Церковь Успения Пресвятой Богородицы села Васильевка

Автор: admin

Алексей Мандзяк222pimgpsh_fullsize_distr

Васильевка (укр. Василівка) – село в составе Васильевского сельского совета Сокирянского района Черновицкой области. Согласно археологическим исследованиям возникло не позднее XII ст.[1] Впервые упоминается в дарственной грамоте господаря Молдавского княжества Стефана II от 14 января 1447 года, которая была дана боярину Шендрику на право владения несколькими селами, расположенными на территории современной Сокирянщины. Следующее упоминание об этом селе находим в грамоте господаря Петра Хромого от 30 апреля 1576 (7084) года, которой он подтверждает родственникам боярина Иона Воронтаря раздел сел и долей[2]

Как свидетельствую исторические источники, уже во времена первых упоминаний, единственной распространённой среди местного населения религией было христианство. Тем не менее, сведения о разного рода сооружениях, предназначенных для совершения богослужений и религиозных обрядов, относятся к более поздним периодам истории Васильевки.

Вблизи села находится уникальный пещерный комплекс, предположительно XVI–XVII ст. В 2012 году его исследовала группа археологов под руководством кандидата исторических наук П.А. Нечитайло, из состава Днестровской комплексной экспедиции Института археологии Национальной академии наук Украины. Исследование пещер привело к поистине уникальным находкам. П.А. Нечитайло рассказывает:

«Из за того, что эти пещеры, в которые мы попали, являются труднодоступными, они сохранились почти нетронутыми и имеют тот вид, который имели по состоянию на XVII в. Одна из них – пещерная келья с пазами от деревянных конструкций и рельефным крестом. Другая – три однокамерные помещения, соединенные внутри сквозным проходом. К тому же каждое имеет отдельный вход со стороны скалы. В них есть вырубленные из монолита печи…»[3].

Кроме всего прочего, в двух помещения пещер обнаружены прорубленные в полу кресты, «что очень необычно, ведь с VI в. Вселенский собор строго запретил изображать крест на полу, чтобы не топтать его ногами. Впрочем, возможно, не на всех территориях знали об этом запрете или считались с ним»[4].

 Среди местных краеведов бытует предположение, что в далеком прошлом в этих пещерах жили представители христианского монашеского ордена Василиан (лат. Ordo Sancti Basilii Magni)[5]. Впрочем, так или нет, станет известно по результатам исследований проведенных археологами…

Первый же известный нам храм, непосредственно в самом селе Васильевка, был построен в XVII веке и освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1740-х годах в этой церкви был произведен ремонт и обновлено внутреннее убранство. К слову, согласно свидетельствам старожилов в церкви долгое время хранилась икона, на обороте которой был надпись: «1745 год»[6].

Следующая церковь, также  во имя Успения Пресвятой Богородицы, была построена в 1770 году, на месте старой. В 1797 на средства прихожан был произведен ремонт церкви, а в 1807 году, она была перестроена и вновь освящена. Сведения о ней находим в «Ведомостях о церкви» первой половины XIX века. Так, по данным на 1812 год: «построена с древа тонкого, и весьма малая; одежд и книг церковных довольно»[7]. В «Ведомости о Успенской церкви селения Василиуц за 1832 год» написано следующее: «зданием деревянная, покрытая соломою, с таковою же колокольнею»[8].

Сведения почерпнутые из различных источников говорят о том, что в выше указанной церкви хранились и использовались древние церковные книги. Так, например, по данным на 1840 год в этой церкви хранилось Евангелие XVII в., напечатанное во Львове. Так же священники пользовались старинным рукописным ирмологием (ермолог) – нотная или текстовая богослужебная книга, заключающая в себе ирмосы (разновидность тропаря) канонов всех восьми гласов. Согласно записям, сделанных на полях этой рукописи, этим иермологием пользовались уже в середине XVIII века (на 100-м листе имеется следующая запись: «Год 1758»). На 101-м листе были сделаны следующие записи: «Свидетельствовал Благочинный священник Георгий Феодоров Батицки. Порфирий Батицки». Также на полях этой рукописи находим: «1844 года Генваря 1 дня, священник Василий Дрочински»; «Сий иярмолог принадлежит ученику Порфирию Батицкому, от отца Василия Дрочинского, подарил мне 1844 года Мая 20 дня в чем подписуюсь Порфирий Андреив Батицки, Хотинского уезда селения Василиуц Успенской Богородничной церкви»; «1844 года Мая 22 дня, по указу Его Императорского Величества, Хотинского уезда, селения Василиуц, Дьячок Андрей Питров Батицки»; «Священник Павел Жучковскый»; «1845 года Генваря 20 дня, селения Василиуц Успенской Богородничной церкви, Благочинный священник Георгий Батицки»[9].

