1857 г.р.), Константин (21.05.1864 г.р.).

 

Маркоч Федор Николаевич (1812 г.р.) – сын священника Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского цинута, Николая Ивановича Маркоча (1777 г.) и Евдокии Федоровны (1785 г.). Получил домашнее образование. 11 декабря 1833 года определен вторым дьячком Архангело-Михайловской церкви родного села Окница[50]. В дальнейшем был освящен на священника.

Умер до 1853 года.

Его дети: Иван (1843 г.р.), Мария (1844 г.р.)[51].

 

Мунтян М.Ф.

Мунтян Михаил Федорович (23.04.1886 г.р.) – сын псаломщика Свято-Николаевской церкви села Дрепкоуцы 4-го округа Хотинского уезда, Федора Дмитриевича Мунтяна (1848 г.р.) и Надежды Дмитриевны (1851 г.р.). Закончил Кишиневскую духовную семинарию. 25 марта 1910 года епископом Аккерманским Никодимом, освящен на дьякона и 28 марта – на священника к Архангело-Михайловской церкви родного села Окница 5-го округа Хотинского уезда[52]. Там он служил и по данным на 1930 год[53].

Жена: Мария Исидоровна (1888 г.р.).

Их дети: Ариадна, Борис[54].

 

Петика Василий Александрович (27.02.1870 г.р.) – сын псаломщика церкви села Богзешты Оргеевского уезда, Александра Андрониковича Петики. В 1892 году закончил Кишиневскую духовную семинарию – в звании студента.

18 марта 1893 года определен псаломщиком к Вознесенскому собору г. Аккермана. 15 декабря того же года назначенный законовчителем в церковно-приходській школе села Ченак Бендерского уезда. 27 августа 1895 года освящен на дьякона к Архангело-Михайловской церкви села Окница 5-го округа Хотинского уезда. 3 сентября того же года освящен на священника к той же церкви[55]. 21 сентября 1900 года перемещен к церкви села Глинжены Оргеевского уезда[56].

Жена: Дубинская Вера Федоровна (1871 г.р.) – дочь псаломщика.

Их дети: Николай (1895 г.р.).

 

Попович Константин Иванович (21.05.1839 г.р.) – сын священника Архангело-Михайловской церкви села Михалашаны Хотинского уезда, Ивана Николаевича Поповича[57]. 3 июня 1859 года определен причетником к Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда. По данным на 1878 год – сверхштатный причетник[58]. 10 февраля 1909 года вышел за штат.

Жена: Волкова Мария Матвеевна (1839 г.р.) – дочь пономаря при Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда, Матвея Петровича Волкова (1797 – 22.01.1878) и Евфимии Онуфриевны (1805 г.р.).

 

Сербов Авксентий Федорович (1825 г.р.) – сын священника села Василькова Сорокского уезда[59]. Учился в Кишинёвских приходских уездных училищах. В 1845 году поступил в Кишинёвскую духовную семинарию, которую закончил в 1851 году за вторым разрядом. 22 августа 1851 года архиепископом Кишинёвским и Хотинским Иринархом (Я.Д. Попов) освящен на священника к Архангело-Михайловской церкви села Новая Татаровка Сорокского уезда. Того же года, 22 ноября перемещён к Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинского уезда. 1 июня 1852 года утверждён духовным отцом, а 30 мая 1853 года – частным благочинным над 17 церквами[60].

Жена: Ирина Ивановна (1833 г.р.).

Их дети: Дмитрий (1852 г.р.).

 

Спинэй Николай Васильевич (01.06.1880 г.р.) – родился в селе Котова Сорокского уезда, сын псаломщика церкви села Макаровка, Василия Георгиевича Спинэя. В 1902 году закончил Кишинёвскую духовную семинарию.

1 декабря 1902 года освящён на дьякона и 6 декабря – на священника к Архангело-Михайловской церкви села Окница 5-го округа Хотинского уезда[61]. 1 марта 1910 года перемещён к Свято-Троицкой церкви села Дезгинже 3-го округа Бендерского уезда[62]. Там он прослужил как минимум до 1917 года.

