Церковь Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы

Автор: admin

Алексей МандзякЦерква Успіння Пресвятої Богородиці села Шебутинці 3 

Шебутинцы – село находящееся в Сокирянском районе Черновицкой области Украины. Под названием «Шибутинцы» впервые упоминается в свидетельской записи от 15 апреля 1641 года, из которой становится известно, что от комиса[1] Михаила Фортуны село перешло во владение вистиернику (казначею) Иордаки Кантакузино[2], купившему Шебутинцы за 300 левов. При этом, из того же документа становится известно, что сам Фуртуна (грек по происхождению) получил это село от боярыни Теодосии (Тодосия, Тудоска) – дочь Дмитрия Барновского (1560–1604) и жена богатого и влиятельного боярина Никорицы Балтаги[3].

Первые известные на сегодняшний день сведения о существовании христианского храма в Шебутинцах относятся только ко второй половине XVIII века. Когда и кем была построена эта церковь нам не известно, но была освящена в память Успения Пресвятой Богородицы. Согласно «Ведомости в молдавский диван от Хотинского цинута о числе в оном селений, в них дворов и людей» от 25 декабря 1772 года, при этой церкви служил один священник[4]. По данным ведомости о посемейной переписи населения Хотинской райи 1774 года, при этой же церкви служил также один священник – «поп Гаврил»[5]. Других духовных лиц не значится. В дальнейшем число священно- и церковнослужителей увеличилось. Так по данным переписи Хотинского уезда 1817 года, в при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы служили 2 священника, 2 дьячка и один пономарь[6].

В 1781 году в Шебутинцах на средства прихожан была построена новая церковь, также Свято-Успенская. По данным «формуляров» за 1812–1813 года: «деревянная, весьма ветхая и малая; одежд и книг посредственно»[7]. В «Формулярной ведомости о священно и церковнослужителях и их мужеского пола детях, находящихся в селении Шобутинце, за 1824 год» о Церква Успіння Пресвятої Богородиці села Шебутинці 1ней сказано следующее: «деревянная, покрыта соломою, совсем ветхая»[8]. Согласно «Расписанию городских и сельских приходов, церквей и причтов Кишиневской епархии» за 1873 год, к Шебутинскому приходу некоторое время была приписана также Свято-Димитриевская церковь соседнего села Кормань[9]. В обеих церквях в то время служили один священник и один псаломщик.

В 1885 году в центре села, на холме, началось строительство новой церкви. В 1887 году оно было закончено. Определением консистории от 14 июля 1887 года было разрешено освятить новопостроенную каменную церковь[10]. В августе 9 числа она была освящена – также в память Успения Пресвятой Богородицы[11].

Материалом для строительства церкви послужил камень черепашник из Шебутинского Яра, стены получились толщиной в 1 м. Крыта оцинкованным железом. Отметим, что ктитором новопостроенной церкви стал местный крестьянин Василий Федосеевич Максимчук, который согласно пересказам старожилов, во время сельскохозяйственных работ на своем поле нашел клад, который состоял из золотых и серебряных монет. На его же средства, в 1896 году был построен дом для священника, а в 1899 году произведен ремонт, и в 1908 году обновлено внутреннее убранство церкви. В 1899 году В.Ф. Максимчуку, за пожертвование на ремонт церкви села Шебутинцы 1400 рублей и на ремонт церковного дома 510 рублей, было преподано архипастырское благословение[12].

Впрочем, не были безучастными в помощи церкви Успения Пресвятой Богородицы и другие жители Шебутинец. В уже упомянутом 1899 году прихожанам было объявлено одобрение епархиального начальства за пожертвование ими 200 рублей на обновление своего приходского храма[13]. В 1907 году от епархиального начальства сельскому обществу Шебутинец была объявлена благодарность: «за усердную заботливость о нуждах своего приходского храма, а также следующим прихожанам означенной церкви: Лаврентию и Епистимии Ткач, за приобретение ими для своей приходской церкви одной светлой хоругви и одного траурного покрывала на аналогий, всего на сумму 19 рублей, Карпу Продану, за приобретение ими светлой хоругви, стоимостью в 15 рублей, церковному старосте означенной церкви Карпу Тымчуку и прихожанам Савве Сыратюку и Ксении Тымчук, за приобретение ими на свои средства, собранные их старанием от своих односельчан, траурных облачений на св. престол, жертвенник и аналогий, траурной занавески на царские врата и других мелких церковных вещей, всего на сумму 78 рублей, и учительнице земской Шебутинецкой школы Надежде Кобылин, за приобретение ею на свои средства, собранные от мальчиков-школьников, для местной церкви одной лампады на горнее место и двух детских стихарей, всего на сумму 38 рублей»[14].