В 1850 году в Васильевке началась постройка новой каменной церкви: «тщанием местного владельца статского советника Эммануила Иванова Филодора и местных прихожан»[10]. Стройка затянулась и ново-построенная Успенско-Богородичная церковь была освящена и открыта для прихожан только в 1858 год[11]. В 1872 году в ней был произведен ремонт, о чем «Кишиневских епархиальных ведомостях» опубликовали следующее сообщение:

«В пользу Василиуцкой церкви Хотинского уезда, как видно из донесения благочинного священника Феодора Онуфриевича, сделаны следующие пожерт-вования: помещиком дворянином Эммануилом Филодором употреблено на ремонтировку церкви 1800 р. и пожертвованы священническая риза и паникадило в 100 р., коллежским асессором Лукою Колю пожертвованы священнические облачения на 165 р., коллежским асессором Александром Радеус и женою его пожертвованы священническая облачения во. 100 р., дворянкою Пелагеею Чембер пожертвовано вещей на 39 р. и дворянкою Екатериною Рид на 15 р. На церковную утварь пожертвовано местными жителями: Григорием Тютулом 30 р., Иваном Кривняком 30 р., Василием Микарином 7 р., Феодором Увой 6 р., Феодором Цимбалистом 6 р., Феодором Званским 7 р., Афанасием Еламом 7 р., Григорием Слушняком 6 р., Симеоном Зеленым 5 р., Антонием Мельником 5 р., Яковом Шосняком 5 р., Кириллом Тодисийчуком 2 р. 50 к., варшавским мещанином католиком Михаилом Богословским 9 р. и некоторыми из жителей, без обозначения имен, 12 р. Его Преосвященство, по поводу прописанных пожертвований, 18 октября текущего года даль следующую резолюцию: 1) о всей сумме пожертвованной в пользу Василиуцкой церкви донести в свое время Св. Синоду; 2) г. Филодору, если нельзя испросить награждения орденом, о чем рассудит, — испросить благословение Св. Синода с грамотою; 3) жертвователям, пожертвовавшим не менее 100 р., испросить благословение Св. Синода; 4) прочим жертвователям преподается пастырское благословение; 5) о пожертвовании напечатать в Кишиневских епархиальных ведомостях»[12].

В 1890 году на средства уже упомянутого помещика Эммануила Филодора (1820/1826 – 1909) и прихожан, колокольня и церковь вновь отремонтированы, и церковь покрыта гонтами[13] – кровельный материал в виде пластин из древесины. 17 декабря того же года обновленный храм был освящен благочинным священником Миной Черноуцаном.

В 1895 году на мирском сходе обществом села Васильевка было принято решение о постройке ограды вокруг церкви. В том же году на средства общества и при поддержке Э.И. Филодора (который пожертвовал камень и песок), храм и колокольня были окружены каменной оградой с высотой в 1 ½ аршина.

В 1950-х годах, по указанию областного начальства, богослужения в церкви были запрещены. 14 апреля 1983 года церковь Успения Пресвятой Богородицы была разрушена. На ее руинах в 1989-1991 гг. был построен новый храм. В 2006 году произведена реконструкция внутренних помещений церкви.

 223pimgpsh_fullsize_distr

Священнослужители и церковнослужители

Балтага Алексей Васильевич (1884 г.р.), из крестьян. В 1903 году окончил курс Барабойской второклассной учительской школы. В 1903-1906 гг. состоял учителем Мерешовско-Ленкоуцкой церковно-приходской школы, а с 1906 по 1912 год, на той же должности в Яровской церковно-приходской школе. 6 ноября 1812 г., резолюцией епископа Аккерманского Гавриила, назначен исполняющим должность псаломщика при церкви села Васильевка Хотинского уезда. В январе 1914 года утвержден в должности.

Баранец Василий (1754 г.р.) – псаломщик при Успенской Богородичной церкви села Васильевка (по данным на 1819-1822 гг.).

Батицкий Андрей Петрович (1797 г.р.) – сын священника, с 9 августа 1821 г. значится указным дьячком при церкви села Васильевка Хотинского уезда.

