Энергопоезд № 316

Автор: admin

В историческом плане 50 лет — это миг. Но как много за такой промежуток времени может измениться в нашей повседневной жизни. Имеются в виду хорошие перемены. Так вот взглянем в недалекое еще прошлое. Где-то полстолетия назад в Сокирянах и селах района люди вообразить не могли себе блага, которые имеем сегодня, пользуясь разнообразными электробытовыми приборами. С помощью электричества мы строим и ремонтируем, готовим пищу, лечимся, каждый день узнаем по телевизору о новостях со всего мира, создаем и наслаждаемся искусством с помощью компьютеров…

В 50-х годах для сокирянцев, к тому же не всех, единым благом была в доме электролампочка. Мощности небольшой дизель-генераторной установки в коммунхозе едва хватало, чтобы подавать свет в дома — только утром и вечером. Даже о электроутюге тогда не стоило и думать. Некоторые предприятия для производственного функционирования имели свои небольшие дизельные электростанции. А бывший каменный карьер — наибольшее предприятие в Сокирянах, использовало для своих нужд довольно мощную дизель-электростанцию с символическим названием «Революция»…

Итак, полстолетия назад в нашем районе началась сплошная электрификация. И начало этому большому, без сомнения, делу положил энергопоезд № 316. Помню, как в 1959 году, будучи еще школьниками, вместе с ровесниками бегали на станцию Сокиряны смотреть на этот чудо-поезд и все интересовались, как же он будет вырабатывать электричество. Не думал тогда, что и мне по окончании школы придется некоторое время работать на этой передвижной электростанции.

Более года ожидал поезд своего назначения на запасной колее. Надо было выстроить железнодорожную ветку к урочищу Балка Флока, соорудить специальную эстакаду для вагонов, выстроить вспомогательные помещения, обучить обслуживающий персонал. А главное — проложить линии электропередач по территории района. О событиях того времени с удовольствием вспоминают люди, которые в числе первых начали работать на энергопоезде, Д.И. Гаврилов, В.М. Руснак, В.М. Савчук, О.И. Руснак, Ю.Г. Александрова. Они принимали участие во всем подготовительном процессе, в пуско-наладочных роботах…

В комплексе из одиннадцати вагонов с основным энергетическим и вспомогательным оборудованиям энергопоезд чешского производства (фирмы «Татра») представлял собой паротурбинную электростанцию. Ее мощность составляла 3125 киловольтампер. Такого количества к тому времени с излишком хватало для потребностей района.

Уже «на приколе» состав был размещен на двух колеях. Сначала стоял так называемый административный вагон (дирекция, лаборатория), потом два вагона с котлами, далее — турбина с генератором, за ними — три платформы с градирнями (установками для охлаждения отработанной воды); во втором ряду — вагон-мастерская с металлообрабатывающим оборудованием, вагон водоподготовки, вагон-клуб, где проводились торжественные церемонии по случаю праздников, собрания тружеников. Был также вагон для отдыха. Для удобства и комфорта работающих, снятия усталости после работы действовала душевая установка (горячей воды было достаточно!).

Не вдаваясь в тонкости технологии производства электроэнергии, скажем, что энергопоезд работал круглые сутки, в три смены. Зимой функционировали два котла, которые «пожирали» через сутки в зависимости от качества до 60 тонн угля. А летом, как правило, действовал один котел. И оставим технологию в покое. Главный фактор в этой истории — люди. Так как известно, кадры решают все. Появление энергопоезда имело тогда большой позитив, потому, что были созданы рабочие места для людей города и окружающих сел района. К тому времени для нашей местности это было немалое индустриальное предприятие — работало до 80 человек. Одни из них приобретали специальность энергетика под опекой прибывших с поездом специалистов, первых начальников Мащенко, Шмуригина, профильных специалистов Болданюка, Поченкова, Ушакова, Фомина и др. Отдельные из наших земляков приобретали знания на специальных курсах.