По состоянию на 1914 год, Свято-Успенская церковь села Шебутинцы: «Каменная, с такою же при ней колокольнею, крыта оцинкованным железом; ограда вокруг церкви обведена дощатым забором. Сторожка при сей церкви есть – деревянная, мазанная глиною и побелена известью, крыта гонтом… Престол в сей церкви один (1) – в память Успения Пр. Богородицы. Престольный праздник – 15 августа»[15].

Эта церковь действует и в наши дни. Храмовый праздник отмечается 28 августа[16].

Священно- и церковнослужители

Волошенко Федор Андреевич (1788 г.р.) – священник при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда (по данным на 1835 год)[17].

Жена: Варвара (1796 г.р.). Их дети: Марианна (1817 г.р.) и Юлиана (1822 г.р.).

Гаврил – священник при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинской райи, согласно данным из ведомостей о посемейной переписи населения Хотинского цинута Молдавского княжества, составленных в 1774 году[18].

Гончар Георгий – из крестьян, в 1892 году утвержден церковным старостой при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы 3-го округа Хотинского уезда, на второе трехлетие[19].

Донос Андрей (1887 г.р.) – из семьи духовного звания. Родился 30 ноября 1887 года. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 21 января 1913 года назначен священником к церкви села Редю-Маре Сорокского уезда. С 1918 года – священник при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы 3-го округа Хотинского уезда. 1 сентября 1926 года перемещен к церкви села Гриноуцы Сорокского уезда.

Жена: Евгения Ивановна Полянская (20.01.1890 г.р.) – дочьЦерква Успіння Пресвятої Богородиці села Шебутинці 2 священника Иоанна Савовича Полянского (1860–1926) и Татьяны Васильевны (1862 г.р.); родилась в селе Шебутинцы Хотинского уезда[20].

Заплитный Сава Дорофеевич – из царан, сын Дорофея Васильевича Заплитного (он же Грама). В 1913 году назначен на должность церковного старосты при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы 3-го округа Хотинского уезда, на первое трехлетие[21].

Комерзан Василий Ильевич (1861–1926) – священнический сын. Учился в Единецком духовном училище. 14 декабря 1879 года определен исполняющим обязанности псаломщика при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы 3-го округа Хотинского уезда. 10 мая 1880 года, по прошению, перемещен на место псаломщика к Свято-Георгиевской церкви села Бедраж, того же уезда. В 1881 году распоряжением епархиального начальства перемещен обратно в село Шебутинцы. В 1881 году переведен к Иоанно-Богословской церкви села Ветрянка Хотинского уезда. С 1882 года и по данным на 1885 год – псаломщик при Архангело-Михайловской церкви села Сербичаны, того же уезда[22]. С 1892 года – псаломщик при Архангело-Михайловской церкви села Мендиковцы Хотинского уезда[23]. В 1911 году ему объявлено Благословение Святейшего Синода, с грамотой. Умер 1 марта 1926 года[24].

Дважды был женат. Дети: Порфирий (1888 г.р.), Мария (1890 г.р.), Никонор (1891 г.р.), Лука (1893 г.р.), София (1895 г.р.), Иоанн (1898 г.р.), Валентина (1901 г.р.), Людмила (1905 г.р.).

Корогод Григорий (1789 г.р.) – «из поселян», в 1817 году утвержден на место дьячка при церкви Успенской Богородичной села Шебутинцы Хотинского уезда[25].

Жена: Евдокия (1793 г.р.). Их дети: Кирилл (1819 г.р.) и Мария (1818 г.р.)[26].

Кристя Ефтений – 1 января 1942 года определен на место псаломщика при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Секурянской волости Хотинского уезда[27].

Кухарский Иоанн Евфимиевич – служил причетником в селе Бедраж (по данным на 1870-е годы). 3 декабря 1879 года перемещен к Архангело-Михайловской церкви села Виишоры 4-го округа Хотинского уезда. 22 сентября 1880 года определен причетником при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы 3-го округа Хотинского уезда[28]. Далее возвращен в село Виишоры, на ту же должность.

Лукиянов Симеон (1868 г.р.) – из семьи духовного звания. Родился 1 октября 1868 года. Учился в Кишиневской псаломщичьей школе. В служении с 1892 года. 30 мая того же года назначен к исправлению должности псаломщика при церкви села Кельменцы Хотинского уезда[29]. 22 января 1915 года назначен к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда, в той же должности. 6 апреля 1917 года перемещен к церкви села Ганасены-Ноу Измаильского уезда. В 1918 году возвращен на прежнее место службы. Далее, с 1924 года служил при церкви села Росошаны Белецкого уезда[30].

Лунга Ксенофонт Андреевич (1847–1917) – родился в местечке Бричаны Хотинского уезда, от родителей духовного звания. Получил домашнее образование. 22 сентября 1866 года определен на место пономаря при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы 3-го округа Хотинского уезда. 1 марта 1879 года назначен исполняющим должность псаломщика к Свято-Николаевской церкви села Коболчин, того же уезда[31]. В 1911 году ему объявлено Благословение Святейшего Синода, с грамотой. Умер 3 апреля 1917 года.