20 марта 1809 года награждён набедренником.

Жена: Лашкова Надежда Николаевна (1880 г.р.) – дочь протоиерея Николая Ивановича Лашкова, который в 1902–1910 годах был настоятелем церкви села Дезгінже[63].

Их дети: Василий, Борис, Михаил, Пётр.

 

Цопа Николай Яковлевич (1775 г.р.) – сын священника. Получил домашнее образование. 27 августа 1793 года определён дьячком в Вережанский монастырь. 1 июля 1799 года митрополитом Проилавским Парфением освящён на священника к Архангело-Михайловской церкви села Окница Хотинской райи. 13 марта 1809 года утверждён на должности благотворного священника, на которой находился до октября 1836 года[64].

2 августа 1825 года награждён набедреником. Имел бронзовый крест за участие в войне 1812 года[65].

Жена: Волк (Волкова) Екатерина Григорьевна (1783 г.р.).

 

Чернявский Никифор Прокопович (1777–182?) – сын пономаря, получил домашнее образование – был наученный родителями писать и читать. Некоторое время служило дьяком при Свято-Михайловской церкви в селе Окница Хотинской райи. 13 мая 1801 года, епископом Дорофеем освящён на дьякона. По данным на 1814 год, он уже служил священником при Свято-Николаевской церкви села Коболчин Хотинского уезда. 28 июня 1819 года о. Никифор получил грамоту от митрополита Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Г.Г. Бэнулеску-Бодони), которой ему было подтверждено право служить священником при коболчинской церкви. 30 октября 1818 года его утверждают благочинным Коболчинского благочиния[66].

Отец Никифор был награждён крестом для духовенства в память войны 1812 года, которым, как известно, награждали всех священников Российской православной церкви от митрополитов до приходских священников включительно, которые были в сане до 1 января 1813 года.

Умер во второй половине 1820-х лет, в селе Коболчин.

Жена: Феодосия (1782 г.р.) – дочь дьячка. Почила в Бозе прежде мужа.

Их дети: Феодосий (1796-1843), Василий (1819-1889), Дмитрий (1820 г.р.), Георгий (1821-1882), Екатерина (1811 г.р.), Анастасия (1814 г.р.).

 

____________________________________________________

 

[1] Ciubucciu V. Ocniţa. R-nul Ocniţa // Localităţile Republicii Moldova. Itinerar documentar-publicistic ilustrat. Vol. 9: N-O. – Chișinău, 2009. – P. 338.

[2] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 432.

[3] Молдова ын епока феудализмулуй – Волумул 7, партя 2: Реченсэминтеле популацией Молдовей дин аний 1772–1773 ши 1774 / алкэтуиря, кувынтул ынтродуктив ши коментарииле де П.Г. Дмитриев; суб редакция луй П.В. Советов кандидат ын штиинце историче. – Кишинэу: «Штиинца», 1975. – С. 151.

[4] Сведения о состоянии церквей в Бессарабии в 1812-13 гг. // Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. – Том III.. – Кишинев: Типо-Липография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 262.

[5] Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 года. – Обработал по официальным данным И.Н. Халиппа // Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. – Том III.. – Кишинев: Типо-Липография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 24.

[6] Формулярные ведомости церквей Хотинского уезда за 1830 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 44. – Арк. 202-202зв.

[7] Ґонт – покрівельний матеріал у вигляді дощечок, драниць, плашок.

[8] Фальча (фелчь) – міра площі, рівна 14,322 кв. м.

[9] Исповедные росписи (сведения) – поимённые списки прихожан, которые приходили на исповедь к священнику. Исповедь являлась обязательным церковным таинством для каждого верующего. Осуществлять её прихожане должны были не реже, чем раз в год. Священнослужители обязаны были ежегодно, после окончания Успенского поста, вносить имена всех своих прихожан – и присутствующих и отсутствующих, которые значились в книге за предыдущий год. Сюда же записывали людей и из других приходов с выдачей им соответствующего свидетельства об исповеди и причастии для представления их своим священникам. В случае перехода в другой приход в связи с бракосочетанием, имя этого лица исключали из росписей предыдущего места жительства. При этом причт, получив соответствующее заявление, выдавал детальную выписку из росписи о семейном положении лица для представления новому причту, а со своих росписей такого человека или семью исключал.