Батицкий Порфирий Андреевич (1832 г.р.), родился в селе Васильевка Хотинского уезда, в семье дьячка Андрей Петровича Батицкого (1797 г.р.) и Евдокии Даниловны (1801 г.р.). Получил домашнее образование. 13 февраля 1853 года определен на место дьячка к Успенского Богородичной церкви села Васильевка. 26 сентября 1859 года архиепископом Кишиневским Антонием рукоположен во диакона к Николаевской церкви села Коболчин. В 1861 году, 13 июня рукоположен во священника и направлен служить при церкви села Ожево. 18 сентября 1865 г. перемещен к Покровской церкви села Вартиковцы Хотинского уезда. 8 марта 1871 года перемещен, к церкви села Котелева Хотинского уезда.

Билинский Евфимий Иванович (1840–1905), по данным на 1867–1869 гг. — священник при церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1868 году «по вниманию к усердной пастырской заботливости и благолепии вверенного ему храма Божьего благословлен Его Высокопреосвященством употреблять при богослужении знак церковного отличия набедренник». 19 декабря 1869 года перемещен в к Дмитриевской церкви села Белоусовка. Оттуда, в 1874 г. переведен в село Ломачинцы. 13 марта 1875 года утвержден помощником благочинного по 5-му округу Хотинского уезда. 20 февраля 1879 года перемещен на место священника при церкви села Романковцы, того же уезда. 1 апреля 1892 года перемещен на священническое место в с. Калинешты Белецкого уезда. 12 января 1900 г. определением Кишинёвской Духовной Консистории отрешен от места за проступок; 26 июня 1903 года, согласно прошению, Преосвященным Иаковом определён на священническое место к церкви села Жеврены (Жаврены), Оргеевского уезда. Скончался 17 сентября 1905 года, после непродолжительной болезни.

Богач Феодосий Федорович (ор. 1889 г.р.), из крестьян. В 1911 году окончил курс Кишиневской духовной семинарии и направлен служить к Свято-Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда[14] .6 ноября 1911 года рукоположен во диакона, а 8 ноября, того же года – во священника. 29 августа 1912 года назначен противораскольническим миссионером по 5-му округу Хотинского уезда.

Болбошенко Андрей Григорьевич (1843 г.р.) – сын дьячка селения Гриноуцы, Григория Федоровича Болбошенко (1810 г.р.) и Варвары Георгиевны (1818 г.р.). Получил домашнее образование. В 1860-х годах определен дьяконом при Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1868 году перемещен к Николаевской церкви села Арионешты Сорокского уезда.

Васильковский Андрей Михайлович (1878 г.р.) – сын священника села Ожево, родился в селе Григоровка Харьковской губернии. Окончил курс семинарских наук в Харьковской Духовной семинарии. Далее некоторое время работал учителем в Болбокской второклассной школе. В 1904 году рукоположен во священника и определен на священническое место к церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1914 году, по распоряжению Военного Протопресвитера, направлен священником на Балтийский флот. Затем служил священником при церкви Морской крепости имени императора Петра Великого. В 1923 году «эмигрировал, поселился во Франции. Настоятель церкви при женской обители Нечаянной Радости в Ливри-Гаргане (под Парижем) (1925), настоятель Воскресенской церкви в Бельфоре (1925). После 1925 уехал из Франции»[15].

Гроппа Даниил – сын псаломщика. 13 марта 1900 года выбыл из первого класса Кишиневской духовной семинарии, и назначен исправляющим должность псаломщика при церкви села Васильевка Хотинского уезда. 16 августа 1900 года утвержден в должности псаломщика при той же церкви. По данным на 1908 год, был за штатом.

Евфодиев Николай – пономарский сын. В 1868 году определен пономарем к Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда. В том же году перемещен причетником к Успенской церкви села Дубны Сорокского уезда, а затем возвращен обратно в Васильевку. Вернувшись, он тут же был перемещен к Михайловской церкви села Копачены Сорокского уезда, также пономарем.

Игнатович Виктор (1902 г.р.) – из семьи духовного звания. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. В 1922 году рукоположен во священника и направлен к церкви села Васильевка.