Жена: Ксения Георгиевна (1850 г.р.) Их дети: Феодор (1873 г.р.), Александра (1870 г.р.), Екатерина (1881 г.р.), Дмитрий (1883 г.р.), Анна (1886 г.р.), Василий (1889 г.р.) и Мария (1892 г.р.).

Назаревич Василий Петрович (1880–1930) – родился в селе Гвоздовцы Хотинского уезда, в семье псаломщика Петра Петровича Назаревича[32]. Окончил курс Кишиневской духовной семинарии. Некоторое время был псаломщиком при Свято-Димитриевской церкви села Гвоздовцы Хотинского уезда. В 1905 году рукоположен во священника к церкви села Зинькова Подольской епархии. 11 марта 1913 года переведен к церкви села Санкоуцы Хотинского уезда. 5 марта 1915 года перемещен к церкви села Рестео-Атаки, того же уезда. 1 сентября 1926 года перемещен к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда[33]. Умер 3 февраля 1930 года[34].

Жена: Елена Ивановна Полянская (09.05.1886 г.р.) – дочь священника Иоанна Савовича Полянского (1860–1926) и Татьяны Васильевны (1862 г.р.)[35]. Родилась в селе Михалково Хотинского уезда.

Нигайчук Феодор Васильевич (1919–1981) – клирик Черновицкой епархии. Родился 3 марта 1919 года в селе Козыряны Кельменецкого района Черновицкой области, в семье крестьянина. В юности трудился псаломщиком в родном храме в с. Козыряны. 1 апреля 1950 года, епископом Черновицким и Буковинским Андреем, рукоположен во диакона, а затем – во пресвитера и назначен настоятелем Свято-Успенского храма в село Шебутинцы Сокирянского района. Далее служил на других приходах епархии Черновицкой епархии. В 1962 году заочно окончил Ленинградскую Духовную Семинарию. Будучи настоятелем Вознесенского храма в с. Испас Вижницкого района, за усердные пастырские труды, протоиерей Феодор Нигайчук был награжден крестом с украшениями. Скончался 23 ноября 1981 года, после непродолжительной тяжелой болезни[36].

Церква Успіння Пресвятої Богородиці села Шебутинці 4Полянский Иоанн Савович (1860–1926) – родился в селе Пригородок Хотинского уезда, сын псаломщика Савы (Савина) Николаевича Полянского. В 1882 году окончил курс Кишиневской духовной семинарии. 15 июня 1882 года определен на место штатного псаломщика к Свято-Успенской церкви местечка Рышкановка Белецкого уезда. В том же году, 1 декабря, перемещен к Свято-Покровскому собору города Хотин. 9 марта 1884 года рукоположен во диакона, а 11 марта – рукоположен во священника к Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинского уезда[37]. 17 мая 1887 года, согласно прошению, перемещен на место священника при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы, того же уезда[38]. 1 октября 1903 года назначен законоучителем в местную земскую школу. В 1906-1910 гг. исполнял обязанности окружного Строительного комитета. Далее служил при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кулишовка Хотинского уезда[39]. Там он умер 4 октября 1926 года[40].

Вел активную просветительскую деятельность среди населения. Известно, что присоединил к православию несколько иудеев и римо-католиков. Некоторые из этих случаев были освещены в «Кишиневских епархиальных ведомостях», как например, следующий: «Присоединены к православной вере: 5 сентября [1887 г.] священником села Шобутинец, 3-го округа Хотинского уезда, Иоанном Полянским – мещанка девица Михайлина Иосифова Боруцкая – римско-католического вероисповедания, имеющая от роду 18 лет, и наречена Ефросинией»[41].

В 1893 награжден набедренником, в 1898 годах – фиолетовой скуфьей, в 1908 году – камилавкой, а в 1913 году – золотым наперсным крестом.

Жена: Татьяна Васильевна (1862 г.р.). Их дети: Елена (09.05.1886 г.р.) и Евгения (20.01.1890 г.р.)[42].

Симашкевич Філіп

Симашкевич Филипп

Попович Василий Филиппович (1893 г.р.) – сын диакона. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 15 июня 1914 года, согласно прошению, назначен на место псаломщика при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы 3-го округа Хотинского уезда. 12 сентября 1914 года утвержден в должности[43].

Симашкевич Филипп (1890 г.р.) – из семьи духовного звания. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. В служении с 1914 года. В 1930 году определен священником к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда.

Сорочан Георгий Михайлович (1844 г.р.) – родился 1 марта 1844 года в селе Ларга Хотинского уезда. Получил домашнее образование. 25 февраля 1863 года посвящен во стихарь и направлен на место дьячка к церкви села Ленкоуцы Хотинского уезда. 19 апреля 1963 года перемещен к церкви села Тарасоуцы, того же уезда. 6 июля 1865 года переведен на место дьячка при Свято-Георгиевской церкви местечка Новоселица. По данным на 1897 год служил псаломщиком при той же церкви. Далее – дьякон при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы, того же уезда. В 1914 году удостоен государственной награды: «Государь Император по всеподданнейшему докладу Обер-прокурора Святейшего Синода. В 13-й день марта сего 1914 г., в Царском селе, Всемилостивейше, соизволил на сопричесление, за 50-ти летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией, к ордену св. Анны 3-ей степени: … диакона Георгия Сорочана церкви села Шебутинец…»[44].