Кроме производственных дел, в коллективе энергетиков были и другие разнообразные жизненные интересы. Здесь была сильная футбольная команда. Праздновали, содержательно проводили досуга, любили песню под аккомпанемент знаменитого баяниста, машиниста турбины Алексея Пынзаря. Нельзя было не восхищаться высокохудожественным оформлением стенных газет крановщика Александра Касьянова. Активностью, энергичностью отмечался председатель профкома турбинист Владимир Руснак.

У многих сокирянцев в записях трудовых книжек значится: «Черновицкая электростанция, энергопоезд № 316…». Недолго действовала электростанция на колесах — 5 лет. После ликвидации энергопоезда бывшие его работники, пройдя школу рабочей закалки, нашли свое достойное место в жизни. Причем, независимо от того, кто сколько времени был в коллективе энергетиков поезда. Скажем, Д. И. Гаврилов, прошел все кадровые ступени Сокирянского района электросетей, и на заслуженный отдых вышел с должности начальника предприятия. Вместе с ним работало немало и других тружеников энергопоезда. Владимир Руснак возглавлял транспортно-экспедиционную автоколонну Черновицкого облпотребсоюза, которая была на станции Сокиряны. Юрий Александров стал высокопрофессиональным музыкантом, талантливым капельмейстером. Владимир Загарчук работал на ответственных должностях райкома компартии, райгосадминистрации, два созыва возглавлял районный совет. Алексей Швец, Александр Руснак немало лет работали на ответственных должностях в Сокирянской исправительной колонии. Леонид Лисогор проживает ныне в России, подполковник погранвойск в отставке… С удовольствием укажу, что, хотя и недолго работал в доброжелательном коллективе, я познал много поучительного, что очень пригодилось в моей дальнейшей жизни.

Энергопоезд № 316… Это уже история, среди основателей и творцов, многих из которых уже нет среди нас, но они сделали свой достойный посильный взнос в это большое дело. А те, кто ныне здравствует, с гордостью рассказывают эту историю своим потомкам… Среди них П.И. Кривой, А.И. Русановский, М.Г. Куря, В.С. Малярчук, М.М. Пилипчук…

Очень доброе дело сделал мой коллега-журналист Александр Черный, который в своем авторском историко-публицистическом издании «Город, где восходит солнце», посвященном 70-летию образования Сокирянского района, вместил небольшой, но интересный очерк о незабываемом мире энергопоезда № 316.

Как-то в конце нынешнего лета бывший профсоюзный лидер энергопоезда Владимир Руснак предложил организовать встречу тогдашних работников предприятия. По возможности он сообщил всем, кого знал. По объективным, видимо, причинам не все пришли. Но то была интересная встреча, то были воспоминания, в которых чувствовалась гордость тем, что мы были дарителями энергии света и благополучия жителям нашего края, что мы были в числе первопроходцев развития электроэнергетики в нашем родном крае.

Константин Савченко.

На снимке: бывшие работники энергопоезда (первый ряд) лаборанты Инна Евгеньевна Станиславова, Екатерина Павловна Кирилюк, Павлина Борисовна Грушецкая, Вера Никифоровна Евань, Мария Яковлевна Скрипник, Зинаида Николаевна Пилипчук; (второй ряд) машинист турбины Алексей Владимирович Швец, рабочий топливоподачи Константин Константинович Савченко, машинист котла Роман Павлович Москалюк, слесарь-инструментальщик Николай Федорович Скрипник; в третьем ряду — машинист водоподготовки Юрий Михайлович Александров, слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов Владимир Николаевич Савчук, токарь Борис Яковлевич Дячук, старший машинист котла Александр Иванович Руснак; в четвертом ряду — машинист котла Данил Иларионович Гаврилов, слесарь цеха водоподготовки Яков Давидович Рубин, машинист турбины Владимир Николаевич Руснак, рабочий цеха водоподготовки Алексей Иванович Маланчук.

Перевод материала, опубликованного на сайте города Сокиряны.

Залиште свій коментар