Открытие церковно-приходской школы в селе Сербичаны Хотинского уезда

Автор: admin

13 ноября [1898 г.] в сел. Сербичанах, Хотинского уезда, освящена и открыта церковно-приходская школа. Торжество посетили своим присутствием председатель Хотинской земской управы К.Ф. Немиц, попечительница новооткрытой школы местная владелица В.И. Занга, владелец с. Кулишовки М.И. Занга, с. Леушен Оргеевского уезда, помещик Рома и мн. др. гостей. В 10 ч утра совершенно было малое освящение воды и окропление здания школы. В служении принимали участие: настоятель местной церкви, убеленный сединами о. Петр Назаревич, 50 лет прослуживший в сане священника, о. наблюдатель церковно-приходских школ Хотинского уезда священник Василий Дашкевич, священники Лампадий Озерянский, Тимофей Доброшинский и Афанасий Софронович. Стройное, умилительное пение хора, организованного из учеников и учениц соседней Белоусовской церковно-приходской школы дополняло собой величие торжества .

Пред молебном и при начале учения отроков о. наблюдателем была сказана приличная случаю речь. Объявив школу открытой, о. наблюдатель в доступной пониманию народа форме выяснил значение школы вообще и нашей церковно-приходской в частности. «Она, говорил он, есть рассадник первоначального образования в духе веры и церкви православной, есть источник того света, который озаряет молодое поколение наших сел и деревень. Школа научает детей любить Бога, почитать Его, исполнять Его святую волю, и таким образом, приближает из к Нему, развивает и укрепляет их нравственность, рассеивает и уничтожает тот мрак невежества, в котором блуждали прадеды, деды и блуждают отцы. Вот почему правительство прилагает все усилия к тому, чтобы везде, в каждом уголке нашего отечества устраивались школы».

Выяснив значение школы о. наблюдатель с искреннею благодарностью обратился к тем лицам, которые содействовали своими средствами и стараниями открытию школы. «Правительство, продолжал он, удовлетворить нуждам всех разом не может, у него нет стольких средств, нет и возможности. Нужны люди благодетели и радетели, которые сознавая великое значение просвещения, всеми возможными для них средствами содействовали бы устройству и открытию школы и дальнейшему ее существованию. Счастливы вы, поселяне, в этом отношении. Вы бедны – открыть школу и содержать ее на свои слишком ничтожные средства не могли, хотя и сильно желали. Ваша надежда видеть детей грамотными, слышать чтение и пение их в церкви , какое вы слышите в соседних селах, где есть школы, по-видимому удалась… Вы упали духом… Но вот на помощь вашей бедности является владелица ваша почтенная Виктория Ивановна. Сочувствуя всей душой школе, сознавая ее силу и значение, она представляет свои услуги устроить школу. Принимает ее под свое просвещенное покровительство и внимание, дает содержание учительнице, а вам осталось только подыскать помещение под школу и привести его в порядок. С благодарностью мы обращаемся к нашей благодетельнице и приветствуем ее, как главную виновницу настоящего торжества».

В заключение отцом настоятелем были высказаны желании и надежда иметь в скором времени вовсе новое здание для школы, более поместительное и удобное, чем настоящее. Речь о. Василия, простая и ясная, произвела сильное впечатление на присутствовавших поселян. Видно было, что они поняли и приняли к сердцу и постараются в скором времени устроить новое здание для школы. Не раз они прерывали речь возгласами: «благодарим батюшка, за совет, подумаем и найдем средства»; «хорошее дело это, мы видим и чувствуем».

По окончании молебна было провозглашено многолетие Государю Императору, Императрицам, Наследнику Цесаревичу, Святейшему Синоду, Преосвятейшему Иакову, Епископу Кишиневскому и Хотинскому , и учащим и учащимся.

Дети школьного возраста (их было до 70 душ) были окроплены святой водой и им учительницей были розданы крестики. Радости детей и родителей не было пределов. Всех благодарили и инициатора школы господина председателя земской управы, и попечительницу и отца наблюдателя за внимание к ним и усердие к школе. Всем участвовавшим в торжестве открытия и освящения школы в доме гостеприимной попечительницы был предложен завтрак.