Жена: Евфимия (Евфросиния) Георгиевна (1848 г.р.). Их дети: Ольга (1867 г.р.), Вера (1868 г.р.), Евгения (1875 г.р.), Александра (1879 г.р.), Мария (1881 г.р.) и Александр (1888 г.р.).

Струтинский Антоний Семенович (1818 г.р.) – сын священника села Молодово Хотинского уезда, Симеона Андреевича Струтинского (1785 г.р.) и Феодоры Даниловны (1795 г.р.). С 1837 года – указной дьячок при Иоанно-Богословской церкви села Молодово Хотинского уезда. В конце 1840-х годах рукоположен во диакона. Священник при церкви Святой Преподобной Параскевы села Ожево Хотинского уезда (по данным на 1853 год)[45]. Священник при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы, того же уезда, – в 1876 году награжден скуфьей. 4 декабря 1884 года, согласно прошению, переведен к церкви села Кишло-Замжиево.

Состоял в браке с Евфросиньей Максимовной (1818 г.р.). Их дети: Евфимия (1841 г.р.), Яков (1844 г.р.), Иоанакий (1847 г.р.) и Михаил (1848 г.р.).

Струтинский Яков – из семьи духовного звания. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 20 декабря 1870 года рукоположен во священника к Свято-Успенской церкви села Мамалыга Хотинского уезда. 9 апреля 1872 года перемещен к Успенской церкви села Негринец. 11 октября 1872 года перемещен к Михайловской церкви села Сталинешты того же уезда и назначен законоучителем в тамошнее народное училище. 10 февраля 1878 года перемещен к церкви Кишло-Замжиево. 4 декабря 1884 года, согласно прошению, переведен к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы 3-го округа Хотинского уезда. 27 марта 1887 года перемещен на священническое место в село Зеленую, 4 округа Хотинского уезда, на место умершего Федора Гримальского. 6 мая 1899 года дарован камилавкой от Святейшего Синода. 3 ноября 1900 года утвержден на должность законоучителя Зеленской церковной школы. В 1907 году, 18 сентября, уволен за штат, согласно прошению.

Сугак Иоанн Григорьевич (1830 г.р.) – сын дьячка села Комаров Хотинского уезда, Сугака Григория Игнатьевича (1803 г.р.) и Анны (1812 г.р.). В семинарии не обучался. 10 июня 1850 года определен дьячком к Дмитриевской церкви села Бырнова Хотинского уезда. 28 июля 1858 года рукоположен во дьякона в село Райлянка Аккерманского уезда. В том же году переведен в м. Новоселицу Хотинского уезда, а 25 марта 1859 года – в местечко Единцы. В 1859 году Высокопреосвященным Антонием архиепископом Кишиневским и Хотинским рукоположен во священника к церкви села Полешты Сорокского уезда. 26 декабря 1862 года переведен в село Ленковцы[46]. В 1863 году переведен к Михайловской церкви села Требесоуцы Хотинского уезда. В 1867 году перемещен к церкви Святой Преподобной Параскевы села Ожево Хотинского уезда. 14 сентября 1879 года низведенный в причетники священник с. Ожево Иоанн Сугак назначен на псаломщичье место в село Шебутинцы, того же уезда. 10 декабря 1879 года «низведенный в причетники священник, и.д. псаломщика» Иоанн Сугак определен на священническое место в село Вережаны Сорокского уезда[47].

Сумневич (Суманевич) Ермолай (1894 г.р.) – сын псаломщика. Учился в Кишиневской псаломщичьей школе. 1 марта 1924 года определен на место псаломщика при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда.

Сумневич (Суманевич) Стефан Григорьевич (1831–1879) – сын дьячка села Ветрянка Хотинского уезда, Григория Яковлевича Суманевича (1784 г.р.) и Марии Ивановны (1790 г.р.). По данным на 1870-е года служил псаломщиком при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда. 18 апреля 1879 года исключен из списков по причине смерти.

Дети: Вера (1865 г.р.), Георгий (07.05.1867 г.р.), Александра (01.04.1870 г.р.)[48]. Георгий, по данным на 1895 год служил при церкви села Несвои 1-го округа Хотинского уезда[49], а в 1914 год служил священником при церкви села Гиздита Сорокского уезда.

Тимчук Карп Стефанович (1854 г.р.) – из крестьян, сын Стефана Даниловича Тимчука (1815 г.р.) и Парасковии Гавриловны (1820 г.р.)[50]. Находился на должности церковного старосты при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда (по данным на 1907 год)[51].