[10] Имеются в виду «Брачные обыски» – документы, которые составлялись перед регистрацией каждого брака и удостоверяли его законность. Ведение Брачных обысков введено в 1765 году. В отдельной книге вносилась информация о звании, социальном положении, вероисповедании, месте жительства, возрасте, дееспособности, отсутствии близких степеней родственной связи, которые были бы препятствием для венчания, количестве браков, волеизъявлении сторон, наличии согласия родителей, сведения о посещении исповеди и причастия. Обыск подписывался самими брачующимися, двумя-тремя свидетелями и причтом церкви.

[11] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, Хотинского уезда 2-й части селения Окницы за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 57. – Арк. 245-245зв; Клировые ведомости приходов Хотинского уезда за 1832 года. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 48. – Арк. 236-236зв.

[12] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, селения Окницы, за 1896 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 195. – Арк. 156.

[13] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории в Михайловскую церковь с. Окницы 4-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1869 год. – НАРМ, ф. 211, оп. 19, спр. 7. – Арк. 141зв-142.

[14] Распоряжения епархиального начальства // КЕВ, 1873. – № 3. – С. 30.

[15] Ведомость о Свято-Архангело-Михайловской церкви села Окницы, состоящей в Окницком приходе за 1888 год // Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1888 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 191. – Арк. 146зв.

[16] Распоряжения епархиального начальства // КЕВ, 1899. – № 6, 15 марта.

[17] Ведомость о церкви села Окницы 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1909 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 213. – Арк. 155-156.

[18] Slujbă Arhierească la biserica «Sfinții Arhangheli Mihail și Gavriil» din satul Ocnița, raionul Ocnița // EPARHIA DE EDINEŢ ŞI BRICENI. – http://www.eparhia-edinet.md/2012/01/22/slujba-arhiereasca-la-biserica-%E2%80%9Dsfintii-arhangheli-mihail-si-gavriil%E2%80%9D-din-satul-ocnita-raionul-ocnita/

[19] Болбочан Н. Церковь и приход села Новой-Татаревки Сорокского уезда // КЕВ, Отдел неофициальный, 1878. – № 10. – С. 433.

[20] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви Хотинского уезда села Окницы, состоящей в Окницком приходе за 1878 год // Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1878 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 184. – Арк. 106зв.

[21] Определения Святейшего Синода // КЕВ, 1886. — № 8. – С. 87.

[22] Распоряжения епархиального начальства // КЕВ, 1894. – № 12. – С. 158.

[23] Ведомость о Свято-Архангело-Михайловской самостостоятельной церкви села Окницы, состоящей в Окницком приходе за 1889 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 192. – Арк. 150зв.

[24] Episcopia Hotinului. Anuar / Valeriu Ciobotaru. – Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească»,1930. – P. 106.

[25] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 393.

[26] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, Хотинского уезда 2-й части селения Окницы за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 57. – Арк. 247зв.

[27] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории в Свято-Михайловскую церковь села Окницы 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1878 год. – НАРМ, ф. 211, оп. 19, спр. 25. – Арк. 616зв-617.

[28] Дело об увольнении пономаря села Окницы Хотинского уезда М. Волкова по старости и о назначении на его место его сына Никифора (28.02.1858 – 03.10.1859) // Центральный государственный архив Молдавской ССР. Фонд 208, опись № 3, ч. 1. – Кишинев, [б.г.]. – С. 82.

[29] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 393.

[30] Лотоцкий П.А. Список и краткие биографии окончивших полный курс Кишиневской духовной семинарии за сто лет ее существования (1813-1913). – Кишинев, 1913. – С. 42.

[31] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 480-481.

[32] Ведомость о церкви села Окницы 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1908 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 210. – Арк. 160зв – 161зв.

[33] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 481.

[34] Episcopia Hotinului. Anuar / Valeriu Ciobotaru. – Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească»,1930. – P. 100.