Исакевич Евстратий Матвеевич (1789 г.р.) – сын псаломщика. 21 марта 1816 года определен в Архиерейский певческий хор. В 1817–1821 годах служил дьячком в одном из сел Бессарабской области. Затем вновь переведен в Архиерейский певческий хор. 12 марта 1823 года произведен во диакона и определен к Кафедральному собору в Кишиневе[16]. 27 июня 1826 года рукоположен во священника и направлен к Успенской Богородичной церкви села Васильевка.

Кайсын Петр (1896 г.р.), в 1914 году окончил курс Единецкого духовного училища. Священник при церквях села Васильевка и Роскопинцы (по данным на 1919 год). С 1921 года служил при Христо-Рождественской церкви села Волошково, откуда 1 сентября 1929 года переведен к церкви с. Чепелеуцы.

Каминский Даниил (1765 г.р.) – родом из Подольской губернии, некоторое время проживал в селе Ожево Хотинской райи, откуда родом его супруга – Ирина Заболотная (1779 г.р.). 12 июня 1797 года рукоположен во священника епископом проилавским Парфением, и направлен служить при церкви села Васильевка. 28 июня 1819 года получил духовную грамоту от экзарха Гавриила (Бэнулеску-Бодони)[17].

Кожокару Георгий (1905 г.р.) – с 1928 года, псаломщик при церкви села Васильевка Хотинского уезда.1 января 1931 года вышел за штат.

Крицкий Автоном Николаевич (1864 г.р.) – родился в г. Бельцы, в семье протоиерея Николая Крицкого. В 1888 году окончил Кишиневскую духовную семинарию. 17 октября 1890 года рукоположен во диакона, епископом Аккерманским Аркадием. Тем же епископом 21 октября 1890 года рукоположен во священника и направлен к церкви села Васильевки Хотинского уезда. В 1897 году перемещен к церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы села Вулканешты, где прослужил до 1908 года.

Крокос Василий – из семьи духовного звания. Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 9 августа 1889 года рукоположен во священника к церкви с. Цахноуцы 3-го округа Оргеевского уезда. 25 августа 1897 года перемещен к церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1898 году награжден набедренником. 31 декабря 1903 года перемещен к церкви с. Клокушна.

Крупский Петр  – священник Дмитриевской церкви села Белоусовка. В 1868 году «по вниманию к усердной пастырской заботливости и благолепии вверенного ему храма Божьего благословлен Его Высокопреосвященством употреблять при богослужении знак церковного отличия набедренник». 19 декабря 1869 года перемещен к церкви села Васильевка Хотинского уезда. 7 февраля 1878 года утвержден помощником благочинного по 5-му округу Хотинского уезда. В 1884 году получил Благословением Святейшего синода[18]. 14 августа 1887 года, согласно прошению уволен от должности помощника благочинного. Скончался 23 июня в 1890 году.

Лотоцкий Арефа Евстратиевич – сын пономаря села Бабино Хотинского уезда, Евстратия Григорьевича Лотоцкого (1803 г.р.). Получил домашнее образование. 3 октября 1847 года определен пономарем к церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1873 году перемещен к церкви села Волошково. В 1874 году, согласно прошению, перемещен к церкви села Русяны, но уже 25 октября 1876 года возвращен обратно к церкви села Волошково, сверхштатным причетником.

Лысый Андрей Григорьевич (1850 г.р.) – церковный староста. В 1896 году избран обществом и утвержден епархиальным начальством на второе трехлетие.

Мизюмский Григорий (1870 г.р.), в служении с 1903 года. Некоторое время находился в должности исполняющего обязанности псаломщика при церкви села Орак Кишиневского уезда. 23 сентября 1908 года перемещен к церкви села Клишово Оргеевского уезда. В 1920 году прикреплен псаломщиком к церкви села Васильевка Хотинского уезда.

Микиринов Яков (1796 г.р.) – церковный староста (по данным на 1822 год.)[19].

Мондренко Варфоломей Иоаннович (1807 г.р.) – сын священника села Васильевка Хотинского уезда Иоанна Мондренко (1770–1824) и Параскевы (1786 г.р.). По данным на 1832-1835 года – указной пономарь при церкви села Васильевка.

Мондренко Иоанн (1770–1824) – священник Успенской Богородичной церкви села Васильевка Хотинского уезда (упоминается в 1811-1822 гг.).