Флорович Феофан Парфениевич – сын священника селения Виишоры, Парфения Флоровича. Некоторое время – псаломщик при церкви села Бедраж Хотинского уезда. 10 мая 1880 года перемещен в село Шебутинцы, того же уезда. 22 сентября 1880 года был возвращен в село Бедраж, и сразу же назначен на ту же должность к Архангело-Михайловской церкви села Виишоры Хотинского уезда. По данным на 1886 – 1908 гг. служил псаломщиком при Свято-Георгиевской церкви села Бедраж 4-го округа Хотинского уезда.

Жена: Реввека Исаевна. Их дети: Иван, Вера (30.07.1887 г.р.).

Харабара (Харабарович) Дмитрий (1752 г.р.) – второй священник при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда (по данным на 1822 год)[52].

Чекан Косма Дмитриевич (1842–1915) – родился 1 ноября 1842 года, в семье духовного звания, в селе Мамалыга Хотинского уезда. Обучался в Кишиневском причетническом классе. 5-го июня 1861 года определен пономарем к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда. 25 февраля 1867 года посвящен во стихарь. 8 июля 1880 года, будучи сверхштатным причетником, определен (переименован) псаломщиком к той же церкви[53]. В марте 1912 года «из уважения к его преклонности лет и 50-ти летнюю беспрерывную службу в Церкви Христовой» рукоположен во диакона, на псаломщическом окладе. В том же году, 12 сентября за 50-ти летнюю «отлично-усердную службу» награжден орденом Святой Анны третьей степени. 12 сентября 1914 года, согласно прошению, уволен за штат. Умер в 1914 или 1915 году.

Дети: Мария (1863 г.р.), Зиновия (1866 г.р.), Евфимия (1870 г.р.), Елизавета (05.10.1883 г.р.) и Стефан (01.01.1879 г.р.)[54].

Яцимирский Василий Онуфриевич (1791 г.р.) – сын священника села Шебутинцы Хотинского уезда, Онуфрия Яцимирского (1755 г.р.) и Марии (1763 г.р.). В 1817 году утвержден дьячком при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы. Местные жители называли его турецким прозвищем «База».

Жена: Евдокия (1800 г.р.). Их дети: Петр (1818 г.р.), Иоанн (1819 г.р.), Василий (1822 г.р.), Дмитрий (1824 г.р.), Михаил (1827 г.р.), Феофан (1832 г.р.)[55].

КапличкаЯцимирский Онуфрий (1755 г.р.) – «из дворян». 21 ноября 1781 года, Проилавским епископом Кириллом, рукоположен во священники к Успенской Богородичной церкви села Шебутинцы. Награжден крестом для духовенства в память войны 1812 года.

Жена: Мария (1763 г.р.). Их дети: Иоанн (1800 г.р.), Евстафий (1805 г.р.), Евфимия (1804 г.р.)[56].

Отметим, что отношения этого священника с крестьянами-прихожанами, а также арендаторами и помещиками не всегда были хорошими. Об этом свидетельствуют архивные документы. Так, например, в 1812 году до суда дошел конфликт между арендатором Г. Лейбовичем и священником Онуфрием Яцимирским. Последний жаловался на Лейбовича за убытки и оскорбления[57]. В 1820 году шебутинские крестьяне жаловались на того же самого священника и его сыновей, об издевательствах над ними: «В селении Шаботиниц есть два священника, из коих один по имени Онофрей тяжко обижает нас, как то насильством и побоями, да не только нас, но и жен наших, крича во весь рот, что он имеет «право убить и заплатить деньгами. За обиды прошедших годов, им же учиненные, мы не делаем никакой претензии, но в настоящем году не в состоянии более переносить…[58] Вследствие чего просим нижайше Вас, милостивого нашего владельца, защитить от сих обид, ибо чрез священника Онофрея разбежимся все, что все под страхом божиим свидетель­ствуем. Иван Тимчук, Франку сын Никулиш, Ханко Оларь, Симон Никулиш, Симон Якобина, Василь Коваль, Николай Шиламанка, Григорий Цуркан, Стефан Лупуляк, Николай Мафтуляк, Михайло Коваль, Григорий Горбан, Симон Бордей, Михаило Филипиш, Георгий Цуркан, Яков Якобина, Петро Зубак, Василий Боблек, Алексей Чеботарь, Иван Поронка, Пантелей Грига, Иван Зиза, Грицко, зять Якобинин, и дворник Иван Волонтир»[59].

Яцимирский Яков Онуфриевич (1799 г.р.) – сын священника села Шебутинцы Хотинского уезда, Онуфрия Яцимирского (1755 г.р.) и Марии (1763 г.р.). Пономарь при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы Хотинского уезда (по данным на 1822–1835 гг.). Местные жители называли его турецким именем Хасан[60].