[35] Ведомость о церкви села Окницы 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1909 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 213. – Арк. 156зв.

[36] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 5-м округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Окнице, за 1914 год // Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1914 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 221. – Арк. 136зв-137.

[37] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории в Троицкую церковь села Марамоновки 2-го округа Сорокского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1877 год.

[38] Лотоцкий П.А. Список и краткие биографии окончивших полный курс Кишиневской духовной семинарии за сто лет ее существования (1813-1913). – Кишинев, 1913. – С. 118.

[39] Распоряжения епархиального начальства // КЕВ, 1902. – № 7. – С. 187.

[40] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцатого дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Окницы двуприходской Архангело-Михайловской церкви, состоящей в вотчине княгини Елены Георгиевой Кантакузиной, о числе священно и церковнослужителях их женах и детях обоего пола// Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – НАРМ, ф. 134, оп. 2, спр. 100. – Арк. 443об-444.

[41] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, Хотинского уезда 2-й части селения Окницы за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 57. – Арк. 247зв.

[42] Распоряжения епархиального начальства // КЕВ, 1877. – № 18. – С. 425.

[43] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви Хотинского уезда села Окницы, состоящей в Окницком приходе за 1878 год // Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1878 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 184. – Арк. 106зв.

[44] Ведомость о церкви села Окницы 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1910 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 215.

[45] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории в Михайловскую церковь с. Окницы 4-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1869 год. – НАРМ, ф. 211, оп. 19, спр. 7. – Арк. 124зв-125.

[46] Ведомость о Свято-Архангело-Михайловской церкви села Окницы, состоящей в Окницком приходе за 1888 год // Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1888 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 191. – Арк. 148зв.

[47] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, Хотинского уезда 2-й части селения Окницы за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 57. – Арк. 246зв.

[48] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцатого дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Окницы двуприходской Архангело-Михайловской церкви, состоящей в вотчине княгини Елены Георгиевой Кантакузиной, о числе священно и церковнослужителях их женах и детях обоего пола// Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – НАРМ, ф. 134, оп. 2, спр. 100. – Арк. 443об-444.

[49] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 526.

[50] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, Хотинского уезда 2-й части селения Окницы за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 57. – Арк. 247зв.

[51] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви Хотинского уезда помещичьего селения Окницы, за 1853 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 106. – Арк. 551зв.

[52] Ведомость о церкви села Окницы 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1910 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 215.

[53] Episcopia Hotinului. Anuar / Valeriu Ciobotaru. – Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească»,1930. – P. 106.

[54] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, состоящей в 5-м округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Окнице, за 1914 год // Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1914 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 221. – Арк. 136зв-137.

[55] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, селения Окницы, за 1896 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 195. – Арк. 156зв.

[56] Распоряжения епархиального начальства // КЕВ, 1900. – № 19. – С. 418.

[57] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, селения Окницы, за 1896 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 195. – Арк. 157зв.

[58] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви Хотинского уезда села Окницы, состоящей в Окницком приходе за 1878 год // Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1878 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 184. – Арк. 107-108.

[59] Лотоцкий П.А. Список и краткие биографии окончивших полный курс Кишиневской духовной семинарии за сто лет ее существования (1813-1913). – Кишинев, 1913. – С. 25.

[60] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви Хотинского уезда помещичьего селения Окницы, за 1853 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 106. – Арк. 550зв-551.

[61] Ведомость о Свято-Архангело-Михайловской церкви 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, села Окницы, за 1903 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 200. – Арк. 164зв.

[62] Ведомость о церкви села Окницы 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1908 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 210. – Арк. 160зв – 161.

[63] Квилинкова Е. Православие – стержень гагаузской этничности. – Комрат-София, 2013. – С. 666.

[64] Ведомость о Архангело-Михайловской церкви, Хотинского уезда 2-й части селения Окницы за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 57. – Арк. 246зв.

[65] Формулярные ведомости церквей Хотинского уезда за 1830 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, спр. 44. – Арк. 203зв.

[66] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 717.

_______________________________________________

Ця стаття українською мовою

Залиште свій коментар