Мондренко Иван Иванович (1847–1908) – сын дьячка Ивана Ивановича Мондренко (1819 г.р.) и внук священника Успенской Богородичной церкви села Васильевка Хотинского уезда, Иоанна Мондренко (1770–1824). Получил домашнее образование. 9 октября 1867 года определен пономарем к Архангело-Михайловской церкви села Романковцы. 22 марта 1879 года перемещен к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка, на место сверхштатного пономаря, а 24 мая 1883 года переименован в псаломщика при той же церкви. Умер 16 апреля 1908 года.

Мондренко Феодор Иванович (1811 г.р.) – сын священника села Васильевка Хотинского уезда, Иоанна Мондренко (1770–1824) и Параскевы (1786 г.р.).  Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 12 июля 1832 года определен дьячком к церкви села Белоусовки. 13 декабря 1833 года, переведен на тоже место к церкви село Ожево Хотинского уезда.

Мырза Дмитрий Кириллович – из семьи духовного звания. Уволенный ученик из среднего отделения Кишиневской духовной семинарии, священнический сын Михайловской церкви селения Бешгиоз Дмитрий Мырза, в 1869 году рукоположен во диякона к Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда. После нескольких месяцев службы, в том же году перемещен к Михайловской церкви колонии Бешигиоз Бендерского уезда, сверхштатным дьяконом без права на доходы. 7 марта 1870 года перемещен на место псаломщика к Рождество-Богородичной церкви Бендерского уезда. Дьякон села Райлянки Аккерманского уезда Дмитрий Мырза умер 26 февраля 1897 года.

Пентяков Василий Лазаревич (1850–1899), родился в с. Берестье Хотинского уезда в семье псаломщика-дьячка Пентякова Лазаря Георгиевича (1823 г.р.) и Домникии Васильевны (1836 г.р.). В семинарии не обучался. 3 октября 1868 года определен пономарем к церкви села Коболчин Хотинского уезда. 17 мая 1869 года посвящен во стихарь. 25 декабря 1871 года переведен к Успенской Богородичной церкви села Васильевка Хотинского уезда, на место пономаря. 31 декабря 1873 года утвержден исполняющим обязанности псаломщика при той же церкви. Скончался 31 декабря 1899 года.

Пентякова Евфросиния Андреевна (1860 г.р.) – дочь дьякона села Ломачинец, Билинского Андрея Ивановича (1837 г.р.) и Евфимии Петровны (1842 г.р.). Состояла в браке с псаломщиком Василием Лазаревичем Пентякова (1850–1899). 24 июня 1896 года она определена на должность просфорни[20] при церквях сел Ожево и Васильевка Хотинского уезда.

Пентяков Павел Васильевич (1892 г.р.) – сын пономаря села Васильевка Хотинского уезда, Василия Лазаревича Пентякова (1850–1899) и Билинской Евфросинии Андреевны (1860 г.р.). В 1916 году окончил Кишиневскую духовную семинарию. 28 апреля 1917 года, будучи заштатным псаломщиком при Успенской Богородичной церкви села Васильевка, назначен к Свято-Николаевской церкви села Коболчин. В том же году перемещен на должность псаломщика к Свято-Михайловской церкви села Теленешты. 29 июня 1918 года епископ Кишиневский Никодим рукоположил его во диакона, а 16 июля – во пресвитера. С 1918 по 1945 год отец Павел был настоятелем Свято-Михаиловского храма в селе Гординешты. С 1945 по 1979 год – настоятель Свято-Михайловского храма в селе Будешты. С апреля 1979 года вышел за штат по болезни.

Первяков Евграф – пономарь при Свято-Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда. 23 декабря 1871 года перемещен на ту же должность к Николаевской церкви села Коболчин Хотинского уезда. В дальнейшем служил псаломщиком в нескольких селах Бессарабии. Так, например, известно, что 9 октября 1899 года, псаломщики села Требисоуцы Евграф Перетятков и села Гинькоуцы Юлиан Дулинович перемещены один на место другого.

Попович Георгий – сын священника. В 1868 году, будучи пономарем при Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда перемещен к Успенской церкви села Микауцы Кишиневского уезда, пономарем же. Далее служил в селе Ветрянка Хотинского уезда, откуда в 1879 году перемещен в село Бедраж, того же уезда. В том же году, 3 декабря был отчислен.

Рудьев Сергей – псаломщик при церкви села Васильевка Хотинского уезда. 8 апреля 1910 года утвержден в должности. До этого некоторое время находился в должности исполняющего обязанности псаломщика. 25 апреля 1912 года перемещен к церкви села Перешты Сорокского уезда, на место Михаила Рудьева, который этим же числом был уволен за штат. Спустя время был рукоположен во диакона. Умер в г. Сороки 21 августа 1928 года.