Жена: Мария (1807 г.р.), в браке с которой родился сын Иоанн (1824 г.р.)[61].

__________________________________________

[1] Комис – сановник, который ведал господарскими конюшнями, конюхами, кузнецами и каретниками двора; вел учет лошадей, перевозил лошадей, подаренных господарем султану, сопровождал господаря во время церемоний, в которых участвовали господарские лошади, был администратором господарских поместий, осуществлял надзор за ковочными кузнецами и колёсными мастерами, занимался приобретением сбруй и украшений для лошадей и сопровождал в поездках по стране господарских гостей.

[2] Иордаки Кантакузино (1581–1665) – сын валашского боярина, великого вистиерника Андроника Кантакузино (1553–04.11.1601) и Ирины Ралли. Будучи греком по происхождению, и перебравшись в Молдавское княжество из Валахии, Иордаки очень быстро влился в ряды молдавского боярского сословия. 21 марта 1644 (7152) года ему была выдана подтвердительная грамота господаря Василия Лупу на два селения, а именно – Шебутинцы и Кормань, с местом для прудов, в Хотинском цинуте. По данным на 1662–1663 гг. Иордаки Кантакузино принадлежало 60 сел полностью, 15 половин сел и 33 фалчи, — все стоимостью в 14 350 золотых.

[3] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 9, 239 – 240. … Своих детей Тудосия (1598–1665) и Некорицэ (Никоарэ, Никорица) не имели, и все свое богатство разделили между племянниками, а также передавали монастырями и церквями. Среди их многочисленных племянников и племянниц числится Кристина Бучум (? – 1626) – дочь Григория Бучума и Марии Барновской (дочь господаря Мирона Барновского и Сафты Балики). Мужем Кристины был Михаил (Михул) Фуртуна (Фортуна, Фуртунэ). Через некоторое время после смерти Кристины, Михаил Фуртуна сошелся с Марией – дочь боярина Хэбэсескула (или Хэбэшескула).

[4] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 431.

[5] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 450 – 451.

[6] Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 года. – Обработал по официальным данным И.Н. Халиппа // Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. – Том III.. – Кишинев: Типо-Липография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 14.

[7] Халиппа И.Н. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812–13 гг. // Труды Бессарабской губернской архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев: Типо-Литография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 260; Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 497.

[8] Формулярная ведомость о священно и церковнослужителях и их мужеского пола детях, находящихся в селении Шобутинце, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[9] Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Кишиневской епархии // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1873. — № 14. – С. 258 – 288.

[10] О постройке церквей // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1887. – № 22, 15-30 ноября. – С. 847.

[11] Ведомость о Свято Успения Пресвятой Богородицы церкви, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[12] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1899. – № 22, 15 ноября. – С. 642. … Отметим, что на храм В.Ф. Максимчук жертвовал деньги не только в Шебутинцах. Будучи частным посессором в селе Рышкановка Белецкого уезда, в 1902 году он на свои деньги приобрел для местной церкви плащаницу, футляр для гробницы на престол, две иконы в серебряном окладе, парчовую ризу, три напрестольные одеяния и др., за что ему было преподано архипастырское благословение (Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1902. – № 13. – С. 345.).

[13] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1899. – № 22, 15 ноября. – С. 642.

[14] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1907. — № 11. – С. 69 – 70.

[15] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[16]Шебутинці (Сокирянський район). Місцеві свята та визначні події

[17] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцатого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Шобутинец, одноприходной Успенской церкви, состоящей на имении умершего помещика Молдавского бояра, медельничера Василия Михайлова Россета, о числе наличном священно – церковнослужителях их женах и их мужеска и женска пола детях // Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[18] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 450-451.

[19] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1892. – № 8, 15 апреля. – С. 119.

[20] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[21] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[22] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории Михайловской церкви села Сербичан, 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и о умерших, на 1885 год.

[23] Ведомость о церкви состоящей Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Мендыкоуцах за 1914 год.

[24] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 4. – P. 6.

[25] Формулярная ведомость о священно и церковнослужителях и их мужеского пола детях, находящихся в селении Шобутинце, за 1824 год // Формулярные ведомости Управляющего Хотинского цынута Бричанской протопопии священника Филиппа Лукиянова, за 1824 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, сп. 97.

[26] Исповедная роспись Кишиневской епархии Бессарабской области Хотинского цинута селения Шобутинец, Успенской Богородичной церкви о обретающихся в приходе сей церкви ниже явленных чинов людям с изъяснением против каждого имени о бытии их во святую Четыредесятницу у исповеди и Святых тайн причастия, и кто исповедовался токмо, а не причастился и за каким винословием, и кто за малолетством не исповедовался, а Святых тайн причастился, значит ниже сего, за 1822 год.

[27] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1942. – № 5-6. – P. 85.

[28] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1880. – № 21, 1–15 ноября. – С. 407.

[29] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1892. – № 12, 15 июня. – С. 173.

[30] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului şi Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1924. – № 11. – P. 3.

