Чернец из Сокирян: Александр Иванишин

Автор: admin

30 августа 1862 года в Сокирянах в семье крестьянина Маковея Иванишина родился сын, которого назвали Александром. Маковей был человеком набожным, и с малолетства приучал детей Богу молится и к грамоте тянуться. Благодаря этому Александр с детства хорошо знал Святое писание, жития православных святых, а также был обучен грамоте в местной школе.

Когда Александр решил посвятить свою жизнь служению Богу, к сожалению, нам не известно. Но как, свидетельствуют историки, в 1893 году он был пострижен в мантию с именем Афанасий в Свято-Пантелеймоновом монастыре, также известном как Россикон или Новый Руссик — один из 20-и «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Этот монастырь в последней четверти XIX века перешёл под фактический контроль Российской Православной Церкви и  правительства Российской империи (вплоть до начала Первой мировой войны). К концу  XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии, в числе которой был и Александр (Афанасий) Иванишин.

В 1912 году Александр был вынужден вернуться на родину. Причиной тому стали независимые от него события. Дело в том, что в ноябре 1912 г. полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Греция фактически аннексировала Святую Гору Афон. До этого, после распада Османской империи существовал проект кондоминимума, то есть участия всех православных государств Европы в управлении Святой Горой. Но решительные действия Греческого правительства и Первая мировая война на не дали осуществиться этим проектам.

По возвращении на родину, он направляется в Московский Богоявленский мужской монастырь. Место его дальнейшего служения было избранно не случайно. История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1861 году из-за крайней скудости средств Свято-Пантелеймонова Афонского монастыря духовный собор старцев обители постановил отправить в Россию одного из иеромонахов для сбора добровольных пожертвований. В 1867 года иеромонах Арсений Минин прибыл в Москву с афонскими святынями: святой крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Живоносного Гроба Господня, часть мощей св.великомученника Пантелеймона и небольшого размера чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, называемая «Скоропослушница».

В монастыре монах Афанасий стал служить в монастырской Пантелеймоновской часовне. Но служба его там продлилась всего несколько лет. Как известно в 1917 году к власти пришли безбожники. В 1919 году монастырь закрыли, насельников изгнали, но церковная жизнь еще некоторое время теплилась в нем, так как его собор и Спасскую церковь в колокольне обратили в приходские.  Спасская церковь монастыря с колокольней была сломана в 1920-х гг.

В 1920 году Афанасий возведен в иеромонаха, а с 1925 г. (по другим данным с 1926 г.) стал служить священником при Воскресенской церкви на Семеновском кладбище в Москве. В этот период он стал известен многим верующим Москвы. За его проповедями стали следить представители спецслужб новой атеиствующей власти.

20 августа в 1934 году он был арестован Управлением НКВД СССР по Московской области, с обвинением —  «контрреволюционная антисоветская деятельность». 13 августа 1934 года в Московское управление НКВД, а также в прокуратуру была передана секретная докладная записка, в которой сообщалось, что «проживающий в Москве иеромонах Афанасий, он же, Иванишин Александр Маковеевич, опираясь на широкие круги церковников, развил активную деятельность по подготовке верующих к переходу Церкви на нелегальное положение».

Обвинялся также в том, что якобы выдавал некую Н.В. Иванову-Васильеву за дочь Государя Императора Николая II, Великую Княгиню Анастасию.  От «свидетелей» чекистами были получены сведения, что иеромонах Афанасий (Иванишин) «был известен среди широких кругов церковников, как монах-«подвижник» Старо-Афонского монастыря, имевший значительное количество своих почитателей». «Информатор» подробно показал о нелегальных службах иерея Афанасия на тайных квартирах истинно-православных христиан и его проповедях. Он говорил в них о разрушении и осквернении храмов, об арестах невинных клириков и верующих, о том, что «дьявольские колхозы разорили всех крестьян и сморили голодом», что «рабочие и особенно крестьяне страшно измучены и ждут момента для восстания», а главное убеждал верующих, что «советская власть долго не продержится». При этом, ссылаясь на чудо спасения «наследников царской семьи», отец Афанасий торжественно провозглашал, что «советская власть скоро падет», и наконец «на русском престоле будет император Михаил Александрович».

На допросах иеромонах Афанасий отказался подписать обвинения в создании тайных церквей на квартирах в Москве, проведении нелегальных служб и посвящений в монашество, постоянно отвечая на все вопросы следствия, что ничего не знает.

7 октября 1934 года Александру Маковеевичу вместе и другим обвиняемым было представлено «Обвинительное заключение». Он был приговорен к 5 годам ссылки в Северный край, и 11 декабря 1934 года отправлен в Архангельск.

В 1937 году, 22 сентября Иванишин вновь подвергается аресту, с обвинением в контрагитации: «Говорил об уничтожении веры Христовой, утверждал о неизбежности открытия в будущем церквей». Приговорен к высшей мере наказания через расстрел, который был произведен 27 октября 1937 года.

Реабилитирован Александр Маковеевич Иванишин 12 декабря 1957.

Алексей Мандзяк

Основные источники.

1.За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951): биографический справочник/ сост. С.В.Суворова. Архангельск: Православный издательский центр, 2006.

2.Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. Москва: Издательство братства святителя Тихона. 2001

3.Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…». Гонения на Истинно-Православную Церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел –  Москва: Серебряные нити, 1998.

4.Павловский А.  Путеводитель по Святой Горе Афонской. — Издание Братства Русских обителей на Афоне, 1913.

5. Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на святой горе Афонской: [Описание] – Москва: тип. И. Ефимова, 1886.

6. Никодим (Белокуров Никита Иванович). Описание Московского Богоявленского монастыря / соч. моск. викария еп. Дмитровского Никодима. Москва: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1877.

Залиште свій коментар