Открытие школы для деревни вообще имеет важное значение. Это своего рода эпоха, «праздник из праздников», когда радуются и дети и их родители. Для с. Сербичан-же школа должна иметь особенное значение. До последнего времени здесь школы только желали, да крайняя бедность поселян, в особенности последние неурожайные годы не позволяли иметь ее. В деле просвещения Сербичаны, хотя и довольно обширное село, отстало от соседних сел, где давно есть школы, успевшие за время своего существования дать посильный плод и принести пользу. Таковы школы: Романкоуцкая, Михайловская, Белоусовская, Непоротовская и др. Но, слава Богу, к ним теперь присоединяются и Сербичаны, благодаря содействию местной благодетельницы В.И. Занги. Она из своих средств обеспечивает существование школы, а поселянам предлагает отвести здание под школу и привести его в надлежащий порядок. Энергия и умение отца наблюдателя ускорили дело открытия школы. Помещение найдено – бывший кабак перестраивается – и школа открыта. Там где в былое, еще недавнее время шел пьяный разгул, пропивалась последняя трудовая копейка, насаждается, как выразился отец наблюдатель, «рассадник первоначального образования в духе веры и церкви православной».

Правда помещение тесное и школе на первых порах придется мириться со многими неудобствами. Но, даст Бог, поселяне воочию убедятся в пользе школы. Приложат все усилия к тому, чтобы иметь помещение новое, просторное и удобное. Бедности их помогут добрые люди – радетели школы, как помогли и теперь. Важно то, что положено прочное основание делу образования в с. Сербичаны, и мы не сомневаемся, что в недалеком будущем и это село испытает такое же благотворное воздействие школы, какое заметно в других окружных селах.

Св. А. С-чъ .

Исторический материал представлен писателем Алексеем Мандзяком. Далее даются его примечания и комментарии к тексту

Первой учительницей была назначена учительница Волошковской школы, окончившая епархиальное женское училище Мария Центюль. Всяческую помощь, на первых порах ей оказывал псаломщик с. Сербичаны Симеон Левицкий, который был утвержден в должности 30 июня 1898 г. (на место умершего 11 апреля 1898 года псаломщика Василия Кириловичя).

Василий Дашкевич, окончил Кишиневскую духовную семинарию. 22 января 1887 года назначен на священническое место в село Ветрянку, 3-го округа Хотинского уезда. 8 марта 1887 года рукоположен во священника. 13 марта 1887 года определен на священническую вакансию в с. Белоусовку 5-го округа Хотинского уезда. С 1888 г. член Хотинского уездного отделения Епархиального училищного совета 16 февраля 1891 года Василий Дашкевич перемещен на священническую вакансию к Хотинской Царе-Константиновской церкви, с оставлением в должности миссионера. 8 марта 1891 года был назначен законоучителем Хотинского уездного училища. В 1896 г. назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты, а затем (16 сентября) председателем Хотинского отделения Епархиального училищного совета.

Лампадий Озерянский, священник с. Гвоздовцы.

Тимофей Доброшинский, окончил Кишиневскую духовную семинарию (23 августа 1889 года, уволен из 3-го класса), служил псаломщиком, а затем дьяконом Хотинского собора (соборной церкви), а также с 1892 г. учителем в церковно-приходской школе в Хотине. Был секретарем Хотинского уездного отделения Епархиального училищного совета. 11 ноября 1896 года был назначен на священническое место при церкви с. Кулишовки, Хотинского уезда.

Надзиратель-репетитор Измаильского духовного училища, Афанасий Сафронович определен на священническое место при церкви с. Белоусовки Хотинского уезда 3 сентября 1897 г.

В свое время, как уже было сказано, священником этого села был Василий Дашкевич. Во многом благодаря ему в Белоусовке в 1890 году была открыта школа грамоты. Он же был первым учителем в этой школе. В знак уважения к отцу Дашкевичу, по инициативе прихожан с. Белоусовки, при поддержке священника и законоучителя Белоусовской школы Афанасия Сафроновича, в Сербичаны были направлены ученики и ученицы, чтобы принять участие в указанном торжестве.

Согласно народным преданиям, первую церковь во второй половине XVIII в. сожгли турецкие янычары. Следующая церковь, как указывает И.Халиппа была возведена в 1774 г.: «Сербичаны, Михайловская, деревянная, не весьма ветхая, но малая; одежд церковных скудно, а книг не весьма скудно» (Халиппа И. Сведения о состоянии церквей в Бессарабии в 1812 – 1813 гг. // Труды Бессарабской Губернской ученой архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев, 1907. – С. 260.). В 1846 году на ее месте была выстроена Архангело-Михайловская церковь, о которой идет речь в тексте. Эта церковь сохранилась до наших дней. В феврале 2009 г. в Сербичанах была освящена новая Свято-Михайловская церковь, которая находится рядом с старой Архангело-Михайловской церковью.

Иаков, в миру – Пятницкий Иван Алексеевич (1844 — 1922). С 26 января 1898 г. — епископ Кишиневский и Хотинский. С 12 августа 1904 г. — архиепископ Ярославский и Ростовский.

Автором статьи является священник Афанасий Софронович, о котором было сказано выше.

Залиште свій коментар