[31] Ведомость о Архрангело-Михайловской церкви селения Сербичан 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1896 год; Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1879. – № 6, 15–31 марта. – С. 118.

[32] Ведомость о Свято-Дмитриевской церкви с. Гвоздоуць 5 округа Хотинского уезда за 1896 год.

[33] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 15-16. – P. 174.

[34] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1930. – № 5-6. – P. 51.

[35] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[36] Вечная память почившим [Нигайчук Ф. В., протоиерей, Черновицкая епархия] // Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1983. – №1. – С. 31.

[37] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[38] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1887. — № 11, 1-15 июня. – С. 395.

[39] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 1-2, 15 Ianuarie — 15 Februarie – P. 14.

[40] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1926. – № 17-18. – P. 184.

[41] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1887. — № 20. – С. 763.

[42] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[43] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[44] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1914. — № 16. – С. 184.

[45] Дело по рассмотрению прошения священника церкви с. Ожогова Хотинского уезда Струтинского А. об отводе земли притчу церкви (29.01.1853-30.04.1853) (7 88) – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 2, оп. 1, д. 5902.

[46] Селение Ленковцы Хотинского уезда. Историко-статистическое описание. (Продолжение) // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1880. – № 14, 15-31 июля. – С. 608.

[47] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1880. – № 2, 15–31 января. – С. 37.

[48] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[49] Ведомость о священно- церковнослужителях бывших и не бывших у исповеди во все четыре посты 1895 года у духовника 1-го округа Благочиннического Хотинского уезда, священника церкви Иоанно-Богословской селения Каплевки Артемия Несторовского // Сведения о количестве исповедавшихся церковнослужителей по Кишиневской епархии в посты 1895 года. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 208, оп. 6, д. 1185, связка 31.

[50] Ревизская сказка тысяча восемьсот пятьдесят восьмого года, декабря месяца тридцатого дня, Бессарабской области Хотинского уезда селения Шебутенец, помещика, действительного статского советника и кавалера Густава Васильевича Лерхе, принадлежащего подданством России, о состоящих мужеского и женского пола царанах. // Бессарабская казенная палата. Ревизская сказка о царанах владельческих селений Хотинского уезда, с буквы «Ч» по «Я» (1858–1859) – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 436.

[51] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1907. — № 11. – С. 69 – 70.

[52] Исповедная роспись Кишиневской епархии Бессарабской области Хотинского цинута селения Шобутинец, Успенской Богородичной церкви о обретающихся в приходе сей церкви ниже явленных чинов людям с изъяснением против каждого имени о бытии их во святую Четыредесятницу у исповеди и Святых тайн причастия, и кто исповедовался токмо, а не причастился и за каким винословием, и кто за малолетством не исповедовался, а Святых тайн причастился, значит ниже сего, за 1822 год.

[53] Распоряжения Епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев: Типография Архиерейского дома, 1880. — № 15, 15-31 июля. – С. 312.

[54] Ведомость о церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, состоящей в 3-м округе Хотинского уезда, Кишиневской епархии, в селе Шебутинцах, за 1914 год.

[55] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцатого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Шобутинец, одноприходной Успенской церкви, состоящей на имении умершего помещика Молдавского бояра, медельничера Василия Михайлова Россета, о числе наличном священно – церковнослужителях их женах и их мужеска и женска пола детях // Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

[56] Исповедная роспись Кишиневской епархии Бессарабской области Хотинского цинута селения Шобутинец, Успенской Богородичной церкви о обретающихся в приходе сей церкви ниже явленных чинов людям с изъяснением против каждого имени о бытии их во святую Четыредесятницу у исповеди и Святых тайн причастия, и кто исповедовался токмо, а не причастился и за каким винословием, и кто за малолетством не исповедовался, а Святых тайн причастился, значит ниже сего, за 1822 год.

[57] Дело по рассмотрению жалобы священника села Шибутиниц Хотинского цынута Онуфрия на местного арендатора Лейбовича Г. за убытки и оскорбления (27.06.1812-09.08.1812) – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 1, оп. 1, № 35 (2).

[58] Опущены трудночитаемые подробности об избиениях крестьян сыном священника во время полевых работ.

[59] Реакционная роль религии и церкви. Архивные документы о деятельности священнослужителей в Молдавии. – Кишинев: «Картя Молдовеняскэ», 1969. – С. 87 – 88.

[60] Реакционная роль религии и церкви. Архивные документы о деятельности священнослужителей в Молдавии. – Кишинев: «Картя Молдовеняскэ», 1969. – С. 87 – 88.

[61] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года, апреля двадцатого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Шобутинец, одноприходной Успенской церкви, состоящей на имении умершего помещика Молдавского бояра, медельничера Василия Михайлова Россета, о числе наличном священно – церковнослужителях их женах и их мужеска и женска пола детях // Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100.