 221pimgpsh_fullsize_distr

Сандулевский Стефан Захарович (1843 г.р.) – в 1866–1869 годах, дьячок Кишиневской Ильинской церкви. В 1869 году рукоположен во диакона к Успенской церкви села Васильевка Хотинского уезда. С июня 1885 года и в 1886 году – священник села Погребы Тираспольского уезда. По данным на 1902 год состоял священником при Токмазейской Архангело-Михайловской церкви.

Фрациман (Фрацоман) Феодор – причетник при церкви села Васильевка Хотинского уезда. В 1868 году перемещен на ту же должность к Успенской церкви села Дубны Сорокского уезда. В том же году возвращен обратно к Успенской церкви села Васильевка.

Чернявский Иоанн – священник при церкви села Васильевка Хотинского уезда (по данным на 1866–1871 гг.)[21].

____________________________________________

[1] Тимощук Б.О. Північна Буковина – земля слов’янська. – Ужгород: «Карпати», 1969. – С. 147.

[2] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – Internet: Сайт «Сокирянщина», 2015. – С. 55, 102.

[3] Чорний О. Таємниці і зваба печер на Дністрі (інтерв’ю з археологом).

[4] Ярова Н. Унікальні відкриття знову поринуть у лету.

[5] Сокирянський район. Василівка. Легенди.

[6] Сокирянський район. Василівка. Духовність.

[7] Халиппа И.Н. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812–13 гг. // Труды Бессарабской губернской архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев: Типо-Литография Э. Шлиомовича, 1907. – С.

[8] Ведомость о Успенской церкви селения Василиуц за 1832 год.

[9] Mihailovici P. Cărţi bisericeşti, manuscrise şi icoane din Basarabia, însemnări vechi fi inscripţii // Revista Societăţii Istorico-Arheologice Bisericeşti din Chişinău. Volumul XXIV. – Chisinau: Tipografia Uniunii Clericilor Ortodocsi din Basarabia, 1934. – P. 100–101.

[10] Ведомость о церкви состоящей в 5-ом Благочиническом округе Хотинского уезда Кишиневской епархии в селении Василиуцах, за 1914 год.

[11] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcăt. după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chișinău: Tip. Eparhială, 1922. – P. 127.

[12] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1872. –  № 21. – С. 689 – 690.

[13] Ведомость о Успенско Богородичной церкви Кишиневской епархии, состоящей в селах Василиуцы и Роспопенцы 5-го округа Хотинского уезда, на 1896 год.

[14] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcăt. după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chișinău: Tip. Eparhială, 1922. – P. 127.

[15] Российское зарубежье во Франции, 1919-2000: биогр. слов.: в 3 т./ Под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. – Том 1: А-К. – Москва: Наука; Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. – С. 256.

[16] Дело об определении дьякона Кишиневского кафедрального собора Исакевича Е. на должность священника в церковь с. Василиуцы Хотинского уезда (21.06.-1826– 02.09.1826) (11). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 205, оп. 1, д. 5027.

[17] Формулярная ведомость о священно- и церковнослужителях и их мужского пола детях, находящейся в селении Василевцах Успенской Богородичной церкви Хотинского цинута, за 1824 год.

[18] Церковный вестник, издаваемый при С.-Петербургской Духовной Академии.  – СПб., 1884. – № 13–14.  – С. 47.

[19] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии  селения Василевец  Свято Успенской Богородичной церкви о находящихся в приходе кто из них во святую Четыредесятницу был у исповеди и святого причастия и кто исповедался токмо, не причастился и кто ж не исповедался и за каким винословием, за 1822 год.

[20] Просфория (просфорня) – женщина, занимающаяся выпечкой просфоры (просвиры) – богослужебного литургического хлеба, употребляемого в православии. Просфорни редкое явление для церквей Сокирянщины того времени. В большинстве сел, согласно обычаю, приготовление просфор входило в круг обязанностей церковного старосты.

[21] Дело по обвинению священника церкви с. Василиуц Хотинского уезда Чернявского И. в порубке леса, принадлежащего помещику Лишину в м. Секуряны Кишиневского уезда (20.02.1867-22.02.1872) (57). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova),  ф. 208, оп. 6, д. 632.

Залиште свій коментар