6 комментариев на «Церковь Успения Пресвятой Богородицы села Шебутинцы»

  1. Сергей в 29.03.2016 at 5:00

    Здравствуйте! Спасибо за статью! Меня зовут Сергей Григорьев.Живу в Кишиневе. Мне очень интересны сведения о предках. Максимчук Василий Федосеевич скорее всего является моим предком. Судя по ссылкам автор статьи серьезно поработал в кишиневском архиве. Поэтому прошу разрешения использовать информацию о Максимчуке и селе Шебутинцы в некоммерческих целях…
    И вопрос к автору статьи: все ли сведения о Максимчуках попали в статью или есть то,что в статью не попало?

  2. Олексій в 29.03.2016 at 22:32

    Да, изложенную в статье информацию, в некоммерческих целях, можете использовать. Только, пожалуйста, если будете переопубликовывать статью, указывайте автора и первоисточник (сайт)… Сведений о личности Василия Федосеевича Максимчука и его деятельности в роли ктитора церкви села Шебутинцы, у нас пока мало. Надеемся, что со временем удастся узнать больше. Исследования продолжаются.

  3. Сабецька Лариса в 17.11.2016 at 11:56

    Доброго дня, шановні. Щиро вдячна Вам за Вашу працю. Я праправнучка Чекана Косми Дмитровича, правнучка його доньки Єлизавети. Була вражена тим, що знайшла тут спогади прл мого прапрадіда.
    Можу надати інформацію про дітей та решту нащадків прабабусі. А може Ви мнам допоможете узнати щось про решту родичів? Прабабця Ліза говорила, що родичів у неі не залишилось. Але може хоч хтось таки вижив?!?!
    До речі, свою старшу дочку я назвала Єлизаветою.

  4. admin в 22.11.2016 at 22:10

    Сабецька Лариса, про Ваш коментар повідомлений автор статті. Він з Вами зв»яжеться

  5. Лариса в 08.01.2018 at 23:58

    Доброго дня! Мене цікавить інформація про Максимчука Василя, я володію деякими фактами його життя, дуже прошу відгукнутися можливих родичів.

  6. Олексій в 14.01.2018 at 2:16

    Дублюємо інформацію із книги автора цієї статті: «Згідно переказам старожилів, Василь Федосійович Максимчук, під час сільськогосподарських робіт на своєму полі знайшов скарб, який складався із золотих і срібних монет. На його ж кошти в 1896 році був побудований будинок для священика, а в 1899 році проведено ремонт в Свято-Успенській церкві села Шебутинці. В 1899 році В.Ф. Максимчуку, за пожертву на ремонт церкви села Шебутинці 1400 рублів і на ремонт церковного будинку 510 рублів, було надане архіпастирське благословення. У 1908 році його стараннями оновлено внутрішнє оздоблення церкви. Відзначимо, що на храм В.Ф. Максимчук жертвував гроші не тільки в Шебутинцях. Будучи приватним посесором в селі Ришкановка Белецького повіту, в 1902 році він на свої гроші придбав для місцевої церкви плащаницю, футляр для гробниці на престол, дві ікони в срібному окладі, парчеву ризу, три напрестольні шати та ін., за що йому було надане архіпастирське благословення». (Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 292.).
    Деяка інформація про Максимчука в свій час (2015 р.) була опублікована в статті Олени Слободянюк «Отака історія…», основою якої стали розповіді Настасії Андріївни Сиволап: «…На Сокирянщині добра слава лине про Шебутинецьку церкву. Побудована вона 1903 року. І досі незвичайну історію цієї споруди переповідають одне одному сельчани. Дід Настасії Андріївни, орючи поле біля яру, знайшов турецький скарб. Розпорядився ним як справжній щедрий українець. Дав золотих на будівництво церкви, спорядження для неї та на землю. Хотів дід Василь купити собі ще землиці, але в Шебутинцях не було. Поїхав у сусідню Молдавію. Потрапив на торги, де і придбав лот на землю. Висипав із мішечка в шапку золоті монети й став власником чималого поля. І задумав побудувати тут село. Тож поїхав на батьківщину, побував у Шебутинцях, Кормані, Білоусівці, Василівцях, запрошував охочих їхати в Молдавію – на нове місце проживання. Охочих знайшлося чимало. Першу зиму жили в бурдеях (землянках). А навесні возами поїхали додому за лісом. Одна за одною виростали хати – світлі, гарні – як на Україні. А нове село назвали на честь його засновника – Василіуци. Пройшло чимало років. Порозростались родини. Одні помирали, але в ті роки більше народжувалося, почала вміло господарювати молодь. Живуть, як і їхні батьки, – за українськими традиціями. Розмовляють і сьогодні рідною мовою, співають українських пісень… Навесні разом із двоюрідним братом Настасія Андріївна побувала у Василіуцах, які колись заснував її дід. Її радо зустріли у родинах двох вуйків двоюрідного брата. Нічого ніхто не забув. Обнялись, поплакали, згадали рідних…».

Залиште свій коментар